Ретроспектива: "Дуэль" 1971 года (часть 1) Идея написать «Дуэль» к Ричарду Мэтисону пришла 1963 году, после трагического известия убийства президента Джона Кеннеди, где они с другом после услышанной новости решили бросить играть в гольф и вернуться домой. Во время поездки Мэтисон заметил, что сзади их автомобиля едет большой и грозный грузовик, и не просто едет, а преследует их. Перепуганный Мэтисон и его друг старались прибавить скорость и оторваться от него, но грузовик не отставал, лишь тогда, когда они развернули на съезд и остановили машину - они поняли, что грузовик ни за кем не гонится. И именно этот страх пережитого на дороге принёс вдохновение Мэтисону при создании рассказа «Дуэль». Рассказ описывает историю одного человека, отправившегося на своём автомобиле на важную встречу по работе, столкнувшегося на шоссе с грузовиком, который начал его преследовать. Мэтисон изначально планировал пропихнуть рассказ на телевидение в виде какого-нибудь сериала, но его отвергли по причине не содержательности истории. После чего рассказ был опубликован в журнале Playboy.
Но до того, как рассказ увидел сам Спилберг, им заинтересовались люди с Universal, которые наконец-то углядели в этом потенциал, купив права на экранизацию и поручив самому Мэтисону адаптировать рассказ в сценарий. Адаптировать у Мэтисона не вызвало какого-либо труда, так как он не первый раз этим занимался. Больше, при написании рассказа он представлял свою историю именно как художественное произведение. А для того, чтобы добиться наибольшей аутентичности, Ричард как-то решил взять собой магнитофон и микрофон, выехать за город и записать на аудиокассету описания различных событий на шоссе, а также описания местной фауны. Тем самым более основательно прописать саму идею рассказа о том, что страх человека перед неизвестным намного острее, чем перед обыденным: ассоциирую грузовик с нечто загадочным, неизвестным и очень опасным. Так Мэтисон полностью исключил водителя грузовика из повествования, целиком акцентировав своё внимание непосредственно на самом грузовике, который стал главным объектом некого инфернального зла. А чтобы больше подчеркнуть всю эту метафору, фамилия главного героя стала Mann, что с немецкого - человек. Мэтисону также показалось, что сюжет сценария был не слишком содержательным, и он решил ввести в историю жену главного героя, но от такой идеи в скором времени было решено отказаться.
К концу лета 1971 года сценарий был готов, планируя изначально сделать из него художественный фильм для канала ABC. Продюсером проекта назначили Джорджа Экстайна, к которому в скором времени и позвонил Стивен Спилберг. Спилберг со страстным желанием грезил заняться проектом, хотя Экстайн лично не был знаком со Стивеном, но он знал его как личного протеже Сида Шайнберга, что несильно радовало самого Экстайна. Но, а так как начальство - это начальство, Экстайн дал шанс Спилбергу и попросил его принести его лучшую работу. Стивен, конечно же, принёс рабочую копию серии «Коломбо». Продюсер посмотрел его и пригласил Спилберга вновь, дав ему почитать сценарий Мэтисона, и попросил его озвучить идеи по поводу фильма. Так через три дня Спилберг получил работу.
Лично Спилберга в «Дуэли» импонировал больше не сюжет или персонажи, а идея снять за минимальные средства - фильм напряжение. Получив бюджет в размере 500 000 $ и десять дней на съёмки, Спилберг незамедлительно приступил к работе, максимально сосредоточившись на более важных вещах. Так как главный герой рассказа Мэтисона был обычным человеком, в касте сразу же всплыло имя актёра Денниса Уивера, известного в то время по популярному сериалу «Дымок из ствола». Но Спилберг выбрал его вовсе не по роли в сериале, а по эпизодической, но яркой роли у Орсона Уэллса в «Печати зла», где он изображал весьма тревожного персонажа, который идеально подходил для «Дуэли». И студия была не против, а даже очень «за» за кандидатуру Денниса Уивера. Во-первых, он был недорогим актёрам, во-вторых, среди телевизионной аудитории он был весьма популярен. Очень важное значение также имел выбор знакового грузовика, который должен был внушать страх и угрозу. Среди семи предложенных моделей, Спилберг выбрал грузовик от компании Peterbilt, так как его продолговатый нос подчёркивал характерные контуры и создавал ощущение, что его кабина - это его лицо. Помимо этого, Стивен понимал, что из-за съёмок в пустыне доминирующим цветом картины будет коричнево-бежевый, и чтобы как-то разнообразить цветовую палитру фильма, он решил подобрать характерную машину и для героя Манна, которая на фоне однообразного цвета должна была чем-то выделяться. Так появился ярко-красный Plymouth.
