Оригинал взят у
radion_gz_china в
Аналитика. Умные часы или когда мы поумнеем.Станут ли новомодные гаджеты убийцами целой индустрии? Вряд ли. Но очередной урок обязательно преподадут. А как пользоваться полученным знанием - каждый решит сам.
Разговоры на тему опасности умных часов для индустрии звучат все чаще. В том числе на крупнейших выставках в Базеле и Гонконге. И если европейцы до сих пор активно делают вид, что объемы продаж носимых гаджетов - это капля в море швейцарского экспорта, то их азиатские коллеги посвящают технологичным новинкам целые павильоны и проводят серьезные конференции. Да и на минувшей MWE-2014 обсуждение перспектив бизнеса шло в разрезе трех ключевых аспектов: кризис, санкции и умные часы. И если экспертов в области геополитики у нас предостаточно и на отсутствие прогнозов жаловаться не приходилось, то вопросы, посвященные новомодному продукту, чаще оставались без ответа. Грозит ли новая товарная категория ритейлерам потерей части клиентуры или сменой направления деятельности - главный из них.
НИЧЕГО НОВОГО
Для начала отметим тот факт, что разговоры вокруг новой категории технологичных игрушек являются классическим случаем самораздувающегося ажиотажа. В меру умные гаджеты, пригодные для ношения на запястье, начали появляться с 80-х годов и были абсолютно адекватны уровню развития компьютерной техники своего времени. О японских и швейцарских достижениях в области разработки и производства часов с расширенным функционалом и процессором вместо механизма мы уже писали. О существовании самых разнообразных наручных компьютеров для фитнеса, дайвинга и прочих специальных устройствах многие из вас знают не понаслышке. Между прочим, все это тоже сорт носимых гаджетов, продающийся в более чем солидных объемах. И никто из часовщиков по этому поводу почему-то не рефлексирует.
Может, потому, что эти устройства оставались специфическими с точки зрения дизайна, функциональности и не лезли в святая святых - в люксовый сегмент? Однако и здесь прорыв случился не сегодня. Хорошо известный многим дизайнер Йорг Хайсек еще несколько лет назад ставил эксперимент по выпуску умных часов в люксовых версиях. Так, модель HD3 Slyde могла демонстрировать на своем жидкокристаллическом экране самые разнообразные «обои», будь то просто стрелочная индикация или отображение времени в виде вращающихся шестеренок и барабанов с нанесенными на них цифрами. Невероятно, но факт - на сайте модели можно купить один или несколько «виртуальных механизмов» стоимостью от 50 до 250 швейцарских франков за «штуку». Данная модель вполне успешно продавалась в России: по мнению экспертов, в 2012 году на руках наших сограждан поселились около 300 единиц HD3 Slyde стоимостью от 5000 до 12 000 евро. В них успел «засветиться» даже нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев. При однозначной продвинутости модели никакой революции на часовом рынке она не произвела: проект тихо заглох...
И лишь выпуск подобных устройств крупными производителями вроде Samsung и Sony, а также анонс очередного изделия от Apple вызвали настоящий ажиотаж, который, по сути, был спровоцирован активной рекламной кампанией и популярностью конкретных фирм. Поэтому говорить о каком-то прорыве в технологиях или о том, что мы стали свидетелями появления нового продукта, не стоит.
НЕДЕТСКИЙ ТОВАР
Чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник. Для того чтобы понять, грозят ли нам с вами умные часы, необходимо оценить, какие надежды возлагают на них нарушители нашего спокойствия - производители телефонов.
Взглянув на ситуацию с этой точки зрения, мы увидим, что флагманы категории от Samsung и Sony позиционируются компаниями ни в коем случае не как отдельный товар, а как дополнение к смартфону. Потому как без смартфона любые умные часы превращаются в весьма бесполезное устройство, ограниченное сроком работы от одной зарядки в районе суток. При наличии же рядом подключенного к ним смартфона новинки становятся ни чем иным, как (цитируем описание модели Sony SmartWatch 2) «наручным дисплеем, который подарит вам новый опыт работы и развлечений с ОС Android». Суть рекламы любой модели сводится к тому, что она лишь остальные манипуляции все же удобнее производить путем «прямого контакта» с аппаратом.
