В декабре 2019 года исполнилось 140 лет со дня рождения И. В. Сталина. В жизни пудожан этот человек сыграл разную роль. Для одних он был главнокомандующим, под руководством которого они сражались и победили в Великой Отечественной войне, у других отнял жизнь, стал виновником гибели родных и близких людей. Только в нашем районе, по уточненным данным, в 1937-1938 гг. были расстреляны у Черной Речки 349 жителей района, за его пределами, по моим подсчетам (под Петрозаводском, в Сандармохе и т. д.), - еще 49. Вместе с умершими в лагерях набирается цифра далеко за 400 человек.. А ведь у каждого из них были родные и близкие, чьи судьбы тоже искалечила сталинская репрессивная машина.
Но влияние Сталина на жизнь людей старого поколения и их отношение к нему, разумеется, было гораздо многограннее и связано не только с репрессиями. Взять хотя бы формирование средствами искусства полумифического образа вождя и создание культа личности Сталина . В этом деле поучаствовали, в частности, наши пудожские сказители. Больше всех, пожалуй, А. М. Пашкова из Семёново. Показателен в этом смысле её сказ «Чем Москва прославилась» (напечатан в газете «Правда» 21.01. 1939) с обращением к вождю: «…Поля цветут колхозные… …наши дома - чаша полная… по твоему ли веленьицу, по твоему ли завещаньицу. Нас ведет ко счастью Сталин наш. …Уж как был Ленин со Сталиным Друзья верные, неизменные, Что у Ленина намечено, То у Сталина исполнено». И далее:«… А по этой ли по дороженьке Да ведет нас надёжный вождь - Дорогой наш отец родной Как Иосиф свет Виссарионович, А еще наша любимая партия…Все вожди у нас народные, надёжные…».
.По иронии судьбы сказ был сложен в 1938 году, когда по Пудожскому району прокатилась волна арестов и расстрелов у Черной Речки, к которым Сталин тоже приложил руку, пусть и косвенным образом. Из Семеновского сельсовета в 1930-годы выселили 24 человека в Заполярье (Апатиты), троих земляков А. Пашковой расстреляли. Более того, саму Пашкову, по ее словам, в 1930 г. «раскулачили» и в колхоз не приняли. А зять её получил 5 лет лишения свободы как торговец. В 1933 г., после смерти мужа, А. Пашкову восстановили в правах. Т. е., выходит, что наша замечательная сказительница, член Союза писателей СССР была одно время «лишенкой».
Тему восхваления Сталина А. Пашкова продолжила в своей былине (1940 г.): «Старопрежние богатыри решилися (т. е. поумирали - А. К.), а новые появилися . За кремлёвской стеной… богатырь есть Сталин красное солнышко. От его... словца ласкового, доброго, ... обогрелася Советская Россиюшка». Разумеется, упрекнуть автора в фальши язык не повернется. По мнению исследователей творчества Пашковой, с ней, как и с другими сказителями, в Петрозаводске фольклористы проводили беседы на политические темы и давали задание сочинить сказ на ту или иную тему. Сказы редактировались и переписывались. Возможно, этим также объясняется обилие славословий в адрес Сталина и явные небылицы о сказочной колхозной жизни.
Тему возвеличения вождя, правда, в более скромном виде, подхватили и другие пудожские сказители. Например, Ф. Конашков (тоже из Семёново) в сказке «Самое дорогое» пришел к выводу, что:«Самое лучшее и самое дорогое у нас на Земле есть слово товарища Сталина». Хотя в 1926 г. в «Плаче по Ленину» он думал немного иначе: «…Ой уж мы склоним-та свою головушку к той стороне, ко Льву Давыдычу (т. е. Троцкому - А. К.). Но вовремя перестроился, приняв сторону Иосифа Виссарионовича.
Внес свой склад в формирование сталинского культа личности еще один сказитель, Н. Кигачев, из Рагнозера. У него боец Зырянов в одноименной былине идет в бой с японцами «за Сталинскую Конституцию и за самого товарища Сталина», зарубив при этом 37 самураев. В другой былине («Разгром Деникина») автор также не скупится на эпитеты, в полном соответствуя с канонами былинной поэзии: «Сильный могучий молодец богатырь Иосиф свет Виссарионович», «Советский добрый молодец, Сталин свет Виссарионович».
Само собой, пудожане не были одиноки в своем прославлении вождя. В газете «Красный Пудож» (12.03.37) известный карельский поэт Ялмари Виртанен выразился, пожалуй, еще круче: «Ты - сиянье полярное, Сталин…. Наше знамя великое, Сталин»». А народ в Карелии выражал свою любовь к вождю попроще, например, в таких частушках:
«В школах учатся детишки, А по клубам молодежь, Это ты, товарищ Сталин, К светлой жизни нас ведешь». Или «Мы зажиточными стали, Хорошо живем сейчас, Это ты, товарищ Сталин, От нужды избавил нас».
Еще одно направление в возвеличивании Сталина - изучение его «гениальных трудов». Правда, в этом деле пудожане особой прыти не проявляли. Так, из газеты «Красный Пудож» можно узнать, что в 1937 г. колодозерские коммунисты ходили на политзанятия без конспектов, даже на занятия по докладу Сталина, объясняя это тем, что знают его наизусть. В ответ пленум райкома ВКП(б) принял решение: на занятия без конспектов не пускать. А в парторганизации Песчанского сельсовета и Песчанской МТС (1940 г.) почти никто, включая секретарей, не изучал «Краткий курс истории ВКП(б)». Также наплевательски отнеслись к изучению «Краткого курса» в комсомольских организациях Пудожского узла связи, сбербанка и сберкассы, типографии и редакции. За что и подверглись суровой критике (1940 г.).
