На мой взгляд, Султанат Оман намного интереснее любой другой страны Аравии (разве что воюющий Йемен мог бы с Оманом поспорить), но абсолютно недооценен путешественниками. Не то, чтобы совсем никто не бывал в Омане, конечно же некоторые бывали, но настолько немногие, что даже обидно. Я впервые отправился в Оман, кажется в 2018 году, сразу же, когда эта долгие годы закрытая страна начала выдавать визы по прилете. Был приятно удивлен сочетанием огромного числа достопримечтаельностей, интереснейшей природы, дешевизны и цивилизованности с неиспорченностью туризмом и гостеприимством местных жителей. Обьездив в предыдущие визиты центр Омана и посмотрев его знаменитые крепости и столицу, Маскат, я решил воспользоваться рейсом Wizzair из Абу-Даби в Салалу на юге страны, близ границы с Йеменом. Там расположено уникальное место, больше напоминающее джунгли Таиланда или Индонезии, нежели засушливые пустыни Аравии.
Лететь сюда из Абу-Даби чуть менее двух часов. Почти все пассажиры - эмиратские арабы, спасающиеся семьями от дубайской жары в относительно прохладной Салале, столице провинции Дофар. Как уже говорил, место это уникально, ведь благодаря океанским ветрам (муссонам, на арабском "хариф") сюда доходят тропические дожди и влажность, больше свойственные югу Индии и Шри-Ланке. В то же самое время, Салала постоянно скрыта облаками от сурового аравийского солнца. В результате на юге Омана держится круглогодичная приятная температура в +28 градусов тепла с легкими дождиками и океанским бризом. Для сравнения, в столице страны, Маскате, температуры летом достигают +40 градусов и более, а в соседних Эмиратах еще жарче.
Над Салалой возвышаются мощные скалистые горы, не пропускащие дождевые облака вглубь суши. Из-за этого все дожди остаются на небольшом отрезке побережья, длиной менее 100 километров и шириной вглубь суши от 10 до 15 километров. Отьедете чуть дальше, буквально полчаса от Салалы и попадете в типичную пышущую жаром и пылью пустыню. Удивительно, не правда ли?
Аэропорт Салалы маленький, но новый и очень удобный. Здесь я крайне настоятельно советую взять в прокат машину, поскольку общественный транспорт за пределами города практически не функционирует. Чтобы выезжать на природу, в различные каньоны с водопадами, ущелья, фантастически красивые участки океанского побережья вам не обойтись без своей машины. Расстояния довольно немалые, а красоты расположены еще и на некотором удалении от основных автодорог.
Машина мне обошлась в приемлемые $40 в день, получил Hyundai-i40. Прекрасно приняли дебетовую карточку и обычные пластиковые водительские права. Я это к тому, что в соседних Эмиратах мне вообще отказались давать машину с дебетовой картой, видимо сильно устали от туристов, которые нарушают правила и потом фирмы проката не могут снять штраф с пустых дебетовых карт. Вот моя машина на фоне прекрасного океанского побережья прямо в городе Салала.
Сам по себе город Салала, будем откровенны, ничем не примечателен. Практически ничего не сохранилось от района "Старой Салалы", типичных для Омана исторических фортов тоже нет и город довольно современный. Но вам Салала будет важна как база для путешествий по региону. В этом 200 тысячном городке на берегу Индийского океана есть все, что необходимо: дешевые отели и апарт-отели, супермаркеты, аптеки, рестораны и так далее. Лично я снял апартаменты из двух комнат со своей кухней и это обошлось в $25 ночь, что очень порадовало. Обычные апартаменты, ничего выдающегося, местами потёртые и уставшие от жизни. Но что важно? Чистая постель, горячая вода и кухня. Всё это имелось в наличии.
Начать изучение южного Омана я решил с океанского побережья. Едва вы покидаете Салалу и выезжаете вюжном направлении в сторону Йемена, как начинаются могучие горы с фьордами и водопадами. Кто бывал в Норвегии обнаружит тут нечто подобное, разве что тепло и влажно.
А вот какая живописная дорога ведет вдоль побережья, петля то вверх,то вниз.
По мере вашего движения на юг вдоль побережья,вы поднимаетесь все выше и выше. В какой-то момент облака оказываются ниже вас, дорога в отдельных местах проходит на высоте до 900 метров над уровнем моря, прямо над обрывами и океаном бушующим внизу. Здесь много смотровых точек, к которым надо будет свернуть с главной дороге и проехать пару километров.
