Cities-71: Горловка. Часть 6. Ртутная шахта "2-бис"

Apr 02, 2012 09:59



По пути с карьера и отвала "Чегарики" в сторону станции "Никитовка", мы увидели довольно высокий ствол и решили по пути взглянуть на него. Это оказался новый копер ртутной шахты "2-бис", относящейся к Никитовскому ртутнорму комбинату. Однако мы не полезли внутрь этого законсервированного объекта, а пошли осматривать саму территорию шахты - и неожиданно нам провели мини-экскурсию на старый, еще довоенный ствол. Без спуска, конечно же, - но с посещением верхних помещений. Шахта не работает где-то с середины 1990-х, ныне законсервирована, однако здесь постоянно откачивают воду - иначе может случиться экологическая катастрофа.



Здание шахтоуправления сбоку. Часть окон заложено кирпичем - консервация.


Чтобы не только показать фотографии и экспресс-рассказ сторожа, приведу выдержки из статьи Станислава Кметя из издания «ОстроВ» Постапокалипсис. На руинах советского комбината в Горловке продолжают производить ртуть
2012.03.23 10:18 


Американец Кеннет Дэвис приехал в Украину, чтобы изучать проблемы, связанные с производством ртути. Организация Environmental Protection Agency, которую он представляет, занимается вопросами охраны окружающей среды и выступает за полное прекращение выплавки ртути из руды во всем мире. Не секрет, что ртуть является чрезвычайно ядовитым веществом, отравление парами которого приводит к многочисленным болезням, а в особенно острых случаях - к смерти. В последние годы экологам удалось добиться почти полного прекращения мирового производства первичной ртути (то есть выплавки металла из руды). Единственная в мире страна, продолжающая производить и экспортировать такую ртуть - Киргизстан, где с советских времен работает комбинат в Хайдаркане. Мировое сообщество пытается убедить киргизов отказаться от опасного производства, и трудоустроить рабочих на другие предприятия. Предполагалось, что производство будет остановлено в 2011 году, однако завод в Хайдаркане все еще работает.

В Украине ртуть из руды не производится с 1995 года, однако ее продолжают добывать, перерабатывая вторсырье - разные виды электроламп, градусники, батарейки, старые кинескопы. Полученный металл идет на экспорт, в основном, в Китай. Центр переработки вторсырья расположен в Горловке. Там на руинах некогда мощного Никитовского ртутного комбината теперь работает небольшое ООО «Никитртуть» - предприятие получающее металл из отходов, поступающих со всей страны. Кеннет Дэвис заинтересовался состоянием дел на производстве и приехал в Горловку, чтобы побывать на «Никитртути», а заодно взглянуть и на закрытый советский комбинат. Чтобы попасть туда, он связался со мной и попросил выступить проводником по Горловке.

Вернемся к нашей прогулке. Это старый ствол, глубина 450 метров, через который откачивают воду. Построен еще в 1930-х годах, а собственно добыча ртутной руды здесь началась еще до революции.




1938


Забегая вперед, скажу, что пообщаться с директором ООО «Никитртуть» Михаилом Ханиным нам так и не удалось. Когда мы попытались пройти в его офис, охранник сообщил, что начальства нет на месте. Зато удалось поговорить с главным геологом закрытой ртутной шахты 2-бис Дмитрием Пелюченко. В настоящий момент шахта находится на сухой консервации, так как затопление ее угрожает серьезными проблемами всему региону.

Экскурсия - рассказ ведет наш местный проводник. Тут мы видим, как за нами наблюдает сторож - еще бы, компания из почти 20 туристов в ярких одеждах - диковинка здесь. Нас просят отойти из-под здания, т.к. что-то может упасть. 


Предприятие создает удручающее впечатление, однако люди здесь еще работают, хотя и совсем немного. Расположенный рядом поселок "Ртутный" почти заброшен - от школы остались только руины, как и от Никитинского МРЭО, и от магазинов. Трамвайную линию от нынешней конечной маршрутов 1,2 до Никитинского ртутного комбината также разобрали.


Новый копер гигантской высоты, глубина ствола более 500 м.


Никитовский ртутный комбинат в прошлом был известен на весь мир. По объемам производства ртути Горловка занимала второе место в Европе (за все время было добыто 35 000 тонн металла). Залежи ртутной руды (киновари) здесь нашли еще в конце XIX века, во второй половине ХХ-го производство достигло своего пика, а в начале 90-х оказалось нерентабельным и было прекращено. На память о нем остались монструозные руины металлургического цеха ртутного комбината, пять заброшенных ртутных карьеров глубиной от 40 до 180 метров (Железнянка, Чегарники, Полукупол Новый, Западное Замыкание и Черная Курганка), породные отвалы и закрытая шахта. А кроме того - повышенное содержание ртути в земле и воде расположенных неподалеку источников.

Транспорт на комбинат давно уже не ходит, поэтому добираться до места нам с Кеннетом приходится пешком. Мы идем к комбинату через частный сектор, и американец то и дело останавливается, чтобы запечатлеть на фото заброшенные дома, покосившиеся заборы и сараи. Прилегающий к «Никитртути» район представляет из себя трущобы. Их жители явно не видали хорошей жизни, ни в годы работы производства, ни после его ликвидации. Судя по внешнему виду здешних хибар и раскисшим дорогам никогда не знавшим асфальта, бедность и убожество царили тут всегда, и плохая экология отнюдь не главная проблема здешних обитателей.

