Использование возможностей программированного обучения в учебной деятельности

Jan 22, 2011 19:27

Нашлась статья аж 2005 года. А я про нее почти забыла. )
Цыганова М.В. (это тоже я, ага ) Использование возможностей программированного обучения в учебной деятельности // Проблемы педагогического  образования. Сборник научных статей: Выпуск 21 / Под.ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. С. 137-141

Главной задачей российской образовательной политики в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение этой задачи предполагает выполнение ряда необходимых и существенных условий, из которых важнейшим является разработка и внедрение в образовательный процесс новых, адекватных современным требованиям педагогических технологий. Наиболее перспективным направлением совершенствования образовательного процесса признается расширение сферы использования в нем современных информационных технологий (технологий хранения, обработки, презентации, передачи информации).
Современные информационные технологии обладают значительным потенциалом за счет предоставления преподавателям и обучающимся управляемого доступа к большим массивам структурированных данных, использования мощных средств поиска и анализа информации, обеспечения возможностей коммуникации и кооперации в учебной деятельности, а также индивидуализации обучения. Важным преимуществом современных информационных технологий является также и то, что они позволяют существенно интенсифицировать процесс самообразования, при этом существенно расширяя возможности педагогического контроля за ним. Необходимо отметить, однако, что наиболее эффективная реализация дидактического потенциала современных педагогических технологий, в том числе основанных на использовании информационных технологий, возможна лишь в рамках адекватной решаемым задачам сбалансированной дидактической системы.
В этих условиях чрезвычайно актуализируется проблема поиска психолого-педагогических и дидактических оснований совершенствования существующих систем обучения с целью обеспечения современного качества профессионального образования. Одной из наиболее перспективных дидактических систем с точки зрения возможностей обеспечения органичного единства фундаментальной и практической подготовки на основе реализации  современных информационных педагогических технологий является система программированного обучения.
Существует три основных подхода к программированному обучению: линейное программирование, разветвленное программирование и адаптивное программирование. Все эти подходы основаны на сходной системе организации учебного материала, однако имеют явные концептуальные различия. Адаптивное программирование, безусловно, является новым шагом в развитии программированного обучения, однако на данный момент эта система очень громоздка в информационном плане и предельно сложна в программировании. Адаптивное программирование по-сути представляет собой сложную экспертную систему поддержки образовательного процесса. Такой подход требует от разработчика не только широких знаний своей предметной области, но и развитых навыков программирования электронных систем. В силу этого здесь мы более подробно остановимся на использовании в учебной деятельности возможностей линейного и разветвленного программированного обучения.
Как известно, учебную деятельность можно условно разделить на два этапа: ориентировочный, на котором происходит ознакомление учащегося с новой для него информацией, и исполнительский, на котором происходит отработка усвоенных теоретических положений. Другими словами на исполнительском этапе происходит выработка навыков и алгоритмов применения теоретических знаний на практике. Действия обучаемых на этом этапе - главное звено, через которое можно управлять процессом усвоения знаний, обеспечивать их заданные качества. В том случае, если поступающая к учащемуся новая информация не включается в деятельностный акт, будь то материальный деятельностный акт или умственно-познавательный деятельностный акт, ее продуктом будет лишь временный образ памяти, реализующий решение задачи здесь и сейчас. Информация, включенная в деятельность, воспринимается организмом как значимая и ценная, что обеспечивает сохранение этой информации и включение ее в существующую систему понятий и способов действия. Алгоритм должен обеспечить не только правильное решение задачи, но и понимание того, почему эта задача решается так, а не иначе.