Исходя из всего сказанного выше, остается непонятным, кому же адресованы данные изделия и кто теперь отнесет свои денежки вместо часового салона в гипермаркет электроники. Однозначного ответа дать нельзя. Скорее всего, умные часы - удел техногиков и «новаторов», которым во что бы то ни стало нужно идти в одном темпе дополняет смартфон и служит дополнительным центром приема и обработки уведомлений. В теории вы даже можете отвечать на SMS или сообщения в Facebook, используя голосовой набор. Интересно, как подобное действо будет выглядеть в переполненном вагоне метро в час пик? Пожалуй, переключать треки в списке воспроизведения действительно удобнее, не доставая сам телефон из сумки или кармана, но все остальные манипуляции все же удобнее производить путем «прямого контакта» с аппаратом.
Исходя из всего сказанного выше, остается непонятным, кому же адресованы данные изделия и кто теперь отнесет свои денежки вместо часового салона в гипермаркет электроники. Однозначного ответа дать нельзя. Скорее всего, умные часы - удел техногиков и «новаторов», которым во что бы то ни стало нужно идти в одном темпе с модой, и владельцев «лопатофонов» типа Galaxy Note и IPhone 6+. И еще не менее важным обстоятельством, успокаивающим часовых ритейлеров, является тот факт, что новомодные гаджеты не являются прямым конкурентом часам традиционным. У них принципиально разный функционал, мотив покупки и эмоциональная составляющая.
НИ УМУ НИ СЕРДЦУ
И если мы затронули вопрос эмоциональности, то на этом поле соперничать с традиционными часами вообще мало кому под силу. Мы хотим обладать чемто особенным, надежным, памятным, статусным, символичным и так далее. Привычные нам часы легко и непринужденно охватывают все эти пункты. Однако изделия, называемые не самым приятным русскому уху «гад же ты», похвастать подобным не могут.
Но сильно радоваться нам не стоит. На американском рынке сразу несколько компаний и брендов поняли, «куда копать», и решили применить традиционные часовые «фишки» на своих умных продуктах. Эмоциональное и рациональное конфликтуют между собой вечно, причем сегодня достучаться до сердца покупателя куда важнее, чем до его головы. Именно поэтому целый ряд компаний решил придать бездушным устройствам с процессором и дисплеем частичку той самой эмоциональности, о которой говорилось выше.
В ноябре 2014 года состоялся релиз носимого гаджета Will.i.am Puls, который активно продвигает Уильям Адамс - участник и продюсер музыкального коллектива The Black Eyed Peas. Will.i.am Puls - это устройство, нафаршированное по последнему слову техномоды: это и фитнес-треккер, и альтернативный дисплей для приема уведомлений и даже гарнитура для разговора. Телефон из кармана доставать теперь вообще не надо. Но это рациональная сторона вопроса. Если же говорить о делах душевных, то посланник для новинки выбран верно: популярность г-на Адамса в США сложно переоценить, а наличие в музыкальной библиотеке новинки уже закачанных песен кумира гарантированно подогреет интерес публики. Кстати, критики из «электронных» изданий о модели отозвались крайне нелестно, а продажи оказались вполне в рамках прогнозов производителя. Магия эмоций работает.
Адамс не одинок: свои взоры на запястье обратили художники. Так, недавно американский дизайнер Ребекка Минкофф представила свою новую коллекцию, в которую попали два браслета, разработанных совместно с известным производителем защитных телефонных чехлов Case-Mate. Один из аксессуаров выполняет функцию красивого золотого украшения с центром уведомлений о входящих или пропущенных звонках и SMS, а другой в случае необходимости может превращаться в шнур зарядного устройства. Это уж точно не часы, это - умное украшение. На наших глазах рождаются новые товарные категории.
Еще один фланг заняла компания Omate. Благодаря ее преимущественно женской команде и готовящимся к выпуску носимым устройствам Lutetia ситуация на рынке умных часов может сильно измениться. Если традиционно гаджеты для ношения на запястье имеют строгий вид и больше подходят мужчинам, то в этом случае разработчики представили круглую модель, в которой полупрозрачный LCD-дисплей защищен изогнутым стеклом с сапфировым покрытием. Устройство представлено в нескольких вариантах расцветки: серебристом, розовом золоте и золотом. Модель имеет возможность сопряжения как с Android, так и с iOSустройствами и предполагает довольно длительный срок автономной работы: вплоть до недели от одного полного заряда батареи. Lutetia легко выполняют функцию демонстрации уведомлений, имеют датчик-шагомер, секундомер, таймер, голосовое управление функциями основного устройства, а также возможность управления музыкой и вывода на дисплей погоды. Ну а теперь самое главное: генеральный директор Omate Лоран Ле Пен заявил, что компания не собирается конкурировать с Pebble, Samsung и Apple. Вместо этого Lutetia будет бороться за место под солнцем с часами от других представителей мира большой моды, таких как Michael Kors, Calvin Klein, Guess и D&G. Новинку можно приобрести всего за $169, а первые 1000 покупателей получат устройства с уникальной гравировкой персонального кода ограниченного выпуска на задней панели.