Вся эта красотища сопровождается исключительно приятной погодой с легкими +28 градусами тепла. Забываешь невольно где находишься, а ведь это засушливый Аравийский полуостров, где люди в Дубае или Эр-Рияде прямо сейчас не выходят из кондиционированных офисных зданий и торговых центров.
Примерно за 50 километров до границы с Йеменом крупный пропускной пункт оманской армии. Проверка документов, просят открыть багажник. Очень вежливы и корректны.
В пути несколько красивых пляжей, где вряд ли захотите искупаться (сильные волны), но просто очень впечатляет контраст огромных гор, облаков, белого песка и бушующего Индийского океана.
В этот день я доехал почти до границы с Йеменом, в пусти было еще два пропускных пункта военных. На одном из них застрял в пробке на час, солдаты внимательно проверяли каждую машину. Взглянув на часа понял, что если так дело пойдет дальше, то возвращаться в Салалу придется уже в темноте и это без малого 150 километров по горным серпантинам. Я довольно опытный водитель и к горным дорогам привыкший, но лишние риски не люблю. Поэтому развернулся и выехал в обратном направлении, решив не испытывать судьбу.
Вид из моего окна на одну из главную улиц Салалы. Как уже говорили выше, делать в городке в плане туризма особо нечего. Даже погулять особо негде, если честно. Поэтому приготовил сам себе скромный туристический ужин и отправлся спать. Идти ужинать в город было лень.
На следующий день я решил отправиться чуть в глубь суши и посмотреть многочисленные каньоны с водопадами, утопающими в тропической зелени. Как уже рассказывал, ширина цветущей полоски земли вдоль побережья не превышает десять километров. Дальше уже бесконечный пустыни Аравии и начинаются они резко, контраст удивителен, вроде только что были джунгли и влажность и вдруг, проехав полчаса вокруг пески и жара. Такое вообще может быть?
Вот смотрите, одно из цветущих ущелий рядом с городом Салала, любимые место отдыха горожан и туристов.
Люди отдыхают, тут свежо и приятно.
Водопады, буйство зелени.
После всего этого тропического рая вы садитесь за руль,выезжаете на трассу, проезжаете буквально полчаса вглубь суши и вскоре пейзажи начинают меняться. Пока еще все цветет и пахнет, но становится жарче.
Еще немного и я оказался словно в другой стране. Пустыня, жара и пыль. Повторюсь,полчаса езды, не более.
Оно конечно живописно по-своему, но выйдя из машины чтобы сделать эту фотографию мне стало неистерпимо жарко. Градусник в машине показывал +38 градусов, что на 10 градусов выше, чем буквально в получасе езды отсюда, в Салале. Дальше решил не ехать, равернулся и отправился назад в тропический рай. По пути встретил прикольное стадо верблюдов.
Вот еще несколько красивых места там же, рядом с Салалой. Ущелий с водопадами там довольно много и все они в радиусе получаса езды от города, что делает Салалу прекрасной базой для путешествий по Дофару.
В последний день пребывания в Салале отправился вверх, то есть на север вдоль побережья, в сторону маленького городка Мирбат на берегу океана. Судя по информации из путеводителей, там сохранился старый город и крепость. Должен сказать, чтов плане пейзажей, к северу от Салалы преимущественно равнины с горами, тянущимися на удалении от берега. Поэтому путь до Мирбата нельзя сравнить по красоте с южным маршрутом всторону йеменской границы.
Сам городок оказался сонным, чуть заброшенным с огромным числом индусов и пакистанцев. Старая часть Мирбата это руины построек, которые забросили может быть лет десять назад. Так и стоят, постепенно разваливаясь от всех ветров.
Крепость Мирбата маленькая, не идет в сравнение со знаменитыми замками северной части Омана. В крепости маленький музей. Если у васесть лишнее время, можно заглянуть. А можно и не заглядывать,тоже ничего не потеряете, поскольку снаружи крепость выглядит лучше, чем внутри.
Пожалуй, в Мирбате нужно искать не достопримечательности, а сам дух этогоместа: океан, небольшой рыбацкий порт, странные брошенные людьми улицы старой части города. Некая интересная аура тут несомненно скрывается. А я пока что возвращаюсь назад в Салалу.
Подводя итог трехдневному пребыванию в Салале скажу так, что место исключительно достойное. Если раньше вам казалось, что ехать летом в Дубай или рядом напоминает попытку самоубийства от жары, то знайте - именно летом в Салале наиболее прохладный период, тут всегда на 12-15 градусов прохладнее, чем в Эмиратах или даже в столице страны, Маскате. Для любителей горных трекингов, купаний в водопадах, лазания по ущельям - это правильно место. Цены ниже, чем в Эмиратах и ниже чем в Маскате. Выводы делать вам.