Имея в запасе всего десять дней на съёмки, Спилберг планировал снимать все эти дни исключительно на натуре. Вот только администратор съёмочной группы Уоллес Уорсли был против: аргументируя тем, что невозможно за десять дней снять весь фильм на натуре, предлагая снять все сцены в павильонах Universal на фоне экрана спроецированным изображением. Спилберг наотрез отказался: утверждая, что все эти сцены будут выглядеть искусственно и неубедительно. На что Уорсли предложил компромиссный вариант: первые полдня они едут снимать на натуре, чтобы в случае экстренной необходимости использовать снятые материалы в павильоне, а после Спилберг может снимать фильм как ему хочется. И если он в течение трёх дней не будет отставать от графика, то они разрешат ему и дальше снимать картину в той же манере. Стивен, конечно же, согласился.
В целях максимальной результативности и без лишней путаницы - где и как снимать, монтировать и ставить камеру - Спилберг взял гигантский лист бумаги, растянул его по четырём стенам комнаты отеля, где он жил во время съёмок. И нарисовал на листе весь путь главного героя, пометив в определённых местах ключевые события сюжета и различные объекты, такие как заправка, кофейня, телефонная будка, а также место куда лучше поставить камеры. Конечно же, чтобы максимально ускорить съёмки Стивен использовал сразу две операторские камеры. Одна снимала промежуток пути грузовика в одну сторону, а когда грузовик разворачивался, вторая снимала другую. А так как у той местной пустыни с одной стороны находились горы, а с другой равнины, то это создавало иллюзию двух отдельных локаций. Непосредственно съёмками занимались два оператора. Первого звали Джек А. Марта, а второго Пэт Хьюстис, который также был ещё и инженером, который предоставил для съёмок фильма своё изобретение, а именно быстрый и низкий автомобиль с встроенными камерами. Кроме технических средств, Спилбергу также приходилось прибегать к различным уловкам и трюкам. Так, чтобы создать напряжение и видимость того, что грузовик едет с большой скоростью, операторы ставил камеру на уровне самого асфальта, которая дополнительно снизу снимала горы, быстро мелькавших на фоне, тем самым создававших должный эффект скорости.
В целом процесс съёмок проходил бодрым темпом, но в последние три дня Спилберг понял, что он не успевает и будет вынужден просить у руководства компании дополнительные денежные средства и времени. Стивен изрядно был расстроен, что не смог уложиться в график, но тут к нему подошёл сам Уоллес Уорсли и сказал: что такой проект и за такое время никто бы не успел снять вовремя. Тем самым подбодрив Спилберга. Но самое примечательное произошло в последние рабочие дни. Из-за низкого бюджета у Спилберга в наличие был всего один грузовик и одна машина, а так как в финальной сцене эти две машины сталкиваются и падают с обрыва, Стивену нужно было с первого же дубля без каких-либо проволочек снять эту ключевую сцену. Для должной перестраховки он решил использовать всевозможные камеры и ракурсы, чтобы затем выбрать среди них лучшие и умело их смонтировать. Благо сцена получилась, настолько получилась, что Спилберг решил оставить сцену с одним долгим операторским планом.
После завершения основных съёмок, до премьеры оставалось три с половиной недели, вот только Спилберг ещё даже не начал монтаж и переозвучку. Плюс ему нужно было показать готовый материал руководителям студии, чтобы они всё одобрили и пустили кино в эфир. Хотя в титрах упоминается лишь один монтажёр - Фрэнк Моррисс. В действительности над монтажом работала целых пять человек, применявших различные уловки, чтобы сделать кино более кинематографичным. Многие кадры машин использовались повторно, только в разном порядке. А во время сведения звука, Спилберг с сотоварищами даже вмонтировали звук рёва динозавра в сцене падения грузовика.
В американский эфир «Дуэль» вышла, как и было запланировано - 13 ноября 1971 года. И как говорил сам Спилберг: рейтинги на удивление были высоки. Настолько высоки, что руководители студии решили пустить картину в ограниченный прокат в кинотеатрах США, а также в Европе. Для этого они вновь задействовали Спилберга, чтобы тот снял дополнительные сцены, тем самым увеличив хронометраж фильма до 80 минут. И спустя много лет, без какого-либо преувеличения можно сказать, что «Дуэль» и поныне смотрится захватывающе, являясь не только одной из лучших картин режиссёра, но и лучшим режиссёрским дебютом.
Материал также опубликован на Яндекс.Дзен