Cities-90. Тернополь. Часть 5. Центр. Маленький Львов постсоветского периода

Dec 03, 2012 10:11




И в заключение отчетов о посещении Тернополя в 2012 году - прогулка по центральной улице города - Руськой, прилегающим улочкам старого города и на вокзал. Говоря о туристически интересных городах, Тернополь нередко оставляют в стороне, ссылаясь на значительные разрушения в войну и уделяя больше внимания замкам области. Но зданий австрийско-польского периода в Тернополе сохранилось довольно много - отчего город напоминает Львов, правда, не самые центральные кварталы. А легкие оттенки небогатого провинциализма и постсовка Тернополю ничуть не вредят, а лишь создают атмосфору домашности.

Начнем с района ЦУМа. Здание филармонии - это несколько ниже центра, ближе к автовокзалу



ЦУМ по-советски монументален, а отдельными элементами архитектуры напоминает киевского собрата



Раритетный троллейбус Шкода 9-тр на улице Руськой у ЦУМа. Вообще советская застройка встречается нередко, но не напрягает



Уже раритетные троллейбусы Шкода 9-тр - одна из фишек города. Здесь на ходу есть машины, которые открывали троллейбусное движение.



Один из троллейбусов еще и украсили рисунками



Тот же троллейбус сбоку



Тернополь изобилует забавными вывесками. Вот такая фишка)



Пройдемся немного к дамбе. Кооперативный колледж - единение советского и буржуазного:)



Рекламная остановка, вполне интересная



Воздвиженская церковь в нижней части ул.Руськой



Храм считается старейшим в городе - XVI век. Впервые упоминается у Константина Острожского в 1570 году, однако народные легенды относят ее строительство и вовсе к временям Данила Галицкого - т.е. храм сташе города. Неподалеко находились Львовские ворота городских укреплений. В войну храм пострадал, однако в 1954 году отреставрирован. Но интерьеры и иконостас при СССР все же уничтожили.Были планы на месте храма выстроить отель - однако не хватило места.

Вид с другого ракурса



Возвращаемся в центр. На Руськой довольно интересная организация движения по полосам



Центр Тернополя украшает старинный храм начала XVII века  Рождества Христова, однако более известный как Средняя церковь. Деревянный храм здесь был еще в 1560-х годах, а в 1602-1608 был выстроен каменный. Говорят, здесь молился Богдан Хмельницкий. Несколько раз церковь реконструировали, в последний раз - в 1937 году, когда в алтарной части сделали новые окна, - однако дух средневековья сохранился. После войны храм передали РПЦ, а с развалом СССР вернули греко-католикам.



Средння церковь



Проход с Руськой в доме - на пешеходную улицу Валову



Можно на заборе написать. А можно вот так украсить стену



Пешеходная улочка Валова: как красиво выглядят балконы!



Туристические указатели: их много, ими удобно пользоваться, есть латинская версия. В Киеве такие появились только после "пинка" Евро-2012, и то столичные выглядят гораздо более убого



Здание УМВД откровенно лишнее и неуместно в туристическом районе



На улице Руськой сохранилось немало старинных домиков    



Одно из богато оформленных зданий города



Тротуары узки и имеют ограждения. Кстати, избавляющие и от парковки что на тротуарах, что на улице



Немало жителей Тернополя работают в Европе - на это как бы намекают и названия



Улица Руська



Троллейбусные развязка



Выходим к вокзалу



Улочки неподалеку от вокзала



Укртелеком традиционно огромен, а здесь еще и осовременен



Обычный перекресток старой застройки



Звонильная будка на вокзале. Пригодилась, т.к. телефон разрядился и отключился. По городу таких немало, однако не так много, как в Николаеве



Вот мы и на вокзале



На вокзале недавно пристроены дополнительные галереи



Склады, по виду - довольно старые



Внутри - классика сталинского стиля



Зал огромен и выигрывает за счет парадной лестницы



Железка в Тернополе появилась в 1870-м году. Используя дешевую рабочую силу, концессия на протяжении
1868-1870 годов вела строительство железной дороги в направлении Тернополя. Возникало множество проблем,
самой главной из которых была проблема земли. Очень часто будущая колея пересекала частные
крестьянские владения чуть ли не надвое. Единственным средством
урегулирования конфликтов становились деньги, которыми концессия платила
за каждый метр железной дороги.

Начало железнодорожного сообщения приходится на 25 декабря 1870 года.В том же году и был построен первый вокзал.
А сооружение, которое так часто появлялось на старых почтовых открытках, было построено в 1903 году.
Этот вокзал имел залы ожидания, билетные кассы и (как же без него)
станционный ресторан с соответствующим музыкальным сопровождением.
Главным маршрутом пассажирского соединения, конечно, было направление на Золочев и Львов. Например, судя по рекламному расписанию, в 1909 году между Львовом на протяжении суток курсировало три обычных поезда и один скорый.  Но главным
назначением железной дороги была перевозкасельскохозяйственных товаров, которые сохранялись в привокзальных складах.

Однако произошло совсем по другому. Германия опередила СССР и нанесла удар первой. Уже в конце июня вокзал
был значительно поврежден от ударов авиабомб. Немецкие хозяева колеи сразу навели немецкий порядок на
железной дороге, который, однако, длился недолго. В конечном итоге именно немцев надо благодарить
за проведение по территории Тернопольщины второй, параллельной колеи, которая работает до сих пор (до войны
дорога была одноколейной). Именно это совершенствование позволило значительно улучшить железнодорожное движение.

Как нередко бывает, вокзал напоминал дворец



Вокзал в войну



Главная фишка старого вокзала - огромное окно "Стеклянный глаз", которое ни с чем не спутаешь


После войны вокзал опять вернулся к привычной роли. Теперь через станцию Тернополь проходили поезда
в пяти направлениях. Огромное оживление железнодорожного сообщения привело к восстановлению путевого
хозяйства и самого здания вокзала, что, к счастью, осталась на прежнем месте. Именно 16 ноября 1952 года стало
датой открытия нового железнодорожного вокзала, который функционирует до сих пор. Жаль только,
что "стеклянный глаз" старого тернопольского вокзала так и не был восстановлен.
Однако одного важного усовершенствования советская власть для станции
Тернополь так и не смогла сделать. Лишь 25 декабря 1997 года на вокзал
Тернополя прибыл первый электрифицированный поезд.
В следующем 1998 году на электрическую тягу был переведен весь участок Красне-Волочиск.

Источник

Пригородный вокзал, а точнее - кассы, - очень тесные, хотя народу много ездит электричками и дизелями



Прибытие электрички


Тернополь. Часть 1. Автовокзал, от Рогатки в центр
Тернополь. Часть 2. Театральная площадь
Тернополь. Часть 3. Замок над прудом или Севастополь на Западной Украине
Тернополь. Часть 4. Лучший в Украине гидропарк "Топильче"
Тернополь. Часть 5. Маленький Львов постсоветского периода

Тернопольская область, Тернополь, cities, церковь, вокзал

Previous post Next post
Up