Заезд для вагонеток внутрь


Так выглядит копер шахты, вид вверх. Поскольку внизу всегда тепло, внутри очень влажно - конденсат. Практически стоит туман.


Руду здесь уже давно не добывают, потому вагонетка без кузова, как обычная тележка


2-бис, расположенную неподалеку от руин металлургического цеха. Шахта, глубина которой составляет около 450 метров, также входила в состав ртутного комбината и была законсервирована после остановки производства. Затопить шахту нельзя - это может привести к проседанию почвы под руслом канала Северский Донец - Донбасс и разрушению водовода, поэтому государство продолжает поддерживать ее в полурабочем состоянии, выделяя из бюджета средства на содержание. На шахте 2-бис до сих пор работает персонал, который занимается в основном откачкой воды из выработок.

Это, как понимаю, ствол для выдачи на гора


Надземный крытый переход из админкорпуса в производственный


Так выглядит админздание с фасада




В отношении ртутного производства мнения горловчан разнятся до сих пор. Одни считают, что остановка завода обернулась экономическим кризисом и ругают власть, другие рассказывают жутковатые истории о последствиях влияния работавшего комбината на окружающую среду и радуются, что ртуть больше не плавят. В советские годы статистика профзаболеваний работников ртутной отрасли была закрыта, поэтому сегодня точных данных об их заболеваемости нет. Во времена работы промышленного гиганта по городу ходили слухи, что у его беременных работниц часто случаются выкидыши, а дети, рожденные на свет, имеют различные отклонения, однако, бывшее руководство Никитовского ртутного опровергает такую информацию, приводит в пример работников-долгожителей и настаивает на том, что журналисты и экологи сгущают краски.

Современная статистика по Горловке удручает. Так совместные исследования американских ученых и специалистов кафедры «Полезных ископаемых и экологической геологии» ДонНТУ показали, что в районах, прилегающих к Никитовскому ртутному комбинату, содержание паров ртути составляет от 155-300 до 1427-1680 мг/л, что является причиной ртутной интоксикации жителей этого района, повышенной заболеваемости, агрессии населения и детской смертности. В почве окружающей территории, отстойнике и золе растений обнаружены концентрации ртути, превышающие фоновые в 10-15 раз. Содержание металла в подземных водах в районе Никитовского ртутного комбината в 20-30 раз превышает ПДК.

Скелет мертвого комбината стоит на возвышенности и виден за многие километры вокруг. Металлургический цех закрылся почти сразу после краха социализма - выплавка ртути из руды оказалась слишком нерентабельным и энергоемким делом. Вблизи громадина производит жуткое впечатление и напоминает диковинного зверя, с ребер которого ободрали мясо. В таком виде заброшенный цех, медленно разрушаясь, стоит уже около 20 лет. На его ликвидацию необходимо несколько миллионов гривен, которых нет ни у города, ни у владельцев ООО «Никитртуть», расположенного на территории завода.

ООО «Никитртуть» - некрупное предприятие. Оно занимает всего несколько приземистых цехов - масштабы производства не идут ни в какое сравнение с былой советской мощью. Добывают в основном «утерянную» ртуть - ту, что осталась в грунте и постройках старого комбината со времен его работы. Кроме того, металл получают из ртутьсодержащего сырья. Тут и там на территории предприятия стоят дробилки, в которых оно измельчается для удобной переработки. Так теперь производят ртуть в странах, отказавшихся от выплавки металла из руды.

Переработка вторсырья позволяет убить сразу двух зайцев - уменьшить загрязнение окружающей среды и получить прибыль. В прошлом году «Никитртуть» переработала 2 тысячи тонн ртутных отходов, завезенных в основном с киевского завода «Радикал». Из его демонтированных конструкций, по словам Михаила Ханина, удалось получить около 100 тонн ртути. Еще около 200 до сих пор находится в стенах цехов «Радикала» и в земле под ним. Все работы по демеркуриализации киевских отходов финансировал государственный бюджет.

Кеннет очень хочет побеседовать с директором «Никитртути», однако того не оказывается на месте, и охрана просит нас удалиться. Известно, что Ханин не жалует местных экологов, поэтому, возможно, просто не хочет общаться с незваными посетителями. Активисты экологических организаций Горловки обвиняют «Никиртуть» в нарушении экологических норм, а самого Ханина - в отмывании бюджетных средств. Директор «Никитртути» в интервью местной прессе всякий раз не упускает случая упомянуть, что экологи некомпетентны. По его словам куда больше вреда природе наносят гальванические батарейки, лампы и градусники, которые население выбрасывает просто в мусорные баки. Ртутьсодержащие отходы, классифицируемые как высокоопасные, бесконтрольно попадают на свалки коммунально-бытовых отходов, а оттуда - в почву и воду. В пример жителям Донбасса бизнесмен приводит экологические организации Западной Украины, занимающиеся сбором ламп дневного света и передачей их на переработку его предприятию.

Горловка. Часть 1. Привокзальное и вокруг террикона «Кочегарки»  
Горловка. Часть 2. Террикон шахты «Кочегарка» и виды на город  
Горловка. Часть 3. Столетний собор и немного центра  
Горловка. Часть 4. Желтые пруды  
Горловка. Часть 5. Ртутный террикон карьера "Чегарники"  
Горловка. Часть 6. Ртутная шахта "2-бис" 

Горловка, индастриал, cities, заброшенное, Донецкая область

Previous post Next post
Up