О компетенциях.Черновики и наброски.

Apr 16, 2012 20:12



Чем дальше, тем больше убеждаюсь в том, что система компетенций, которую сейчас активно внедряют в образование, никуда не годится в силу непродуманности. Конечно, это не новость, когда сначала внедряют, потом думают.
Во-первых, нет единой грамотной системы компетенций, от которой могли бы отталкиваться преподаватели при планировании результатов обучения. В итоге - разброд, шатание и отсутствие целостного результата на выходе. Во-вторых, не проработаны механизмы формирования компетенций и их оценки. В итоге - формальная отписка в программе дисциплины и отсутсвие результата, точнее, его предельно вероятностный характер. В третьих, говорить о сформированных компетенциях при отсутствии практики, вне профессиональной деятельности, некорректно. То, что формируется в процессе обучения, - все те же знания, уменя и навыки. Нередко, подающий надежды студент оказывается очень средним сотрудником. Потому что он умел учиться и не умеет работать. Теория не перекладывается на практику. В то же время, средний студент в профессиональной деятельности вполне может проявиться и раскрыться.
В связи с этим, второй виток актуальности получает система трехуровневой компетенции специалиста, разработку которой я начала еще несколько лет назад. Тогда показалось, что все, что можно было сказать о компетенциях, уже сказано, работа была приостановлена. Но сейчас становится очевидно, что разговор о компетенциях еще будет продолжаться.

В общих чертах, система трехуровневой компетенции специалиста состоит из трех этапов.
1 этап. Этап формирования так называемой пре-компетенции. Это доуниверситетский этап, если мы говорим о ВПО. На данном этапе оценивается потенциальная возможность абитуриента состояться в той или иной профессии. Сюда включается профориентационная работа со старшеклассниками и выпускниками школ важной задачей которой является реализация социального заказа (оценка реальной потребности общества в специалистах того или иного направления). В качестве задач этапа формирования пре-компетенций можно выделить: оценку личностного потенциала старшеклассника/выпускника (мотивационно-потребностная сфера, уровень воспитанности, склонности, увлечения и т.п.), оценку академической подготовленности. На этом этапе также можно говорить о формировании общих социальных компетенций.
2 этап. Этап формирования базовых профессиональных компетенций. Университетский этап. Здесь необходимо выделить три уровня: уровень бакалавриата, уровень специалитета (пока еще), уровень магистратуры. Нет смысла говорить о формировании профессиональных компетенций без универсальной модели специалиста каждого уровня. Определение параметров "знать", "уметь", "владеть" по каждой дисциплине должно проходить централизованно и коррелировать с общей моделью специалиста. Проще говоря, преподаваемые студентам дисциплины не должны существовать изолированно, как часто происходит сегодня. Они должны быть скоординированны и иметь общую перспективную цель и практикоориентированность. Предусмотренная программой подготовки практика - одна из важнейших составляющих системы формирования базовых профессиональных компетенций, поэтому ее планированию следует уделить особое внимание. Также следует обратить внимание на разработку банков квазипрофессиональных ситуативных заданий, формирующих тренингов и супервизорских систем.
3 этап. Этап закрепления и качественной трансформации компетенций. Постуниверситетский этап. Включение специалиста в деятельность, решение профессиональных задач и т.п.......

компетентность, Пустовойтова М.В., образование, компетенция

Previous post Next post
Up