Как стать юным англичанином
Юный Чосер, без сомнения, получил "классическое образование" - в стихах он цитирует Вергилия и Овидия, переводов которых тогда тупо не существовало, их читали в оригиналах на латыни. В Лондоне того времени существовало достаточное количество "начальных школ", где мальчиков (девочки должны сидеть дома и учиться вышивать!) обучали латинскому языку - читать, писать, переводить. ИсторЕГи даже предполагают, что Джеффри ходил в ближайшую к его дому - при соборе Сент-Полс (св. Павла). Тем паче, что тут имелась еще и приличная по тем временам библиотека, а поэт явно был неплохо начитан для своего времени. Ученики изучали тривиум, начальный курс "семи свободных искусств" (в отличие от медицины, богословия и юриспруденции) из трех дисциплин - логика, грамматика, риторика (квадривиум, продвинутый курс четырех дисциплин - арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки - изучали уже в университетах), именно от него произошло слово "тривиальный", то есть известный любому мало-мальски образованному человеку.
Средневековая школа
Впрочем, никаких конкретных сведений про обучение Чосера нету. Первое упоминание в источниках именно о нем после рождения - о поступлении его на службу в 1357 году (то есть, в возрасте примерно 17 лет). Джеффри стал пажом (хотя именно так он нигде не назван - см. ниже) Элизабет де Бург, графини Ольстер. Эта "почтенная дама" 25 лет от роду была супругой Лайонела Антверп[ен]а (фамилии королевским сыновьям давали по месту их рождения - Эдвард Вудсток, Эдмунд Лэнгли и пр.), герцога Кларенса, второго сына короля Эдуарда III. Таким образом, юный Чосер попал в самые что ни на есть "сливки общества" и получил возможность расширить свое образование, изучая придворный этикет и "правила куртуазного поведения" (то есть принятых в высших кругах норм, приличий и форм их проявления).
Но тут снова надо говорить в сослагательном наклонении - сам факт службы Джеффри пажом (или даже слугой более высокого ранга - valettus, именно так именуются люди, получавшие аналогичные с ним подарки) графини Ольстер (а с 1359 года, когда супруги объединили свои свиты - и самого герцога Кларенса) установлен всего по одной деловой бумаге, содержавшей список штата прислуги супругов и пожалования им, которой была обернута старинная ценная книга - потому сия "писулька" и сохранилась "в анналах". Чем именно занимался паж (или валеттус) Чосер, каковы были его обязанности - тайна сия велика есмь, можно только "проводить аналогии" с обязанностями таких же вьюношей в свитах других вельмож.
Герцог Кларенс
Пажей (и прочих юных слуг) продолжали учить грамматике и языкам (как минимум французскому, языку "куртуазной вежливости", турниров и делопроизводства) - на сей счет в штате имелся специальный священник. Также учили манерам, чтобы, прислуживая господам, они "делали всё правильно" - "сплевывай аккуратнее, загораживая рот рукой, мясо режь, держа кусок тремя пальцами, как того требует вежливость, не кусай хлеб, но отщипывай его", и пр. Также пажи обязаны были уметь играть на музыкальных инструментах и петь. Согласно документу, юный Чосер получил от графини в подарок на Пасху полный костюм: короткие черно-красные штаны в обтяжку, короткую кожаную куртку, которая обошлась графине в четыре шиллинга (около 48 нынешних долларов), и пару туфель.
Кроме того, служитель вроде Джеффри был, по-видимому, загружен всяческой нудной писаниной: заносил расходы и доходы в бухгалтерские книги, переписывал письма. Это пригодилось ему в дальнейшем, когда он стал королевским таможенным чиновником. В общем, служба при дворе герцога давала необходимые навыки для "вращения в свете" и была стартом для дальнейшей карьеры. Более того, на Рождество 1357 года Чосер познакомился с человеком, который станет его другом и кокровителем на всю жизнь - Джоном Гонтом (английский вариант произношения названия города Гент, где он был рожден), графом Ричмондом, позже герцогом Ланкастером, третьим сыном Эдуарда III и наиболее интеллектуально и культурно развитым из его сыновей. Познакомился, без сомнения, юный "служитель" и со всеми остальными королевскими детьми, и с самим королем, и с его супругой Филиппой д'Эно (Хеннегау), которая изо всех детей более других любила именно Лайонела, и к тому же слыла "меценаткой".
Король Эдуард III
"Вероятнее всего, что" при дворе герцога Кларенса Чосер познакомился (и влюбился в нее) с дамой, которая впоследствии стала его женой - Филиппой де Паон, дочерью Роэта де Паона, рыцаря из Эно, прибывшего в Англию в свите королевы Филиппы и наверняка назвавшего младшую дочь в ее честь. Предположение об их раннем знакомстве при дворе строится на том, что в бумагах графини Ольстер есть упоминания о некоей фрейлине Филиппе де Пан (грамматика английского тогда безбожно хромала, и так вполне могли записать, да и произносить тоже, фамилию Паон), которой делались некие подарки. Тогда, конечно, благородная дщерь дворянина была для сына купца Чосера "прекрасной недосягаемой дамой", вполне в духе концепции куртуазной "любви издалека". К слову, старшая сестра Филиппы, Кэтрин де Паон, по первому браку Свинфорд, стала впоследствии любовницей, а в конце концов и женой Джона Гонта, так что поэт (сын купца) и его покровитель (принц и сын короля) на склоне жизненных путей породнились - к вопросу о "жесткости социальных барьеров" в XIV веке...