Получается, ошиблись те, кто был убежден, что новинки из мира высоких технологий придутся по душе в основном продвинутой молодежи? Если верить самим производителям и составленным ими покупательским портретам, владельцы супермодных новинок - это совсем не школьники и студенты, а вполне взрослые и обеспеченные люди, для которых умные часы станут либо дополнением, «разгружающим» смартфон от ежедневной рутины, или все тем же стильным аксессуаром, но соответствующим современным канонам техномоды.
ВСЕ КАК В ЧАСАХ
Если с развитием эмоционального наполнения у носимых на запястье устройств пока все не так гладко, то по части развития производства картина даже более динамичная, чем в часовой отрасли. Постепенно становится понятно, что новомодное течение - это еще и целая индустрия, способная обеспечить любую марку набором технических решений для выпуска своих линеек актуальных аксессуаров. Индустрия эта устроена ровно так же, как и часовая: для решения каждой отдельной задачи на рынке уже сформировались специализированные компании-подрядчики, и производителю остается лишь скомплектовать меж собой компоненты.
Здесь тоже есть решения, в чем-то аналогичные турбийонам от именитых мастеров, которые нельзя повторить. Примером может служить уникальный круглый ЖК-дисплей в модели Motorola Moto 360, недоступный для сторонних производителей, и на котором, кстати, то ли в шутку, то ли всерьез можно транслировать работу практически любого механизма, хоть с турбийоном, хоть без него.
Однако есть и другая сторона медали: десятки поставщиков модулей и отдельных узлов. Они играют ту же роль, что и швейцарские, японские и даже китайские производители механизмов, с той лишь поправкой, что находятся только в Китае и иногда в Корее. Скажем, захочет какой-нибудь известный дизайнер выпустить свою линейку гаджетов, закажет проектирование корпуса, сборку - и он в бизнесе!
Более того, если умельцы, как правило, не лезли в обычные часы, то создать собственную прошивку для телефона стало любимым развлечением для программистов. А поскольку в основе наручного гаджета тоже лежит процессор, грех не подправить что-либо и в нем. Причем для этого не требуется сверхдорогое оснащение и масштабная фабрика. В результате может оказаться, что «мозги» умных часов будут столь же непохожи друг на друга, как и мозги их владельцев.
Когда эта волна докатится до России и докатится ли вообще - трудно сказать. Уже упомянутых выше Moto 360 не купить в России официально, соответственно, и статистики по ним нет, но в метро все чаще можно встретить и молодых и не очень людей с этой моделью на запястье. На стр. 72 этого номера вы можете найти статью про умные часы от fashion-бренда Kenneth Cole. Куча «электронных» интернет-магазинов уже завели раздел «умные часы», а во втором квартале ожидаются поставки iWatch.
СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО
Действия грандов индустрии не оставляют сомнения в том, что новая товарная категория перспективна, и совсем скоро в битву на ее полях против традиционных производителей электроники выйдут и часовщики. Один только факт присутствия Ника Хайека на ключевой выставке электроники IFA-2014 взбудоражил отрасль. Что уж говорить о сделанном заявлении, что его команда ведет разработку собственных смартпродуктов Swatch Touch, которые будут представлены следующим летом. По его словам, устройство получит функции для занятия спортом и будут обладать постоянно включенным дисплеем. Также, по словам г-на Хайека, многие крупные технологические компании хотят работать с Swatch Group, и не исключено, что они могут начать сотрудничество в некоторых областях.
Глава Swatch Group
«У Swatch Group уже есть все необходимые технологии для создания «умных» часов, но нет планов относительно выпуска фитнес-браслетов. Они действительно набирают популярность, особенно в США, однако пользователи часто снимают их с запястья уже через несколько недель, а продажи часов под брендами Swatch и Tissot, между тем, по-прежнему демонстрируют двузначный прирост в процентном выражении. В наших Swatch Touch, которые мы покажем уже летом 2015 года, помимо прогноза погоды, подсчета количества шагов и затраченных калорий, будет обеспечено множество других необычных и оригинальных «свотчевых» (Swatchy) функций. Умные часы, безусловно, могут открыть для нас новые возможности, но нет нужды спешить и создавать рынок там, где его нет».
