Cities-65: Радомышль. Часть 4. Народная антиархитектура или Разруха в головах

Jan 30, 2012 10:21



Все же тверждение "Разруха - она в головах" имеет уничижительный смысл, даже приговор для огромной части населения, выросшей при "совке". Причем и сами-то они в этом не слишком виноваты - просто их уже не перевоспитаешь почти, послевоенное поколение просто должно уйти со сцены общественной жизни и выращивать картошку на дачах. Причина - практически полное отсутствие культуры жизни, что как нельзя лучше проявляется в быту и так называемой народной архитектуре. В сочетании со старинными красивыми зданиями потуги этих товарищей выглядят примерно как ремонт и  "модернизация" древнегреческого храма неандертальцами. Это касается и жлобских балконов в Киеве, и многочисленных сохранившихся особняков Радомышля дореволюционных лет.


Эти люди в этом не особо виноваты - просто живут по рельсам, не задумываясь. Нашей цивилизации в нынешнем виде лет немного - всего века полтора-два, не больше, практически всем зданиям, кроме храмов, лет не больше 150-200, я имею в виду в первую очередь Киевскую губернию, на западе ситуация чуть другая, но разве что век докинуть. Первые дома нашей цивилизации были довольно скромные по нынешним - было бы где жить. Экономика, а с ней и культура жизни, развивалась - и к началу ХХ века практически каждый новый дом был произведением искусства.

Что было дальше - мы знаем. Первая мировая, революция, репрессии, колективизация, Вторая мировая... Интеллигенцию - даже на уровне небольших городов, массово уничтожали, как и просто инициативных людей, не согласных с линией партии. А из самых глухих мест в города заселялись люди, для которых это была чужеродная среда. Многие из них были запуганы ужасами войны и репрессий - и снова уровень культуры быта опустился к состоянию начала цивилизации, "было бы где жить". В этом и заключается проблема "поколения совка". Они в этом ни разу не виновны - но допускать к малейшей власти их нельзя. В особенности в части архитектуры.

Радомышль еще в начале ХХ века был одним из крупнейших городов Киевской губернии, простиравшейся на юг аж до Бердичева. Количество крепких кирпичных одноэтажек с различным скромным, но оригинальным декором здесь составляет штук 20. Начинаем эту часть экскурсии мы от краеведческого музея. Бус - городской, но ПАЗиков здесь немного. Да и ходят автобусы редко - так к мельнице-музею автобус ездит раз в час. Правда и пешком неблизко - но мы отправились, ведь и город интересен!


Краеведческий музей практически не коснулись "совковые модернизанты". Разве что кондиционер повесили.


Оригинальная инсталляция - памятник ботинку. Видимо, еще советских времен


Стоит ботинок недалеко от милиции - может, кто потерял, когда тащили в каталажку


В городе попадаются рекламомобили, точнее рекламоприцепы. Еще один оригинальный прицеп будет в следующем рассказе


Ну, поехали! Домик, по всей видимости, был деревянный, или по крайней мере иной. Оригинальная конструкция входа на чердак "удачно дополнена" абсолютно примитивными стенами - старые обложили кипричем. Какой-то декор сделать и не пытались.


Обратите внимание на подпорки выносной части крыши: подобных я еще не видел, это действительно очень круто.


Современные авто соперничают здесь с подводами


В городе штук 5 таких больших многооконных зданий, не берусь, утверждать, что было именно здесь. Но неподалеку совсем река, метрах в 10.


Впрочем, некое стремление украсить свои жилища у послевоенных радомышлевцев есть: сразу несколько домов облицованы керамической плиткой, и весьма оригинально.


Следующий яркий жлоб живет здесь. Смотрим внимательно: абор вроде нетривиальный, попутка была. Дальше - частично обложенное кирпичем в рамках одной комнаты старинное здание.


Но самый треш дальше. Сайдинг - вот за него бы расстреливал. При том, насколько красиво и гармонично изначальное здание и приятен цвет. Здесь еще угадывается планировка большой усадьбы с двухэтажной частью. Вообще, где попадается может книги об истории Радомышля - хочу.


Оригинально в старину решили и крышу двухэтажной части: стены не достигают высоты перекрытий, в то же время это уже не мансарда.


На той же усадьбе - еще одно схожее здание, здесь поиздевались над вторым этажом.


Многоэтажек в Радомышле совсем немного - город практически весь из частного сектора и сильно вытянут вдоль реки


Калитка 1950-х видимо годов - еще пытались некий декор делать.


Библиотека с кованным козырьком


К счастью, здание полностью аутентично


А здесь размещается прокуратура - слева видно, каким был дом. Нынче - ярче, но намного проще.


Здесь уже нет слов.


Карниз с богатым орнаментом и


...вот такие элементы. Убивал бы...


Аутентика...


Еще один "керамический"


Еще к теме жлобства и некоего прогресса. В XIX веке, чтобы прийти к архитектуре-искусству, понадобилось несколько десятилетий. Ныне все идет быстрей - но вкус зачастую закладывается в детстве и редко приходит с возрастом. Но попытки все же случаются, и случаются хорошие. Но все это нащупывается, со множеством неудач, с перекосами, снова жлобством. Красиво жить и красиво строить не так легко, особенно когда "неизвестные отцы" (привет!) родом из совка и исправляться не собираются.
Радомышль. Часть 1. Вокзал и задворки центра
Радомышль. Часть 2. Центральная площадь
Радомышль. Часть 3.Краеведческий музей и выставки
Радомышль. Часть 4. Народная антиархитектура или Разруха в головах
Радомышль. Часть 5. От суда до мельницы и обратно
Радомышль. Часть 6. Замок-мельница Ольги Богомолец

Житомирская область, архитектура, cities, Радомышль

Previous post Next post
Up