В связи с приходом в регион лета на один воскресный день и подрастанием очередного любознательного товарища, интересующегося техникой вообще и паровозами в частности, было решено посетить сначала музей РЖД на Рижском вокзале, а потом съездить в паровозное депо на станции "Красный Балтиец".
Собственно младшему в зале на Рижском понравилось так, что он бы из этого зала, что расположен с северной стороны Рижского вокзала вообще бы никуда не уходил. И только обещание сходить посмотреть настоящие паровозы-тепловозы-электровозы на улице, а потом снова вернуться сюда смогло оторвать его от бегания вокруг этой огромной игрушки со специальной стремянкой для маленьких посетителей и рассматривания снующих туда-сюда поездов, трамвайчиком и... ага маленькой фигурки бабушки, выбивающей коврик. Есть в этой экспозиции и такая фигурка, помимо сварщиков, косарей, и даже неких серьёзных товарищей на задворках автосервиса...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52656/16231103.18/0_1ee4a4_ac0b1738_orig.jpg)
На открытой площадке музея со времён предыдущего посещения... давно это уже было... практически ничего не поменялось. Интересно, но паровозы внешне не изменились совсем, чего не скажешь о более современной электрической колёсной братии. Некоторые уже "цветут", а в окнах скоростного поезда просто аквариумы в клеенных стёклах. Хотя вот электричка моего детства ЭР22 стоит по прежнему, как и паровозы, в довольно приличном состоянии.
А солнышко то с непривычки... уже как-то в тенёк хочется спрятаться. Да и паровоз, тот, что катает народ в единственном прицепленном вагоне что-то никак не приезжает. У него есть, конечно, расписание, но тут, как нам объяснили зависит от количества желающих проехать, поэтому корректировки во времени прибытия довольно значительные. Поэтому к радости младшего сына возвращаемся снова в зал. Пока мелкий бегает по залу со стремянкой, а мы за ним к перону вокзала подъезжает таки паровоз. На этот раз приехал пассажирский магистральный паровоз серии П36 с бортовым номером 0120. Кататься в этот раз на паровозе мы не планировали, поскольку в предыдущий раз поездка в обычном пассажирском вагоне, прицепленном к паровозу особого впечатления не произвела. Вот ежели бы в кабииине! Тогда да, но в кабине не катают...
Вон какой дядка там сидит. Но помощник машиниста и машинист, как и в прошлый раз оказались суровыми только с виду. Как никак не каким-нибудь электровозом управляют. А посему, пока паровоз стоял на Рижской, мы все успели залезть в кабину, где младшая дочь, сначала дёрнув, а потом просто повиснув всем своим весом, всё таки дала паровозному гудку выпустить струю пара и огласить окрестности коротким сигналом. На длинный веса сигнальщицы просто не хватило :).
В кабине оказались одновременно пара маленьких механиков, которые с интересом расспрашивали машиниста и его помощника обо всех рычагах и рукоятках. Те охотно отвечали и всё удивлялись, что обычно посетители быстро покидают кабину из-за жары, а эти готовы перекрутить-передёргать все ручки-рычаги. Поэтому одному из маленьких гостей позволили взять из тендера кусок угля и кинуть его в открытые створки топки. Вот туда
Это, судя по восторженному пересказу моей мелкой копии, было одним из сильнейших впечатлений от большого живого паровоза, который пыхтел и парил разнообразными трубочками.
Осмотрев паровоз мы отправились дальше... на электричке. До остановки "Красный Балтиец", где расположено паровозное депо. Сойдя с электрички. Поднялись на мост. Длиииинный мост. И потопали воооон туда, по пути отметив, что тут помимо паровозов, обитает большое число "Ласточек". Их депо расположено за музеем
На стилизованную станцию "Подмосковная" - музей и действующее паровозное депо. Первое здание, куда направляют смотрители, это вокзал. Внутри есть буфет с "пааап, это что манекены?..." Телеграф
начальник станции
и, конечно, багажное отделение. То самое, куда, помнится, "Дама сдавала в багаж. Диван, чемодан, саквояж...".