Жан-Клод БИВЕР
Глава часового подразделения LVMH
"Мы хотим создать часы под брендом TAG Heuer, но они не должны копировать Apple Watch, хотя именно они подтолкнули компанию к идее объединения высокой моды с технологиями носимой электроники. Это, впрочем, будет нелегкой задачей. Apple специализируется на производстве продуктов, которые пользователи обновляют каждый год-два, в то время как LVMH в основном выпускает продукты, предназначенные для использования на протяжении всей жизни. Мы не можем просто следовать по проторенной дорожке, но представим свое видение умных часов не позже, чем на весенней выставке в Базеле"
Другой крупный игрок рынка - французская компания LVMH, которая выпускает роскошную продукцию под различными брендами в самых разных товарных группах также объявила о своих планах по столь актуальному вопросу. По словам Жана-Клода Бивера, главы часового подразделения LVMH, корпорация уже ведет переговоры с некоторыми компаниями относительно выпуска умных часов, однако имена партнеров пока не разглашаются. В начале осени г-н Бивер заявил, что в ближайшие девять месяцев и у LVMH будут свои гаджеты, а это значит, что ждать нам осталось совсем недолго.
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ
Кварцевый кризис 1970-х многих научил не почивать на лаврах, а проявлять гибкость и готовность к принятию серьезных решений. Возможно, именно поэтому крупные швейцарские игроки, еще помнящие о событиях почти полувековой давности, не хотят упускать возможности пробиться в авангард новой волны. С другой стороны, повсеместное распространение мобильных телефонов многие воспринимали как конец эры наручных часов. К всеобщему огорчению производителей аудиоплееров и автомобильных навигаторов, именно их продукцию мобильные телефоны смогли вытеснить с рынка, но справиться с приборами времени им пока не удалось. Почему? Думаем, ответ вы и сами прекрасно знаете: наш товар невероятно эмоционален, навигаторы и плееры не стояли с ним даже рядом. Конечно же, производителям и продавцам эксклюзивных и статусных изделий стоимостью с двухкомнатную квартиру на Садовом кольце все движения в сегменте носимых гаджетов кажутся детскими играми. Но не кажутся они таковыми огромной части рынка, которая обеспечивает хронометрами остальные 99% населения.
Как известно, более 95% рынка наручных часов в количественном выражении занимают изделия стоимостью от 0 до 400 евро. В денежном выражении на эту группу приходится лишь чуть более 40% от объема рынка. Почему мы заговорили именно о данной ценовой категории? Потому что купить наручный гаджет можно, имея даже 100 евро. Конечно, это будет изделие, заказанное на сайте какого-либо китайского интернет-аукциона, но и легально ввезенные часы в России можно приобрести в среднем за 250-300 евро.
Данный факт, безусловно, волнует часовщиков. Но если верить заявлениям представителей компании Samsung, озвученным в рамках одной из конференций на HKWCF-2014, сами производители носимых гаджетов претендуют, в лучшем случае, на 5% от объемов часового рынка - что в целом выглядит не так пугающе. А если поразмыслить, то, скорее всего, эти пресловутые 5% будут не столько отняты у часового рынка, сколько созданы новым продуктом с нуля.
Кстати, схожую картину мы уже видели у соседей - в сегменте фитнестреккеров. Вряд ли кто-то из читателей задумывался об объеме их продаж в России. А они вполне приличные, и побороться тут есть за что. Так, изделий под брендом Garmin за первые 9 месяцев текущего года в Россию было ввезено на 45 млн руб, а Suunto и Polar - еще почти на 25 млн руб. каждого. И это лишь первая тройка! Которая, кстати, значительно превосходит объемы продаж умных часов. Между тем, никто из нас не воспринимает эти изделия как конкурента часам в их традиционном представлении - это инструмент для решения конкретного списка задач. В случае с продукцией Samsung и Sony просто список шире.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Эксперты прогнозируют, что мировой объем продаж интеллектуальных часов в 2014 году составит около 8,9 млн единиц. К 2018 году общее количество подобных девайсов, отгружаемых во всем мире, обещает достигнуть 214 млн единиц, что лишь незначительно уступит объему рынка планшетных компьютеров. Прогнозы денежного объема рынка сильно различаются. Наиболее оптимистичный из них, от компании Generatorresearch, показывает, что стоимость проданных наручных гаджетов в 2014 году составит $2,9 млрд, а в 2018 году достигнет $62,2 млрд. Последняя цифра примерно равна объему мирового рынка наручных часов. Данный прогноз кажется фантастическим, и верить ему или нет - личное дело каждого. Но если он сбудется хотя бы наполовину и российский рынок не выпадет из общемирового тренда, в нашей стране будет продаваться около 50 000 единиц умных часов в год. Для сравнения, некоторые наиболее популярные швейцарские марки продают в нашей стране более 100 000 часов в год, японские - до 400 000 штук.
Дмитрий Лисов