Всё-таки людей, а не книг, хотя речь сегодня о литературе Португалии. Ну, так сложилось - у многих трудно выделить одну книгу. Да и вообще - что вы (честно) вообще слышали когда-нибудь о португальской литературе? Камоэнс... Ну да, Камоэнс. А читали?.. Итого.
Топ-10 писателей и поэтов Португалии среди меня
1. Король Диниш I (1279-1325). Хотя других Динишей на троне Португалии и не было - чего ради пижонить и добавлять к нему цифру? Лучше уж его прозвище - Землепашец. Ибо, как все просвещенные деспоты, чадолюбивые сатрапы и гуманные тираны, любил тусить с народом и отдельно очень заботился "о развитии агрикультуры". А еще он был одним из последних, а по совместительству самых ярких, представителей куртуазной поэзии на галисийском языке, что-то похожее на трубадуров провансальских, только у них Ла-Корунья - это А-Корунна :) Они сочиняли кантиги - однокоренное с канцоной, такие "песни для пения" :)
2. Жил Висенте (1465-1536). "Титан португальского Возрождения", "Отец португальской драмы", "португальский Шекспир, Лопе де Вега и Кальдерон" в одном лице. Любил сочинять веселые "пейзанские" песни от лица влюбленных девушек, фарсы и ауто - пьесы о религиозных чудесах со всякой машинерией и спецэффектами. Неистребимый отптимист, хотя жил, как и все гении, трудно. Португальцы его любят - в городе Барселуш есть даже футбольный клуб "Жил Висенте" (не из сильнейших, честно говоря).
3. Франсишку де Са де Миранда (1491-1558). "Родитель португальской поэзии" в том смысле, что спутешествовал в Италию, наслушался там "петраркистов" и привез обратно в Португалию радикальные реформы - выкинул устаревшее трубадурство, заменив его сонетами, кансонами, новыми стихотворными размерами и пр. Гуманисьт, энциклопедисьт, провозгласил трубно "не надобно знать иного сеньора, кроме здравого смысла" и удалился от двора в деревню, понаписав и там стихов про прекрасную жизнь на свежем воздухе.
4. Луис (Луиш) Ваш ди Камойнш, ака де Камоэнс (1524-1560). Гений, просто гений. Как все просто гении - человек несчастливой судьбы, воин, потерявший глаз, попавший под суд, вернувшийся на родину и, в общем-то, умерший там в бедности. До кучи был однолюб, а когда возлюбленная умерла, чахнул и писал жалистные сонеты про нее. И так бы ничем не остался знаменит, если бы не вздумал написать епическую поэму про Васку да Гаму - "Лузиады" (то бишь, дети Луза, от которого Лузитания). Где в изящных восмисложниках описал не только плавание, но и вообще всю тогдашнюю историю Португалии как один бесконечный епический подвиг борьбы против всякого мусульманского языцтва (ага, политкорректностью в XVI веке исчо и не пахло).
5. Паулиньо Антониу Кабрал (1741-1811). Поэт-призрак: я точно помню, как читал его сонеты в "Лузитанской лире" в молодости, на него ссылается Бокаже в одном из стихотворений... Но в современной порту-Вике он даже не фигурирует в списке стопятьсот (200 поэтов и около 500 писателей). В Инете удается найти лишь один перевод - сонета "Философия и...", который дает лишь представление о том, что поэт-то не из последних... Эх, таки надо выкупать "Лузитанскую лиру" с "Озона" и освежаться...
6. Мануэл Мария Барбоза ду (дю) Бокаже, ака Бокаж, ака Бокажи (1765-1805). Все эти варианты - от того, что тетка поэта была француженка, и Бокаж(еи) - это фамилия от нее, а так он - "честный Барбоза". Его называют третьим великим поэтом Португалии после Камойнша и Пессоа, но я скажу известной поговоркой - "они не выше, они длиннее". Среди мну Бокаж - "в тройке всех времен и народов". Потому что виртуозный мастер сонета и "звукописи" (и отдельное спасибо Витковскому за переводы его "жжж- и шшш-сонетов"), а также "злой сатирег и острый слов". Как водится не только в Португалии, хлебнул лиха, сидел в тюрьме как "политический" и помер тоже не в роскоши на шелках.
7. Жуан Батиста де Алмейда, ака Гаррет (1799-1854). Гаррет - это псевдоним, потому что поэт долго жил в Англии, ибо юзал политику (был даже депутатом парламента и министром иностранных дел) и вынужден был скрываться в эмиграции (потом, правда, вернулся). "Представитель романтизьма". Его лучшие произведения - поэма "Камоэнс" (понимаете, о ком), исторические драмы (про Жила Висенте и про всякие гражданские и с испанцами войны), а также исторический роман "Арка святой Анны" (неплохой романец, учитывая, что писал он его чуть ли не всю жизнь). В "Камоэнсе" Алмейда так раздухаривается, что местами достигает эпических вершин самих Камойнша и Гомера.
8. Антониу Перейра Нобре (1867-1900). "Юноша бледный со взором болезненным", ибо умер в 33 года. Называют символистом, ибо как-то надо назвать "между романтизмом и ХХ веком", вспоминая Теофиля Готье, Поля Верлена и Шарля Бодлера, хотя и добавляя "на них он не особо похож". Ну и правильно, не похож - его стихи в основном про "внутренние переживания", обильно сдобренные географией мест, где он жил, и именами людей, с которыми был знаком. Такая "предметная жизнь". Пессоа написал о нем: "Когда он родился - родились все мы".
9. Фернанду Антониу Ногейра Пессоа (1888-1935). Считается поэтом "намба ван" Португалии ХХ века, входит в "шишки мировой поэзии ХХ века", и вообще постоянно устанавливается сразу за Камойншем. У нас его сперва не любили при СССР - он там даже какую-то брошюру написал, оправдывая с культурной точки зрения военную диктатуру Кармоны и Салазара - а потом просто забы(и)ли. Есть пара изданий "позднесоюзных - раннеперестроечных", и усё. А интересен Пессоа прежде всего тем, что имел страсть создавать выдуманных людей с придумаными биографиями, от лица которых печатал свои опусы. Причем каждый имел строго свой стиль - один "чисто-культурист", другой консерватор, третий пейзанский житель и пр. Таких "альтер эго" у него было с полдюжины.
10. Жозе Сарамагу (1922-2010). Редкий случай - пишу про автора, который мне в принципе не нравится, но не могу не признать его "крупным явлением культуры", и даже не потому, что ему дали Нобелевскую премию по литературе (это вообще делают кому попало через трое). Мне не нравится такая манера - потоком слов, перекатываясь с боку на бок, медленно и методично, словно стену из кирпичей кладет. Но "большое философское содержание" и "вечные проблемы бытия" в нем имеются. Под конец жизни ударился в библейские темы - писал романы про Христа и про Каина.