Читаю сейчас много всякого театрального, опубликованного на русском в 1920-х годах, и наткнулась на великолепный
сайт театральных публикаций. С одной стороны, можно не мучить наших самотверженных библиотекарш, которые мне все это находят и заказывают. С другой, в оригинальных публикациях встречается всякие занимательные маргиналии.
Например, вот статья Юлия Айхенвальда, "Отрицание театра" (в сборнике "В спорах о театре", 1914). Как понятно по заголовку, Айхенвальд в общем считает театр формой искусства, исчерпавшей себя и не особенно нужной, т.к. пьеса существует и так, на бумаге, без того, чтобы ее представляли на сцене. Соответственно, где-то в середине статьи он пишет такой абзац:
"Иллюстрации, примеры, комбинации... именно это в театре - существенное, а это именно и не нужно, - не нужно тем, кто стал эстетически взрослым. Часто сравнивают театр со школой и справедливо говорят о желательной наглядности его уроков, о его благотворном педагогическом воздействии; это - так, но педагогия нужна только маленьким."
И тут кто-то, так давно, что уже непонятно, карандашом или совсем выцветшими чернилами, исправил точку на запятую и дописал "а маленьких так много".
Или вот сборник "Актеры и режиссеры: театральная Россия" (1928, редакция В. Лидина). Миленький такой сборник коротких в основном автобиографических очерков - родился, учился, играл, любимые роли. Человек семьдесят, наверное.
И кто-то, судя по датам, в конце 30-х годов, просматривал этот сборник и толстым карандашом писал напротив имен актеров: "умер", "умерла", "?умер?". Почему-то этот некто не знал, что Осип Басов умер еще в 1934, окружил вопросительными знаками.
Никто, кстати, не знает, как Басов умер?