Пока весь народ смотрел «Слова пацана», я в это время смотрел отечественный сериал «Фишер». Хотя первоначально я не собирался его смотреть, но случайно увидел кадры этого сериала, в которых прослеживалась красивая визуальная эстетика. Сразу скажу: в плане технического исполнения «Фишер» меня не обманул.
События происходят в 1986 году, в Московской области, и ссылаются на реальную историю маньяка-педофила Сергея Головкина, получившего прозвище «Фишер». При этом от реальных событий там мало что осталось. Да и в целом маньяк больше находится на периферии сюжета и является таким символом фатума умирающей страны. Создатели довольно тонко воссоздают советскую эпоху без утрированной ностальгии и ярких атрибутов. Нет выраженных акцентов, но есть вязкое и мрачное настроение грядущего конца. Люди уже ментально умерли внутри, что вырежется в глубокой дискоммуникации между родителями и детьми. Страна погибает, а их будущее в лице детей буквально и символически пожирает маньяк. И этот гнетущий фатализм перекликается с первым сезоном «Настоящего детектива». Стилистически, композиционно авторы явно вдохновлялись сериалом Ника Пиццолатто.
Бесспорно, главное достоинство «Фишера» - это визуальный язык. Эстетика кадра завораживает своим исполнением. Свет, тени, подход к цвету обрамляют картинку и придают плёночный эффект изображению. Плюс вязкое и гнетущее содержание подчёркивает фактурность и аутентичность происходящего. Не последнюю роль этому техническому бриллианту помогает удачно написанная музыкальная партитура и мрачные каверы известных советских песен.
Но вот к сюжету и нарративной структуре уже есть вопросы. История сильно распыляется в бытовых моментах, а интрига сыпется из-за своей искусственности. Есть много глупых, вымученных и бессмысленных сюжетных линий. Образ реального маньяка зачем-то растворили в невнятном синтезе Зодиака и мастера по заметанию следов. Неожиданно убийца начал подкидывать следователям разные шифры и загадки, и подставлять невиновных подозреваемых. Вот только логику к этим действиям авторы забыли прописать. Хуже всего обстоят дела в финальных сериях, когда улики находят по методу: случайно наткнулся.
Удачно, что все эти минусы сглаживает не только техническое исполнение, но и актёрский ансамбль. Спасибо авторам, что они не идеализируют главных героев, а сразу подчёркивают их неоднозначные характеры. Например, персонаж Янковского вроде проявляет искреннюю заботу к своей жене, а в действительности является гоповатым грубияном и сексистом. Героиня Александра Бортич по своей неопытности допускает халатные вещи, но готова пойти на всё, чтобы доказать свою полезность. Александра Яценко с виду приятный и интеллигентный голос совести в этом актёрском треугольнике, но это не мешает ему быть гомофобом и абьюзить своего сына. При этом актёрский диапазон сильно разнится. Ростовский говор Янковского кого-то будет раздражать, а в драматических выпадах Бортич почувствуешь фальшь. Зато образ маньяка заденет все эмоциональные струнки отвращения.
По сути, главные шок-сцены сериала отданы маньяку. То, что творится в его логове по уровню беспросветности и жестокости, может потягаться с корейским кинематографом. Грязный, гнетущий, душный сегмент, который демонстрирует само зло, непременно зафиксируется в памяти. В то же время нет никакого откровенного смакования, но антураж филигранно давит.
«Фишер» достойный отечественный сериал с великолепной эстетикой и визуальным рядом, но по части сюжета и логики может многих разочаровать. Но плюсов у проекта гораздо больше. Обсценная лексика, неоднозначные герои, гнетущая атмосфера и натурализм затягивают в этот конвульсивный омут умирающей страны.