Cities-94. Лисичанск. Часть 2. Образцово-показательный проспект Ленина

Feb 16, 2013 11:01



100-тысячный Лисичанск в 2010 году отпраздновал свое 300-летие - это один из старейших городов Донбасса, потому и интересен на фоне более молодых городов Донбасса. Нет, здесь речь не столько об исторических зданиях - мы их немного видели в районе Переездной и содового завода, они в Лисичанске есть - как, на самом деле, во многих городах Донбасса. Речь идет о ментальности жителей, воплощенной в городской пейзаж. Многие молодые города сначала скучны и индустриальны, затем депрессивны и агрессивны - таких на Донбассе немало. Лисичанск другой - едва-едва, но уже он переходит в постиндустриальную эпоху. Да, можно это считать авансом, но через несколько лет его впору будет сравнивать с Бориславом - городом проблемным, свой пик развития как центр нефтедобычи уже пережившим.

Думаю, 300-летний юбилей сыграл для Лисичанска определенную роль - город весьма чист, зелен, центр украшают новенькие фонари с гербами. Впрочем, немалая заслуга в формировании постиндустриального Лисичанска как города, а не разросшегося заводского поселка, сыграли градостроители 1970-х годов. Ведь хотя на самом деле город почти полностью состоит из частного сектора, центральный проспект Ленина застроен довольно интересными многоэтажками и общественными зданиями и выглядит вполне достойно - а индустрия, как и положено, где-то там, на окраинах. Центр же отдан людям.

Начнем со сквозного парка с улицы Свердлова, где мы завершили первую прогулку. Всю историю этого мемориала уже не совсем помню - но кажется памятник, что здесь стоял, развалился сам по себе. Выход нашли в нынешних традициях православных коммунистов:)


Аллея от мемориала довольно живописна


Направляемся в сторону центральной площади. Фонари новенькие


Герб города на фонарном столбе


Небольшие магазины также пристуствуют - но в основном хватает ТРЦ и первых этажей. Ларьки? - нет, не слышали, только у рынка.


Орденоносный дом с балконом в древлянском стиле (см. Коростень - там таких много)


Лисичане любят подарки:)


Подходим к парку, точнее все же скверу


В парке конечно же танк


Краеведческий музей - обязательный атрибут городов на Донбассе. И зачастую в них проведены ремонты.


Городской пейзаж проспекта Ленина


За краеведческим музеем - художественная школа. Весьма интересное решение с аркой


Сразу в нескольких городах Луганщины на центральных улицах встречаются такие фонари. В Стаханове, например


Виктор! Янукович? Ющенко? Или какой-нибудь Петренко?    Лавички весьма хороши


На площади конечно же Ленин:) А вот за монументом и небольшой зеленой зоной начинается частный сектор


Опоры фонарей, установленных к 300-летию города


Кинотеатр на центральной площади сохранен и в 2010 году украшен баннерами 300-летия города


Здесь мы посмотрим, каким был Лисичанск


Подобные стенды в центре на самом деле - весьма ценный источник, т.к. найти все это очень сложно.


Лисичанская воздушная канатная дорога (ВКД) - грузовая канатная дорога, соединяющая Белогоровский меловой карьер и лисичанский содовый завод «Лиссода». Канатная дорога предназначалась для доставки сырья (мела) из Белогоровского карьера на содовый завод в Лисичанске. Считается, что дорога была построена в 1954 году, однако, по некоторым источникам, данная дорога уже была обозначена на топографических картах 1943 года.

Длина дороги: 16 563 метра - она самая длинная в Украине. Скорость движения вагонеток: 9 км/ч. Основу дороги составляют 147 металлических опор. Сама дорога состоит из двух участков, соединяющихся на станции «Угловая» под небольшим углом друг к другу. Для обслуживания дороги был предусмотрен штат более 100 человек в двух бригадах: лисичанской и белогоровской.

