Посмотрел четвёртый сезон сериала «Фарго» от канала FX. Долгожданное возвращение после долгого перерыва в три года, которое положительно сказалось на проекте в целом. Так как было заметно, что идеи у создателя сериала Ноа Хоули начали заканчиваться, а то, что он демонстрировал в третьем сезоне, не вызвало былого трепета от происходящего. Четвёртый сезон в этом плане стал вторым дыханием для проекта, хотя и с оговорками. Хоули, по сути, кардинально поменял формат и форму шоу. То есть тот дух «Фарго» фильма братьев Коэн, с которого начинал непосредственно сам сериал, почти отсутствует в новом сезоне. Что с одной стороны хорошо, так как сериал по определению должен развиваться и меняться, но с другой стороны та публика, которая полюбила проект исключительно за коэновский дух и иронию оригинала, могут сильно разочароваться.
Потому как новый сезон «Фарго» - это настоящая гангстерская сага с соответствующим масштабом, и в большее время подающая материал с очень серьёзным лицом. Перед нашим взором предстаёт такая смесь «Подпольной империи» и «Перекрёстка Миллера» тех же братьев Коэн, где Хоули с явной иронией подбирал актёров в актёрский каст, имевших определённый бэкграунд из устоявшихся киношных образов. Неслучайно у него из той же «Подпольной империи» перекачивал актёр Джек Хьюстон, персонаж, который также вернулся с войны и имеет вместо физического увечья, психологическое. Также Тимоти Олифант, словно сошедший из сериала «Правосудие», вновь исполняет роль маршала, но на этот раз в обёртке мира «Фарго», где он предстаёт религиозным мормоном. Конечно же, тут ещё нашлось место итальянцу Сальваторе Эспозито из сериала про мафию «Гоморра».
Да и в целом Хоули к проработке героев подходил по синефильский. Так у него Джесси Бакли обрела узнаваемы черты Энни Уилкс из романа Стивена Кинга «Мизери», а бандитская парочка лесбиянок явно отыгрывала прообраз Бонни и Клайда. Не говоря уже о том, что в определённый момент сюжетная арка Бена Уишоу напоминала сюжет гангстерского фильма «Проклятый путь». И таких отсылок в сериале полно. Не забыл также Хоули и про инклюзивность, сосредоточив основной сюжет на противостояние чёрных и итальянцев, касаясь темы расизма, сегрегации и иммиграции. Но используя эти темы не как кричащую повестку, а лишь как подтекст для укрепления сюжета.
В действительности четвёртый сезон получился довольно ярким, изобретательным и визуально отточенным зрелищем. Но всегда есть «но». И это «но» относится конкретно к тону сериала, ставшим чрезмерно серьёзным, излишне драматичным и оттого грузным. Вот не хватает здесь той призмы ироничности, где во главе стояла человеческая глупость. То же самое можно сказать про финальную часть, которая слишком быстро и небрежно закрыла некоторые арки персонажей и ударилась в ноту вязкого трагизма. Словно некоторые сюжетные линии Хоули не знал, как завершить и выбрал самый тривиальный способ. В то же время четвёртый сезон - это определённо шаг вперёд и очень удачный шаг, с некоторыми сценарными недостатками, но не такими болезненными какими они были в третьем сезоне.