Однако здесь надо иметь ввиду, что изначально неверно сформированный алгоритм может нарушить структуру деятельности в целом, поэтому при планировании учебного процесса необходимо предусмотреть определенную систему управления ходом усвоения знаний. Управление в данном случае должно подразумевать не только регуляцию управляемого процесса со стороны управляющей системы, но и осуществление своевременной обратной связи. Если рассматривать обратную связь как получение информации о соответствии выполняемого действия заданному, то такая информация будет выполнять функцию подкрепления, когда обучаемый не уверен в правильности своих действий. Выделяют два типа обратной связи: информационную и сообщение результата. Каждый из этих типов выполняет свои функции и по-разному реализуется. В первом случае оказывается определенное вспомогательное воздействие для устранения допущенной обучаемым ошибки, во втором сообщается, что ответ правильный или неверный. Таким образом своевременная поддержка правильного решения и корректировка неверного - это основные вспомогательные средства управления процессом усвоения. При классической форме организации образовательного процесса такие вспомогательные средства практически невозможно использовать, так как они предполагают индивидуализацию обучения и сопровождение учебной деятельности каждого конкретного учащегося. Осуществление обратной связи возможно в этом случае только по факту завершения деятельности и достижения итогового результата, т.е. формирования алгоритма. Поэтому при традиционном обучении мы часто сталкиваемся с проблемой корректировки или изменения целостного алгоритма решения определенного круга задач. Более широкие возможности здесь открываются для линейного программирования. Благодаря специфической организации линейная программа поэтапно контролирует процесс усвоения, сообщая учащемуся об успешности или неуспешности решения промежуточных заданий, а продвижение по программе осуществляется только в случае положительных решений, в силу чего закрепляется ступенчатый алгоритм решения задачи. Однако здесь имеется риск «застревания» на сложном задании при невозможности его решить, что, несомненно, снижает уровень первоначальной мотивации учения. Если же линейная программа реализуется через перечень заданий с множественным выбором, возможен случайный выбор правильного ответа методом исключения неправильных. Эти недостатки линейного программирования позволяет преодолеть метод разветвленного программирования. В случае такой реализации учебного процесса обучаемый продвигается по программе как в случае правильного ответа, получая подтверждение и обоснование своей правоты, так и в случае неправильного ответа, получая разъяснительную дополняющую информацию и, в определенных случаях, предложение решить подобную задачу пониженной трудности. Присущая разветвленному программированию возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности и поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации учения. Кроме того, оно позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. При разветвленном программировании учащийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Немаловажным преимуществом программированного обучения является возможность реализации индивидуального темпа обучения при групповой форме работы. В случае традиционного обучения преподаватель, в силу ограничения временных ресурсов не может ориентироваться на каждого конкретного учащегося, поэтому часто случается, что отстающие не успевают усвоить базовый материал, что может привести к общему неусвоению учебного курса. Успевающие же учащиеся, напротив, должны ждать пока подтянутся остальные. Использование в учебном процессе возможностей программированного обучения позволяет учитывать индивидуальные потребности любой категории учащихся. Следует также отметить, что успешное освоение возможно только в том случае, когда информация включается в деятельность, личностно значимую для учащегося, поэтому положительная внутренняя мотивация учебной деятельности имеет здесь первоочередное значение. По мнению Шаталова В.Ф., для усиления внутренней мотивации нужно специальным образом переработать излагаемый материал, сделать его интересным, взаимосвязанным, ориентированным на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий. Для осуществления внутренней мотивации весь учебный материал должен быть тщательно структурирован, выделены главные идеи и подчинённые мысли. Желательно добиться того, чтобы система построения материала, последовательность и способы изучения были понятны обучаемому и усвоены им на сознательном уровне (как прямой продукт усвоения). Для облегчения усвоения и обеспечения успешности самоконтроля за процессом продвижения к учебной цели материал рекомендуется разбивать на логически целостные, небольшие по размеру блоки. Зримое ощущение движения и подъема, развития и роста является мощным психологическим стимулом в преодолении новых трудностей. Программированное обучение, а в особенности разветвленное программирование, позволяет усилить внутреннюю мотивацию учебной деятельности, так как организуются в соответствии с основными принципами ее формирования.

программированное обучение, Пустовойтова М.В., образование, современные ИКТ

Previous post Next post
Up