10 людей, каковые (XVIII век, дубль два)

Oct 05, 2014 19:15

Раз были правители XVII века, то традицию надо продолжать - пусть будут и правители XVIII века (без конца, ибо эпоха иная) а XIX и ХХ не будет, не надейтесь - в топку.

Топ-10 первых министров, правителей и фаворитов XVIII века среди меня

1. Роберт Уолпол, 1-й граф Орфорд (1676-1745). До сих пор остается человеком, самое продолжительное время занимавшим пост премьер-министра Великобритании (21 год), и вряд ли теперь его кто-то переплюнет. Верная опора Ганноверского дома, исповедывал принцип "у нас и без того дома куча злобных якобитов, чтобы мы в иностранные войны лезли". Практически уничтожил партию тори (ибо был виг) - ну кто согласится ждать 20 лет, чтобы получить власть? Толстая мишень для памфлетов великих писателей - Свифта, Филдинга, Поупа, ибо "коррупция, тоталитаризм и ментовской беспредел". Однако меценат - его "собрание искусств" внук продал Екатерине II, и... так появился Эрмитаж. Англичане до сих пор скорбят по картинам...


2. Уильям Питт, 1-й граф Чатэм, ака Старший (1708-1778). Несмотря на то, что был премьером всего два года, с 1766 по 1768, остается одним из самых известных глав британского кабинета всех времен. Дело в том, что Питт фактически руководил кабинетами, номинальными главами которых были Кавендиш и Пелэм-Холлс. И это было во время Семилетней войны, в которой Англия рисковала многим, и от которой многое получила. Именно Питт: 1) призвал тори и вигов сплотиться во время войны и "дружно работать ради победы"; 2) перенес основное внимание английской политики с европейского мясорубова на колонии, где и "отжал" основных конкурентов-французов отовсюду: Америка, Ост- и Вест-Индия.


3. Андре-Эркюль де Флёри, кардинал (1653-1743). Будучи еще не кардиналом, стал воспитателем короля-дитя Людовика XV. Потому когда мальчик вырос и прогнал с первых министров герцога де Бурбона, он сделал своего наставника сразу кардиналом и правителем Франции. Враги надеялись, что это ненадолго - дедушке было 73 года. К их беде, дедушка прожил до 90. Девиз его правления "мир и союз с Англией". Поскольку в Англии тогда правил Уолпол, который тоже войну ненавидел, этот противоестественный союз ничто не омрачало. Войну за Польское наследство Франция пережила удачно, и в целом правление Флёри сложилось неплохо. Но после его смерти король решительно заявил, что будет править сам, и пост первого министра "нафиг отменил".


4. Этьен Франсуа де Шуазёль, герцог д'Амбуаз и граф Стэнвилль (1719-1785). Был "всего лишь министром иностранных дел", но поскольку являлся протеже маркизы де Помпадур, у которой король Людовик XV был "вот где", то фактически самостоятельно определял всю внешнюю политику Франции. Это он заключил союзы с Россией с Австрией во время Семилетней войны, он же заключил сепаратный мир с Англией в 1761 году, отдав Канаду, но сохранив рыбацкие базы в Сен-Пьере и Микелоне для ловли трески и сельди, без которых Франции было не жить. После войны Шуазёль реформировал армию и флот, выгнал из страны иезуитов. Сдав МИД племяннику, "скромно" занял посты военного и морского министра и завоевал Корсику. Новой фаворитке короля, герцогине Дюбарри, пришлось потратить 6 лет, чтобы свалить Шуазёля - в отставку он вышел лишь в 1770 году.


5. Генрих Иоганн Фридрих, ака Андрей Иванович Остерман (1687-1747). Карьеру начал еще при Петре I, приняв участие в составление Табели о рангах и выполняя дипломатические поручения. В 1725 году стал вице-канцлером и кабинет-министром, а поскольку канцлера в стране не было, то фактически он управлял всей внешней политикой России по своему разумению. Был хитр и при каждом государственном перевороте падал в жестокой горячке, которая отпускала его только тогда, когда становилось ясно, кого надо идти поздравлять. С Бироном (друг друга оне вельми не любили) у него было "джентльменское соглашение" - он не лезет во внутренние дела, герцог не лезет во внешние. Не успел вовремя заболеть во время переворота, приведшего к власти Елизавету Петровну, и был сослан в Березов, где и умер.


6. Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693-1768). Великий канцлер Российской империи и "рулевой" ее внешней политики при Елизавете Петровне (до Семилетней войны). Поскольку главным врагом его при дворе был француз Лесток всякие шевалье де Брильи, да еще гардемарины под ногами путались, то "система Бестужева" заключалась в мире и дружбе с Англией и Австрией супротив "вертлявых французишек". Договор англичан с пруссакми в 1757 году поразил его в сердце и печень (самые больные места), а потом он вообще был объявлен "прусским шпионом" и послан в ссылку. Екатерина II, войдя на престол, Бестужева вернула, но к политике более не пустила, сделав вместо великого канцлера... генерал-фельдмаршалом.


7. Джулио (Хулио) Альберони, кардинал (1664-1752). Иностранец-итальянец, смог, как слуга герцогини Пармской, вышедшей замуж за Филиппа V, обосноваться при испанском дворе и стать государственным министром. Его мечтой стало восстановить "могущество испанской империи", для чего он, слегка приведя в порядок дела внутренние (льстецы даже обзывали его "испанским Кольбером"), бросился в международные заговоры и авантюры. Вместе с главой МИД Швеции бароном Гёрцем они спланировали одну из самых знатных авантюр в истории - заключив мир с Россией, Карл XII должен был вместь с якобитами высадиться в Шотландии и вывести из войны Англию, а испанцы в это время нападают на Францию и Австрию в Италии. Но когда испанцы начали военные действия, то оказалось, что Карла убили, у якобитов ничего не получилось, и четыре сверждержавы (вместе с Голландией) просто надавали Испании по соплям в Войне за Французское наследство. Альберони пришлось подать в отставку  и покинуть Испанию.


8. Венцель Антон Доминик, князь Кауниц-Ритберг (1711-1794). Канцлер, то бишь глава МИД Австрийской державы. После Войны за Австрийское наследство он познал дао - надо дружить с бывшими врагами французами против бывших друзей англичан (русские на положении друзей оставались ибо нафиг они кому были нужны). Уломать на такой фортель императрицу Марию Терезу удалось лишь после того, как веларомныя англичанцы сдружились с предательскими пруссаками, не отдававшими любимую императрицыну Силезию. Так и случились Дипломатическая революция и Семилетняя война, после которой Кауницу и дали титул князя. Князь поддерживал либеральные реформы Иосифа II, а когда после его смерти Франц II начал их сворачивать, ушел в отставку.


9. Генрих фон Брюль (1700-1763). Иногда, чтобы стать правителем и повелителем госудаств, не нужны таланты. Достаточно интриганства и жадности. Когда после смерти польского короля Августа II (он же курфюрст Саксонии Фридрих Август I) граф Сулковский помог Брюлю остаться при дворе и получить должность первого кабинет-министра, "друг" отплатил тем, что добился его опалы и остался единоличным любимцем Августа III. Руки были загребущие, глаза завидущие - в библиотеке Брюля было 62 000 томов, кормили и платили у него лучше, чем у короля, а 600 картин наследники продали Екатерине II в Эрмитаж (просто моровое поветрие по Европе). А когда солдаты Фридриха II захватили дворец Брюля, то нашли там потайную комнату, набитую... париками.


10. Иоганн Фридрих Струэнзе (1737-1772). В датском королевстве, как известно, всегда было гнило. Вот и король Кристиан VII приболел - завел себе любовницу-проститутку и мальчика-негра, с которыми шлялся по кабакам и дрался с полицией, и вообще "вел себя сексуально распущенно на людях" (считается, что у него была шизофрения). Тогда королева Каролина-Матильда (дочь, кстати, Георга III Английского) завела ему врача-немца Струэнзе. Да так завела, что скоро оказалась у него в постели. А с королем доктор... подружился. И в один прекрасный день оказалось, что Струэнзе - человек, имеющий право пользоваться королевкой печатью и издавать указы, "устно переданные ему Его Величеством". А поскольку доктор любил Просвещение, на Данию обрушились отмена крепостного права, свобода печати, сокращение госаппарата и многое иное. Но народ доктора невзлюбил, потому что "немец, перец, колбаса" (да, это было актуально даже в Дании), и вдовствующая королева, мачеха Кристиана VII, ее сын, наследный принц Фредерик (Каролина-Матильда рожала только девочек, а последнюю вообще считали дочкой Струэнзе) и "группа неравнодушных придворных" решились на переворот - заставили короля подписать указ об аресте Струэнзе, которого схватили и казнили. Брак с Каролиной Матильдой был аннулирован, ее выслали в Германию. А все реформы поотменяли.

топ-10

Previous post Next post
Up