За вокзалом расположена водонапорная башня. В башне красивая винтовая лесенка, но туда нельзя, поэтому пришлось отловить мелкого, который уже проскочил под цепочкой и если бы отвлеклись, то пришлось бы ловить его где-нибудь наверху.
А ещё там на стене висит уровень поплавковый. Большой...
Выдя, а точнее отловив нарезавшего круги по внутренним помещениям башни мелкого, ну вот не дали на лестницу забраться, а энергии то ещё невпроворот, мы быстро покинули башню, дабы там чего не сломать. И пошли в сторону макета паровоза братьев Черепановых.
Тут нас притормозила смотрительница и попросила подождать, пока она соберёт ещё пару мелких групп, свободно гуляющих по территории, чтобы повести показать механические мастерские и гравную достопримечательность музея...
Мастерския механические собственно мастерские и есть. Довольно чистые, станки ещё с советстких времён, но все живые, рабочие. А вот из механических мастерских попадаешь в большой зал где стоит... Ну вот, оружия разрезанного я насмотрелся много, машин да техники разной. Но вот паровоз в разрезе увидел первый раз. Красиво сделано. Просто отличное наглядное пособие для объяснения устройства и принципа работы паровой машины
Народу было немного, поэтому нафотографировались все вдоволь. А ещё в зале стоят стенды. И на одном из них модель того самого Передвижного консультативно-диагностического центра "Хирург Николай Пирогов"
Поближе. Очень хорошо выполнена деталировка и надписи
С этого поезда мы начинали оценку всех пяти медицинских поездов РЖД с точки зрения медицинского оснащения. На "Николае Пирогове" мы побывали два раза. Сначала втроём с заместителем департамента здравоохранения РЖД в... феврале 2010, а потом ещё раз в октябре 2012 уже большой комиссией во время стоянок поезда в Ярославле. Вот как раз выбегал посмотреть от какого-такого источника питания собственно питается состав на стоянке и все ли пары колёс на месте
Давно это было... Ну а мы вышли из мастерских, осмотрели поворотный стол. На месте. Состояние рабочее, но по желанию посетителей его не запускают. Ну и ладно. Мы в прошлый раз наблюдали, как паровоз на нём разворачивали.
А паровозное депо живёт своей жизнью, поэтому туда не ходят посетители. Хотя и так можно посмотреть на эти живые механизмы с довольно близкого расстояния. Стоят себе попыхивают паром, да дым из труб пускают. Трубы, правда им укоротили. Провода ж везде...
Всё таки есть в них что-то. Что-то такое же, как в старом добротном инструменте. Который приятно греет руку деревом рукоятки... О, кстати. Лопата же. Ну да. А куда ж без этого инструмента в паровозе то?! Вот, пожалуйста. Около того самого паровоза в разрезе на полочке лежит "Лопата. Предназначена для подачи угля в топку" - исключительно! Клеймо на ней странное Большая "М", а под ней "8К"...
Ну вот вроде и всё. На последок зашли в дом начальника станции. Строгий товарищ
Какие интересные выключатели в прихожей...
До электрички домой оставалось ещё минут двадцать. Мы уже поднялись на мост. И тут на водопой подъехал тот самый паровоз, который приезжал на Рижскую. В детстве, помню, такие водоразборные колонки на всех станциях ещё стояли. Сейчас то их порезали в большинстве...
Аппетит у зелёного хороший. 23,5 кубометра угля вмещает тендер этого красавца. А воды, как гласят надписи на тендерах большинства паровозов в депо "отравленной антинакипином" аж 46,6 тонны.
Ну вот теперь точно, пожалуй, всё. А то опоздаем на электричку. Обратный путь быстрее всех проделал младший сын, проспав всю дорогу на рюкзачке, благо электричка была пустая.