Cities-94. Лисичанск. Часть 1. Отсюда начинался угольный Донбасс

Feb 13, 2013 10:19




Лисичанск - это тот город, откуда по сути начинался ныне знакомый нам Донбасс. Именно здесь в 1724-25 годах Григорий Капустин выявил впервые залежи каменного угля, который, однако, разрабатывать начали лишь через несколько десятилетий. В 2010 году Лисичанск отметил свое 300-летие - это один из старейших городов Донбасса. В этой части мы пройдемся по второй по важности улице города - улице Свердлова, - а также посмотрим из окна автобуса на содовый завод - здесь сохранилось несколько зданий начала ХХ века, а также вот такой интересный конструктивистский клуб где-то 1920-1930-х годов.

У железнодорожного вокзала, который расположен в долине реки между Лисичанском и Северодонецком и который я так и не увидел, стоят старые хаты



Въезжаем в Лисичанск со стороны Северодонецка



Между Лисичанском и Северодонецком протекает река и проходит жд-линия. Спуск со стороны Лисичанска весьма крутой - серпантином.



Сделаю выдержки из хорошей статьи в Википедии. Лисичанск находится в северо-западной части Луганской области в 90 км от Луганска, на высоком правом берегу Северского Донца. То поднимаясь на холмы и возвышенности, то спускаясь в лощины, балки и долины, город причудливо раскинулся на северных отрогах Донецкого кряжа, нависающих над рекой. Эта живописная местность носила когда-то название «Оленьи горы»

Эти земли Дикого поля со времени татаро-монгольского нашествия до середины XVIII века не были заселены. На самом деле - только официально, так как здесь селились беглые крестьяне, выстроившие на левом берегу Северского Донца городки Боровской, Трехизбенкский и другие. К началу XVIII века после подавления Булавинского восстания по приказу Петра Первого были полностью уничтожены, люди переселялись неподалеку и строили новые.

Админздание Лисичанскуголь. Местные жители говорят, что часть шахт взяли в аренду китайцы и что-то уже работает.



Памятник Григорию Капустину - человеку, обнаружившему залежи угля на Донбассе, расположен у автостанции в направлении Северодонецка. Традиционно для Донбасса выкрашен в золотистый цвет



Главный автовокзал, видимо, после реконструкции - что традиционно для Донбасса. Автовокзалы здесь много где в идеальном состоянии



7 утра, люди ждут автобус.



С целью освоения правобережья Северского Донца между речками Бахмутом и Луганью правительство Российской империи начало организовывать военные поселения. По указу Сената от 29 мая 1753 года в числе других подразделений, которые состояли из бежавших из под турецкого ига сербов, хорватов, болгар и волохов, на речке Верхней Беленькой была поселена третья рота Бахмутского гусарского полка. Возникшее поселение получило двойное название: Третья Рота - по номеру подразделения и село Верхнее - по названию речки. В 20 километрах от третьей роты обосновалась пятая рота того же полка. Населенный пункт именовался по номеру роты, а также Привольное.

Военные поселяне вели своё хозяйство и в то же время защищали границы государства от набегов крымских татар. После присоединения в 1783 году Крыма к России опасность миновала, и военные поселения были переведены на положение казенных крестьян. Офицеров гусарских рот царское правительство наделило свободными землями, которые имелись вблизи военных поселений. Новые владельцы вели свое хозяйство на крепостнической основе, стремясь привлечь сюда и закрепить за собой рабочую силу.

Большая часть светофоров в Лисичанске - новенькие, с таймером даже для автомобилистов



Лисичанск - город очень вытянутый, и по сути единственная троллейбусная линия здесь как нельзя кстати. Однако троллейбусов немного.



Общага



Реконструкция советского здания



А вот продолжение того же здания



Разведанный в 1724-1725 годах Григорием Капустиным уголь до конца века лежал нетронутым. С 1792 года матросы Черноморского флота под руководством инженера-капитана Н. Ф. Аврамова организовали здесь добычу топлива, которое отправлялось в Николаев и другие порты. Добыча угля однако не была систематической. К тому же матросы разрабатывали обнаженные пласты. Интенсивное освоение южных степей, развитие Черноморского флота вызвали к жизни первые предприятия Донбасса. 14 ноября 1795 года Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля» (ныне - город Луганск). В соответствии с этим указом на земле крестьян села Верхнего (Третьей Роты), возле балки Лисьей был заложен рудник, положивший начало промышленной разработке каменного угля в Донбассе.

Добываемый уголь отправлялся на Луганский литейный завод, Черноморскому флоту, продавался на солеваренные заводы в Бахмут, Славянск, а также на сахарные заводы, использовался в кузнецах и для отопления помещений. Вместе с шахтой в том же, 1795 году был основан новый населенный пункт - первый шахтерский поселок Донбасса, получивший затем название Лисичанск.

Детский сад, на горизонте район Северодонецка, за рекой



Детская площадка оформлена в виде крепости с традиционно креативными советскими скульптурами



Неведома зверушка на руинах крепости



Детский джаз!



