Победы, поражения и кортесы
Однако пока Сюше начал свой триумфальный марш от победы к победе, на другом конце Каталонии испанцы снова "прищемили дверью пальцы" французам. Под раздачу попался сменивший в июне 1810 года командира VII корпус, всё еще топчащийся на севере провинции - вместо "вышедшего из доверия" Ожеро командующим стал "новенький-готовенький" (получивший "жезлу" в прошлом году) маршал Этьен Жак Жозеф Александр МакдонАльд. Точнее, часть корпуса - и "ви таки будете смеяться", но это снова оказалась бригада нашего "старого знакомого" генерала де Шварца...
Маршал МакдонАльд
Расчистив после взятия Жероны пути из Руссильона к Барселоне, VII корпус решил двинуться на помощь к Арагонской армии, которая нацеливалась на очередную крепость - Тортосу. Для сего маршал разделил корпус на три части - одну под командой дивизионного генерала Луи Барагэ д'Илье оставил в Барселоне, другая была рассредоточена по крепостям между Барселоной и Руссильоном, а с третьей он сам пошел на Таррагону. Понимая, что для "честного пацанского боя" его Армия Каталонии не подойдет, генерал-капитан О'Доннелл решил тоже разделиться, но только на две части - дивизии генералов Хуана де Куртена-мл., Педро Сарсфилда (еще один "натурализованный" ирландец) и барона д'Ероля оставил прикрывать Таррагону (но в полевое сражение с МакдонАльдом не ввязываться), а с дивизией маркиза де Камповерде сделать "стремительный налет" на коммуникации между Барселоной и французской границей, рассчитывая, что французам для их защиты придется повернуть назад.
В качестве подмоги О'Доннелу выступила английская эскадра капитана Фрэнсиса Уильяма Фэйна (английский линкор + испанский фрегат), которая 10 сентября 1810 года высадила десант (500 морпехов во главе с полковником Чарльзом Уильямом Дойлом) в Бегуре, захвативший 50 пленных и батарею береговой артиллерии. Этот участок побережья защищала бригада всё того же генерала Франсуа Ксавье Николя де Шварца, уже побитого испанцами при Брухе и при Молле - 5-й и 6-й полки Рейнской Конфедерации ("дойче зольдатен" из Липпе, Анхальта, Шварцбурга, Вальдека и Ройсса), 1700 человек. Шварц отдал приказ 900 человек отправиться в угрожаемые пункты на обережье (числом четыре), а 800 человек оставил охранять свой штаб в городке Ла Бисбаль д'Эмпорда.
Солдаты 6-го полка Рейнской Конфедерации (тыц)
Откуда же ему было знать (ну, разведку надо было налаживать, но во враждебной Каталонии, конечно, это была задача не для заурядного ума), что в это самое время к нему "подкрался незаметно" О'Доннелл с 6000 пехотинцами и 300 кавалеристами?! Они атаковали Ла Бисбаль 14 сентября 1810 года. Шварц, оценив размер "песца", послал приказы своим частям воротиться назад, но даже если бы они успели и смогли - у врага был почти трехкратный перевес, выигрыш в стратегии и во внезапности. В общем, испанцы и англичане немцев "передавили" по кускам - 400 убитых и раненых, 1242 пленных (в том числе и де Шварц - его "испанские страдания" закончились до 1814 года) и 17 пушек.
Самой серьезной потерей союзников стал сам О'Доннелл, тяжело раненый в ногу, для лечения которой уплыл на Майорку (но зато его произведут в графы Ла Бисбаль), сдав армию генерал-лейтенанту Мигелю Ирансо (увы, куда менее предприимчивому и удачливому). Приняв команду над "корволантом", маркиз Камповерде даже "перелетел" французскую границу и ограбил несколько деревень в Руссильоне. В итоге МакдонАльд всё-таки вынужден был повернуть обратно на север, причем 18 октября 1810 года еще одна бригада его корпуса (на сей раз итальянская) была разбита Камповерде у Кардона. Французскому маршалу пришлось отойти к Жероне, чтобы защищать конвои из метрополии, а Сюше не смог приступить к осаде Тортосы вплоть до декабря 1810 года.
Генерал-капитан О'Донелл
Тем временем 24 сентября 1810 года в Кадисе открылись кортесы. Не все и не сразу, но в итоге туда съехались примерно 300 депутатов. Из них около 100 человек были клириками, 50 - аристократами, остальные - от "третьего сословия". 63 депутата представляли колонии в Новом свете. Парламент получился одновременно и радикальным (по готовности к решительным декларациям) и либеральным (по убеждениям делегатов - они даже первыми в мире назвали себя "либералами", имея в виду принадлежность к "партии обновленцев"), так что с самого начала начались "еретические разговоры" - например, о том, чтобы признать сувереном государства народ, который всего лишь делегирует свои полномочия королю... В общем, "вечер обещал стать интересным".
А на юге, возле Малаги, "пшекам" внезапно удалось взять реванш за все разы, которые их мутузили испанцы и англичане (например, при Лос-Йебенесе и при Майде) - они "жестоко отомстили", устроив "позорище у Фуэнхиролы". Эта небольшая и довольно ветхая крепость защищалась 400 поляками из 4-го пехотного полка Армии великого герцогства Варшавского и 57 французскими кавалеристами под общей командой капитана Францишека Мокосевича. Она встала на пути грандиозного (по задумке) набега генерал-майора барона Эндрю Томаса Блэйни (аттестованного англо-Вики как "один из наиболее знаменитых солдат, родившихся в графстве Монахан"... хреново там, видно, было с солдатами), который захотел прокрасться из Гибралтара в Малагу и захватить оный город. Силы у него были немалые - 3500 британцев, 1000 испанцев и флот (два линкора, британский и испанский, три британских фрегата, пять канонерок и несколько бригов).
Генерал Блэйни - "один из наиболее знаменитых солдат графства Монахан"...
Вся эта "3,14здобратия" 14 октября 1810 года столкнулась на пути с "крепостью" Фуэнхирола. Блэйни начал штурм... который "не получился" - поляки даже умудрились потопить одну канонерку. 15 октября, после артиллерийской подготовки, британце-испанцы снова пошли на приступ... В общем, "совершенно внезапно" закончилось всё тем, что отряд Блэйни потерял (помимо канонерки) 40 убитых, 70 раненых, 200 пленных и 5 пушек. Среди захваченных был и сам "лучший барон солдат Монахана" - его сабля, отнятая при капитуляции, до сих пор гордо лежит в краковском музее. Поляки потеряли 20 убитых и 100 раненых. Поскольку 16 октября "на шухер" быстро прискакал весь корпус генерала Себастьяни, англо-испанцы поспешно "утекли" обратно в Гибралтар.