Наиболее древними сооружениями, по сей день возвеличивающими землю Пушкинскую, являются Божьи храмы. Из них самое старое строение - это Сергиевская церковь в Комягине, сооруженная в 1678 году в вотчине стольника Н.И. Акинфова.
В митрополичьем селе Пушкино в 1692-94 годах построили Никольскую церковь (встречается написание - Николаевская), боковые приделы к ней и колокольню возвели в 1871-76 годах.
Троицкая церковь в селе Ельдигине в усадьбе князя А.Б.Куракина строилась в 1730-35 годах.
Церковь Иоанна Богослова в усадьбе П.М.Щербачева в Могильцах была построена в 1767 году, правда, и XIX веке ее дважды существенно перестраивали.
Вознесенскую церковь в Рахманове соорудили в 1802 году
Благовещенскую в Братовщине, - по разным сведениям, в 1808 или в 1815
Никольскую в Царёве -в 1812-15.
В конце XIX века в посёлке Клязьма была сооружена одна из немногих у нас деревянных церквей - во имя иконы Гребневской Божией Матери.
Церкви продолжали возводить и в начале XX века: Покровскую в Черкизове (1903)
Боголюбскую в городе Пушкино (1914)
Спаса Нерукотворного в Клязьме (1913-16).
Не столь уж это глубокая старина, но судьба у каждой из названных примечательна.
Жилье строилось в подавляющем большинстве из дерева - материала недолговечного, но и ныне некоторые дачные поселки гордятся отдельными высокохудожественными постройками давних лет.
Несравнимо меньше обращается внимания на памятники промышленной архитектуры и транспорта. Если же приглядеться к производственным корпусам, скажем, на бывшей фабрике Арманда или Вознесенской мануфактуре, то нетрудно отличить новые от старых - у каждого времени свой строительный стиль.
Памятником зодчества является здание железнодорожного вокзала в Софрине, своими архитектурными формами и украшениями напоминающее загородный дворец, поначалу прекрасно сочетавшийся с окружающей средой.
На станции Пушкино наряду со зданием вокзала к памятникам старины относятся - водонапорная башня и две 2-этажные башни служб (в сторону депо), была еще третья, южнее вокзала, но сломана при прокладке нового пути в конце 1980-х годов.
Памятником электрификации железной дороги в 1930-е годы стало здание электроподстанции в Пушкино, что южнее платформ, как будто сделанное из монолитного бетона.
Трасса высоковольтной линии к нему в 60-е годы была частично изменена и на более мощных опорах перекинута через Травинское озеро, но и старые опоры еще служат. Также местами вдоль железнодорожного полотна сохранились с 30-х годов и опоры для подвешивания контактного провода, в частности, между платформами Мамонтовка и Челюскинская. Их легко отличить от современных железобетонных - это две склепанные между собой с помощью пластин металлические балки.
Ряд школьных зданий, кирпичных и деревянных, - в Братовщине, Ельдигине, селе Пушкино, Митрополье и др. - также немые свидетели старины. Одна из старейших школ в Пушкинском районе - Ельдигинская. В субботу 25 апреля 1998 года она торжественно и празднично отметила свое столетие. Школа всегда была и остается на хорошем счету. Но особенно гремело ее название - в районе и за пределами - в 60-е годы, когда старшеклассниками здесь велась активная и очень результативная поисково-краеведческая работа. Ею целенаправленно руководил учитель истории Иван Данилович Уколов-человек большой эрудиции, истинный патриот родины, познавший цену жизни на фронтах Великой Отечественной войны.
Некоторые сооружения нашего века также могут претендовать на статус памятника. Среди них, полагаю, здание Пушкинского дома культуры с его жизнерадостным обликом фасада - постройка была завершена в 1957 году (жаль только стены постоянно многоцветные: после очередной покраски сразу начинают облупляться).
Хорошо смотрится у привокзальной площади в Пушкино часовня во имя святителя Николая, построенная в традиционном русском стиле, освящённая 27 сентября 1997 года. Будь она поставлена на противоположном газоне, производила бы еще больше впечатления. Но в выборе места, очевидно, сыграло роль стремление заполучить побольше посетителей.
http://www.pushkino-online.ru/articles.php?pid=1540