Скульптуры в парке очень жесткие. Что курил автор - неведомо. Отсюда мы вышли на главную улицу - проспект Ленина, о нем во второй части. А пока вернемся к рынку.



Рынок Лисичанска вполне прозаичен



И в Лисичанске есть звонильные будки



Делец!



10 января 1821 года вышел указ, по которому казенные крестьяне села Верхнего, где проживало тогда 1232 человека, переводились на положение непременных работников Луганского литейного завода. Им вменялось в обязанность перевозить уголь на своих лошадях и волах с Лисичанского рудника в Луганск.

Резкое ухудшение положения, жестокие притеснения и произвол со стороны администрации вызвали у верхнян протест. 8 октября 1821 года они обратились к царю с жалобой и просили вернуть их в прежнее состояние военных поселян, писали министру финансов. 16 июня 1822 года 39 непременных работников отказались выходить на работу. Инициаторы были наказаны: Иван Исаенко и Иван Попов (бежал в слободу Боровскую, написано в истории пгт. Боровское) арестованы и посажены в заводской острог, семь других работников без всякого суда высечены розгами. Но жителей Верхнего это не останавливает. 6 апреля 1823 года они снова пишут жалобу царю, добиваясь освобождения от обязанностей непременных работников.

Тротуар ограждают столбики!



Новенькая автостанция на въезде со стороны Стаханова. Это традиция восточных областей - хорошие новенькие автостанции. Такого, чтобы автобусы отправлялись "от пятого столба", как это часто бывает в Киеве, здесь просто нет.



Платформы очень стильные, хотя и высоковаты навесы



В середине XIX века в районе Лисичанска возникли частные шахты. В селе Рубежном с 1858 года действовал рудник помещицы Шаховой, затем были открыты рудники Депрерадовича и Богдановича. Открывали свои шахты на своих полях и некоторые крестьяне Лисичанска, Верхнего, Приволья. В 80-х годах таких шахт насчитывалось около двух десятков.

В 1879 году от Попасной до Лисичанска была проложена железнодорожная ветка, а в 1895 году Лисичанск был соединен железной дорогой с Купянском, благодаря чему получил выход в центр страны. Это способствовало дальнейшему развитию здесь промышленности. Весной 1890 года в селе Верхнем акционерное общество «Любимов. Солве и К°» заложило Донецкий содовый завод, который в апреле 1892 года начал выпускать кальцинированную соду. Рядом с заводом был открыт железнодорожный пост Любимовский, переименованный затем в станцию Переездная.

Здесь нехитрый общепит и конечная маршруток



Новая пожарная часть с жильем для мчсников



И старое пожарное депо



Донецкий содовый завод, положивший начало развитию химической промышленности Донбасса, с первых лет стал крупнейшим предприятием отрасли, опередив по объёму производства Березниковский содовый завод. В 1895 году он выработал 22500 тонн соды. В дальнейшем мощность возросла, был налажен выпуск бикарбоната натрия и других видов продукции.

Для обеспечения завода топливом акционерное общество взяло у казны в аренду лисичанскую шахту «Дагмара», а в 1896 году начало рядом с ней сооружение крупной шахты «К. Скальковский». В 1902 году на этой шахте работало 1250 человек, было выдано 6,8 миллиона пудов угля. В селе Рубежное в 1897 году основано акционерное общество Александро-Дмитриевских копей, в 1902 году была заложена ещё одна частная шахта. В 1899 году в селе верхнем был запущен завод акционерного общества Черноморского цементного производства. Кроме того здесь действовали кирпичный завод, мукомольная мельница, в Лисичанске - небольшой стекольный завод.

Напротив автостанции - рынок и несколько двухэтажных магазинов



Городской стадион, сделан по уму: слева трибуны, которые служат и оградой, и рекламной площадкой



Едем к заводу



Ресторан "Застава" в виде крепости. В Мироновке есть подобное, помасштабней.



Вид на завод. Эта часть города называется Переездная



Проезжаем под канаткой



Продолжение канатки в сторону завода



И еще канатка снизу



Еще промзона. Справа на холме - новый город



А чуть в стороне у завода расположены "Синие озера" - отстойники химпроизводства


Многоэтажка явно довоенных времен, очень добротная



Еще из старого



Админздание



Дореволюционное здание близ завода



Оно же со стороны дороги



Еще одно большое царское здание, жаль, смазалось - с автобуса



Клуб выстроен в модном в 1920-е годы стиле конструктивизм. Классное здание, неожиданное



Жесткий такой забор



Довольно капитальная одноэтажка



Есть и совсем старые постройки



Степь луганская...



Поле подсолнухов. Почти национальный флаг:)



Лисичанск. Часть 1. Отсюда начинался угольный Донбасс

Лисичанск. Часть 2. Образцово-показательный проспект Ленина

Луганская область, Лисичанск, cities, городская скульптура

Previous post Next post
Up