Примечательно, что несколько километров канатной дороги проходит через жилой район г. Лисичанска. Согласно некоторым источникам, при строительстве дороги была предусмотрена 35 метровая зона отчуждения, которая в дальнейшем была самовольно застроена. По воспоминаниям же местных жителей, дорогу вели прямо через жилые дворы, и их владельцам содовый завод некоторое время выплачивал компенсацию. После остановки в 2010 году Лисичанского содового завода ведущая к нему канатная дорога также перестала действовать.
Источник - Википедия

Та самая грузовая канатная дорога. Видно, как с вагончика что-то сыплется:) Саму дорогу мы видели в первой части.


Старый Лисичанск. Памятник Капустину и ныне есть, хотя вроде не этот


И содовый завод ближе


Исторические фото Лисичанска


Учебная шахта - в Лисичанске еще в царские времена действовал по сути НИИ шахтного дела. Подобное учреждение доныне еще сохраняется в Макеевке - знаменитый МакНИИ


Лисичанский горный техникум был основан 21 мая 1872 года, как штейгерская школа, Положением о Лисичанской штейгерской школе,
утвержденном императором Российской империи Александром ІІ. Целью открытия штейгерской школы являлось «приготовление штейгеров, т.е. мастеров рудного дела для каменноугольной области Донецкой». По Положению штейгерская школа состояла в ведении начальника Луганского горного округа под ближайшим надзором управителя Луганского чугунолитейного завода. Под учебный корпус было использовано одноэтажное здание в центре поселка Лисичанска, использовавшееся до этого под склады хлебных и продовольственных запасов для горнорабочих казенных рудников.
С 1881 года для штейгерской школы была введена в эксплуатацию при поддержке Министерства Государственных имуществ Российской империи в ведении, которого она находилась школьная шахта, единственная в своем роде среди учебных заведений горного профиля в Российской империи.



В 1888г., с целью изучения развития угольной и соляной промышленности и подготовки специалистов-горняков, в Лисичанской штейгерской школе побывал выдающийся ученый Д.И.Менделеев, который прочитал ряд лекций и встреч с преподавателями. Результатом этого посещения явилась обзорная статья в журнале «Северный вестник», где, в частности, он писал: «Лисичанская штейгерская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения».

В 1907г. Лисичанская штейгерская школа находится в ведении Министерства торговли и промышленности Российской империи. С 1876 по 1916 гг. включительно в Лисичанской штейгерской школе было подготовлено 729 штейгеров, которые составили основу среднетехнического персонала угольного Донбасса. Источник

Здание Лисичанского горного техникума на площади


Здание Лисичанского районного нефтепроводного управления, выстроенно в 1990-х годах. Ныне здесь множество контор, в том числе и Укрелеком. По сути, главный бизнес-центр города


Одна из жилых многоэтажек по проспекту Ленина


Еще ЛРНУ


В верхнем городе старых зданий совсем мало, в основном они на Переездной у содового завода


Большая часть многоэтажек строилась по довольно интересным проектам, и, что отрадно, практически все первые этажи сразу выполнены как магазины


Частные дома здесь напоминают скорее Николаев, чем Донецк


Картинка из большого города


И еще большого города


Вполне симпатичная аллея - такие и в курортных городах бывают


На проспекте несколько вполне современных ТРЦ


Было что-то... Донбасс.


Чуть переместимся. Улица в сторону Северодонецка - здесь с десяток торговых центров.


Название вполне однозначно намекает:) ну а первоначальное предназначение здания прелестно


И по цвету, и по названию вполне позитивно. Кто тут о депрессивном Донбассе говорит?


Визуально Лисичанск - очень зеленый город, в первую очередь за счет того, что высотная застройка в основном на проспекте Ленина


Лисичанск. Часть 1. Отсюда начинался угольный Донбасс

Лисичанск. Часть 2. Образцово-показательный проспект Ленина

Луганская область, Лисичанск, cities, градостроительство

Previous post Next post
Up