Jul 17, 2023 16:28
Из работы: Сергій Плохій. Козацький міф. Історія та націєтворення в епоху імперій. К., 2013. С.97:
У статті «Из поездки в Батурин в1878 году», надрукованій через три роки після самої поїздки, Костомаров зазначив безпосередню причину свого незадоволення: популярність «Історії русів» у консервативних колах українських поміщиків. У Батурині, колишній гетьманській столиці, він зустрів дворянина на прізвище Великдан, український патріотизм якого виростав з «Історії русів». «По воззрениям господ, воспитавшихся на Конисском, - писав Костомаров, - весь казацкий порядок был идеально хорош, а всякое зло исходило от московских козней, несправедливости и суровости правительственных лиц великорусских. Взгляды, навеянные псевдоисториею Конисского, до сих пор еще в ходу у малороссийского дворянства, и предрассудки, посеянные ею, так вросли, что до сих пор все более добросовестные исследования и издания актов, долгое время остававшихся никому неведомыми, еще не могут рассеять раз усвоенных заблуждений: актов и исследований наших не читают, а Конисскому верят» (Костомаров, Николай. Из поездки в Батурин в 1878 году// Порядок. - 1881. -8 (22) апреля (№ 97)).
История Русов,
Наше самосознание,
Костомаров,
Плохий