18 декабря 1946 года в городе Цинциннати, расположенный в штате Огайо, родился мальчик по имени Стивен Спилберг. Стивен родился в большой семье из четырёх детей - он и его три сестры. Воспитание в большей степени лежало на плечах его матери Леи, которая в молодости пыталась стать профессиональной пианисткой, но большого успеха в этой профессии так и не смогла добиться. После чего Леа решила сосредоточить все свои силы на своей семье, занимаясь исключительно воспитанием и хозяйством. Финансовым же содержанием занимался отец Стивена - Арнольд Спилберг, который работал инженером и работал во многих известных компаниях от RCA до IBM. Был также причастен в разработках самых первых компьютеров. Из-за работы Арнольда - семье Спилберг приходилось часто переезжать из одного города в другой. Когда Стивену исполнилось шесть лет, они переехали в город Феникс и это был самый трудный период для всей его семьи, в особенности для самого Стивена. Стивен не отличался общительностью, был весьма скромен, неловок, не имел друзей, и всё своё время сидел дома и смотрел телевизор. Отцу, конечно же, это не нравилось. В школе у Стивена также шло не всё гладко, а его успеваемость не превышало среднего балла. Ощутимая неприязнь также исходило от соседей, так как Спилберги была единственной еврейской семьей, что также негативно влияло на Стивена, который всеми силами пытался скрыть своё еврейское происхождение, утверждая многим, что его фамилия Спилберг вовсе не еврейская, а немецкая. И как говорит сам Спилберг: «Ему очень стыдно за то, что он тогда так говорил».
За слоем отстранённости у Стивена возникло острое увлечение телевидением и фотографированием. Существует легенда, что, когда Стивен был бойскаутом, у него сломался фотоаппарат, и он просил у отца его видеокамеру формата Super 8, после чего у него появилось ещё одно увлечение, а именно снимать во дворе своего дома разные короткометражки. Снятые материалы Стивен показывал родителям, а также своим одноклассникам. Помимо съёмок Стивен собственноручно делал к ним титры, где указывал свою вымышленную производственную компанию «Playmount». В короткометражках в основном Спилберг копировали разные фильмы, которые он любил смотреть, снимая их в различных жанрах - от вестернов до ужастиков - с продолжительностью до пяти минут. Так у него появились короткометражки под названием «Последние крушение поезда», «День из жизни Грома», «Последняя перестрелка», «Страшная лощина» и другие. Набираясь опыта, Стивен начал усложнять свои работы, делая их более масштабным, и в 1964 году снял свой первый полнометражный фильм под названием «Firelight», который можно перевести как «Свет огня» или «Костёр». История об инопланетянах, похищающих землян в свой внеземной зоопарк. Картина длилась около двух часов, стоило 400 долларов, в ней было множество ролей, которые исполнили друзья и одноклассники Спилберга, а взрослые роли исполняли студенты Аризонского Государственного университета. Со-сценаристом Спилберга и кастингом занималась Энн Спилберг - сестра Стивена, которая в будущем стала сценаристом, написавшая сценарий к известному фильму «Большой» с Томом Хэнксом. «Firelight» также был показан в местном кинотеатре, благодаря чему Спилберг вернул все потраченные деньги на производство фильма, а также получил прибыль в размере ста долларов.
После этого у Стивена произошёл ещё один переломный момент в его жизни, когда в 1965 году из-за работы отца, ему вместе семьёй пришлось переехать в Калифорнию. Перед Спилбергом стоял выбор - идти в армию или получить высшее образование. Стивен выбрал второе, однако, из-за средней успеваемости в школе, он не мог рассчитывать на поступление в киношколу. Его попытки были тщетны, поэтому он решил изучать английский язык и литературу в Калифорнийском Государственном университете. А через год в 1966 году родители Стивена решили развестись, что сильно повлияло на юного Спилберга. После развода Стивен остался жить с отцом, но из-за занятости отца работой, они виделись очень редко. Помимо этого, Спилберг в разводе родителей считал виновным своего отца, из-за чего отношения между ними были весьма напряжёнными. Как оказалось в действительности инициатором развода был вовсе не Арнольд, а сама Леа, которая влюбилась в одного из друзей Арнольда. Благо, процесс развода был весьма мирным, и даже после него родители Спилберга не перестали общаться и до сих пор продолжают дружить. Но Стивен всегда испытывал обиду на отца, даже когда он узнал правду, обида не прошла, оборвав все контакты с ним на долгие года. И только в середине 90-ых под влиянием своей супруги Кейт Кэпшоу, он решил с ним помириться. Как сам говорил Спилберг: «Затяжной конфликт с отцом была самой большой ошибкой его жизни, так как отец был не виноват».
