Посмотрел четвёртый сезон «Пацанов» от Amazon, который наглядно демонстрирует, что идеи у создателя Эрика Крипке закончились. По-хорошему Крипке стоило завершить сериал ещё в прошлом году. Четвёртый сезон - это затянутый, довольно пустой филлер предназначенный лишь для одного: расставить фигуры на шахматной доске перед финальным пятым сезоном. И эту единственную функцию он выполняет в последнем эпизоде сезона, а всё что до: очередное топтание на месте.
Нарративная структура сериала не то чтобы никак не изменилась, она элементарно начала пережёвывать всё то, что уже неоднократно было. Крипке опять иллюстрирует экзистенциальные терзания Французика и Кимико, уделяя этому вторичному материалу очень много времени. Харизматичный костяк в лице Бутчера присутствует на периферии и уныло терзается в моральной агонии. Хьюи прописали целую арку с отцом и неожиданно вернувшийся матерью, а так как эта линия состоит сплошь из банальных сантиментов, то Крипке вымученно пытается растормошить эту лирику кровавой пробежкой с деменцией. Хоумлендер - главное украшение и основной костяк сериала - даже он к четвёртому сезону выглядит как заевшая пластинка с одними и теми же манеризмами. Конечно, свежий сезон представил двух новых персонажей, но выделиться и удивить, как нацистка Штормфронт или брутальный Солдатик, они не смогли, хотя авторы и пытались. Зато создатели наконец осознали, что прописывать Глубине драматические коллизии - это заведомо проигрышное дело и сделали из него чистый комик релиф. В контексте драматургии больше всего повезло Поезду-А и Эшли, у которых единственных произошёл личностный и сюжетный сдвиг.
Сатира, увы, тоже потеряла изначальную тонкость и объективность. Многие зрители начали обвинять сериал в «повестке», что отчасти верно. Заметно как авторы выбирают определённую сторону касательно социальной риторики. При этом ничего нового они не сообщают, вновь антитрампистские комментарии, неуклюжие попытки коснуться темы абортов и очередная оптика на корпоративное лицемерие. Пропал азарт и глубина, осталась лишь ленивая имитация.
Даже тот шок-контент и вакханалия, которые славились изобретательностью и подчёркивали смелость создателей сериала, вставлены в сюжет ради галочки. Вроде у авторов есть желание, но нет куража и чувства вкуса. Мерзость осталась, но выглядит всё это искусственно, топорно и не смешно. И обусловлено это именно тем, что сценаристы сериала уже физически не могут генерировать свежие идеи в тех рамках, в которые они себя загнали. Нет никаких ставок. Крипке фанатично бережёт и лелеет своих героев, лишая зрителей интриги и переживания.
При этом сказать, что четвёртый сезон «Пацанов» плохой - никак нельзя. Просто непонятно зачем он нужен, если самое важное и содержательное произошло в последней серии. Крипке, по сути, сделал правильный стратегический ход, объявив о том, что пятый сезон последний. Так как желание смотреть сериал после просмотра четвёртого не возникает. Но возникает, когда знаешь, что линию Хоумлендера наконец-то ждёт кульминация, которая должна была состояться ещё в прошлом сезоне.