О компетентностных моделях в педагогическом образовании

Dec 18, 2010 09:57

Понятие (лат.)

Толкование

competentia, ae

1) согласованность частей, соразмерность, симметрия;
2) сочетание, связь.

competenter

надлежащим образом, соответственно

competitio, onis

1) соглашение, согласие;
2) юр. законная претензия, требование;
3) соревнование.

competitor, oris

1) соискатель, соревнователь, соперник, конкурент.

com-peto, ivi (ii), itum, ere

1) вместе домогаться, добиваться, стремиться;
2) сходиться, встречаться;
3) приключаться;

4) совпадать (во времени);

5) соответствовать, подходить, согласовываться;
6) быть годным, способным;
7) юр. требовать согласно закону.

Следует заметить, что большинство выделенных слов сводятся к «compete» как первородному. На основании проведенного сравнительно анализа, а также анализа слов-первоисточников, под понятием «компетенция», по-нашему мнению, следует понимать личностно-профессиональную характеристику специалиста, позволяющую ему в ситуации конкуренции быть годным к успешному выполнению определенного круга четко сформулированных задач.

В ходе анализа литературы по исследуемой тематике и при сборе материала для сравнительного анализа, нам неоднократно встречались подходы, дифференцирующие понятия «компетенция» и «компетентность», но рассматривающие «компетенцию» как более широкое понятие. Суть таких подходов заключается в ограничении «компетентности» лишь профессиональными качествами и профессиональной пригодностью, в то время как «компетенция» рассматривается как сочетание профессиональных и личностных качеств, ведущих к успешности.

Если рассматривать понятие «компетентность» соответственно понятию «компетенция», обращаясь к слову-первоисточнику, следует заметить, что «competens, entis» (подходящий, соответствующий, сообразный), от которого произошло данное понятие, также сводится к слову «compete», как в случае с понятием «компетенция». Поэтому, формально рассматриваемые понятия сходны по первоисточнику. Однако такой подход был бы слишком поверхностным. Поэтому обратимся к толковым словарям. Согласно «Современному толковому словарю» Ефремовой, компетентность понимается как обладание компетенцией [8]. В Большом толковом социологическом словаре Д. Дэвид, Джери Дж., компетентность (от англ. competence) рассматривается как фундаментальные способности, проявляемые социальными акторами, являющимися «квалифицированными» участниками социальных контекстов [9]. Согласно Словарю русского языка, компетентный - это человек обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий, веский, авторитетный [10]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «компетентность» шире понятия «компетенция». Следовательно, опираясь на проведенный анализ, под «компетентностью» мы предлагаем понимать совокупность компетенций, позволяющих человеку реализовывать успешную деятельность в той или иной области (в том числе, профессиональной), основанную на самоорганизации, мотивации и ответственности.

Понятие «компетентность» отражает конечный результат, свидетельствующий об эффективности работы сотрудника, о его способности достигать цели в своей работе. Оценка компетентности сотрудника основана на профессиональных стандартах, на его способности справляться с должностными обязанностями. Для того чтобы продемонстрировать компетентность, люди должны проявить свои компетенции - модели поведения, позволяющие им быть компетентными. Таким образом, нам представляется наиболее уместным характеризовать компетентность как способность решать поставленные задачи, а компетенции - как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность.

Литература:

http://www.websters-online-dictionary.org
Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 1995. - №3.
McClelland, D.C. (1973). Testing for competence rather than for «intelligence». American Psychologist, 28(1), 1-14.
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, - 1997.
Там же. - С.63.
Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2002. - С. 59.
Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - № 9. 2002. - С. 24.
http://dic.academic.ru/
Джери Дэвид, Джери Джулия. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т.: А - О. - Т.1 / Пер. с англ. Н.Н.Марчук. - М., 2001.
Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М., 1999. - Т.1. А-Й.

Отдельное спасибо vapleshakov за поддержку!

компетентность, Пустовойтова М.В., образование, компетенция

Previous post Next post
Up