Поступив в университет не по кинематографической профессии, Стивен не бросил свои мечты о кино. Там он познакомился с человеком по имени Деннис Хоффман, который хотел стать продюсером. Когда Спилберг поделился с ним со своими идеями, Хоффман вручил ему 10 000 долларов на съёмки короткометражного фильма. Так Стивен снял 24-минутный фильм под названием «Amblin», который неожиданно стал прорывом. Хотя изначально Спилберг несильно верил в проект, демонстрируя картину исключительно друзьям и знакомым людям. Но к счастью для Спилберга, молва о фильме начала распространятся, а одна из копий и вовсе попала в руки к начальнику телевизионной студии Universal Сиду Шайнбергу. Шайнберг после просмотра картины моментально позвонил Спилбергу и предложил ему контракт со студией на семь лет. Стивен вместо того, чтобы сразу дать положительный ответ, стал сомневаться, разглагольствуя об учёбе и образовании, на что Шайнберг поставил вопрос ребром: «Что ты хочешь в действительности - учиться или стать режиссёром?». Конечно же, Стивен хотел быть режиссёром, наконец-то согласившись на предложение. Таким образом Спилберг стал самым молодым режиссёром получившего долгосрочный контракт с большой студией.
Именно на этом этапе началась полноценная творческая карьера Стивена Спилберга, но в то же время Стивен несильно был рад данной перспективе. Он всегда чувствовал себя режиссёром большого кино, а не телевидения. Но, а так как он был ещё сравнительно молод, он понимал, что серьёзные работы ему пока никто не предложит, воспринимая телевизионную сферу как местом набирания профессионального опыта. Ну даже здесь Стивен подходил к своей работе с высокой ответственностью, подбирая проекты исключительно с творческим потенциалом. Первым таким проектом стал один из сегментов пилотной серии сериала «Ночная галерея», от автора «Сумеречной зоны» Рода Серлинга, которую как говорил сам Спилберг: он получил благодаря Сиду Шайнбергу, взявшего покровительственную опеку над ним. Вот только съёмки были не такими радостными: из-за своего молодого возраста Стивена никто не воспринимал всерьёз, а вместо того, чтобы подчиняться его указаниям, сами были не прочь давать свои указания. После окончания всех съёмок, расстроенный Спилберг целый год не брался за новую работу, стараясь писать собственный сценарий, разрабатывая идею для своего полнометражного проекта. К сожалению, у Стивена ничего из этого не получилось, и ему пришлось вновь вернуться к телевизионным сериалам. Так он попал на съёмки двух серий сериала «Психиатр», где ему дали полную творческую свободу, после которых Спилберг начал по-другому смотреть на телевидение, увидев в нём неплохой потенциал.
Следующей работой Стивена стала первая серия знаменитого сериала «Коломбо», где авторы Ричард Левинсон и Уильям Линк сами были не прочь поработать с юным Спилбергом. Как и сам Спилберг не прочь был заняться данным проектом, после прочитки сценария, который ему очень понравился. Во время работы Стивен максимально хотел уйти от телевизионности, предпочитая снять серию как настоящее полнометражное кино, убрав крупные планы, сосредоточившись на общих. Так серия «Коломбо» для Спилберга стала его любимой и лучшей работой.
Вот тут мы наконец-то и добрались до нашего знакового фильма «Дуэль», который появился благодаря ассистентке Стивена - Ноны Тайсон, прочитавшая в одном из журналов Playboy рассказ писателя Ричарда Мэтисона «Дуэль», более известного по роману «Я - легенда», а также хорошо знакомый Спилбергу по сценариям к эпизодам «Сумеречной зоне» …….
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Ретроспектива: "Дуэль" 1971 года (часть 2) Материал также опубликован на Яндекс.Дзен