Возвеличение Сталина сформировало у многих советских людей представление о его безграничных возможностях, о том, что он может по справедливости решить любую проблему, стоит только к нему обратиться со своей бедой. Многие и обращались. Не знаю, как часто, но в каких-то случаях такое обращение помогало. Как в случае с И. П. Горшковым, в предвоенные годы исключенным из комсомола по надуманному поводу и обвиненным в том, что он выступил против партии и Сталина. Далее я цитирую Ивана Петровича: «Утром я все рассказал отцу… Мы отправили Сталину письмо, в котором было изложено всё, что предшествовало исключению меня из комсомола. Через несколько месяцев пришел ответ из Секретариата партии, что мое письмо рассмотрено». Затем последовал вызов в Пудожский райком ВКП(б) и восстановление в комсомоле. Справедливость восторжествовала.
Культ личности Сталина в свое время оставил свой след на карте СССР в многочисленных названиях городов (Сталинград, Сталинабад и т. д.), улиц, площадей и т. д. На нынешней территории Пудожского района появились два колхоза имени Сталина, один в Колодозерском сельсовете, другой - в Кодозерском. А вот в колхозе «Красный рыбак» (д. Пелгостров на Водлозере), помимо того, что он за хорошую работу получил на вечное хранение Красное знамя, на стене в правлении повесили мраморную доску «5 заповедей Сталина». Но это не спасло деревню от репрессий, зимой 1937 года из Пёлгострова забрали 17 мужиков, знамя увезли, а доску разломали (по воспоминаниям местного жителя М. Пименова).
С началом войны имя Сталина приобрело особое значение, ведь он стал Верховным главнокомандующим. Свой отзвук война нашла в творчестве сказителей, выразившемся в т. ч. и в прославлении Сталина. Оказавшийся у нас в эвакуации М. К. Рябинин отправил по адресу: Москва. Кремль - свое обращение к Сталину со словами: «Ой ты гой еси, да Сталин-батюшка, ты отец родной, всенародный вождь….» и здесь же он сообщает Сталину: «…свои три тысячи рублей сбережения в оборонный фонд я пожертвовал», не забыв добавить, что два его сына воюют на фронте. А в конце указал свой адрес: Пудож, Журавицы. В ответ сказитель получил в Журавицы телеграмму следующего содержания: «Спасибо Вам, Михаил Кирикович, за Вашу заботу о Красной Армии. Примите мой привет. И. Сталин». Добавлю, что и обращение, и ответ на него были опубликованы в газете «Правда» 25.01.1943 г. В том же году М. Рябинин написал «Былину о богатырях Отечественной войны», где обратился к советским воинам со словами «В бой идите вы с заветами-то Ленина, Да со именем великого-то Сталина».
Еще одной точкой косвенного соприкосновения Сталина и пудожан было получение ими благодарности от него. Самый известный пример - охотник А. Вирозеров из колхоза «Путь к свету», отмеченный за личный вклад в Фонд обороны на постройку танков в сумме 25 тыс. рублей. Еще один житель района, Н. Халаимов, получил благодарность от командования «за доблесть, мужество и отвагу» со словами: «Будь достоин похвалы Великого Сталина». А шальский уроженец, церковный деятель (протоиерей) Д. Фесвитянинов, оказавшийся в годы войны на Урале, получил там личную благодарность от Сталина за денежные пожертвования «на сооружение самолетов».
В свою очередь, пудожане не оставались в долгу, выражая свои чувства к Сталину, например, в ходе митингов на предприятиях (МТС и т. д.) в ответ на присвоение Сталину звания генералиссимуса, награждение вторым орденом Победы и присвоение звания Героя Советского Союза.
Пожалуй, последний раз массовое преклонение перед Сталиным проявилось на его похоронах в 1953 г. Их очевидцем стала пудожанка Людмила Ивановна М. В 2015 г. мной были записаны её воспоминания :«Я была в Москве у двоюродной сестры на ул. Горького. Окна выходили на улицу, по которой двигалась траурная процессия. Мы с сестрой наблюдали с балкона 5 этажа. Люди висели на столбах, чтобы посмотреть на траурный кортеж, срывались с них, их тут же затаптывала идущая сплошная масса. У Дома Советов по громкоговорителям слышались призывы не брать с собой и не выводить детей. Всё происходящее похоже было на массовое помешательство, люди бились в истерике, стоял сплошной плач и вой: «Отец ты наш, на кого ты нас оставил?!». И я тоже кричала, плакала. Вдоль улицы стояли сплошные цепи ограждения из сотрудников НКВД. Они не выпускали людей на тротуар. И с тротуара тоже не впускали в колонну. В колонне шли по приглашениям. Вечером ездили по Москве машины и собирали трупы. Мы хотели пройти на Красную площадь, но нас даже на улицу из дома не выпустили».
…Прошло несколько лет, и на XX-м съезде КПСС культ личности Сталина был развенчан. Правда, проявления его еще долгое время сохранялись по всей стране. В пос. Сухой Наволок (это бывшая «столица» 2-го Онежского отделения ББК), в клубе над сценой большой гипсовый барельеф Сталина, вместе с барельефом Ленина, висел до 1962 г., когда приехавший из Пудожа начальник, увидев его, не распорядился: «Сталина срочно выбросить на двор и разбить на мелкие кусочки». Барельеф сняли, но разбить побоялись (как бы чего не вышло), а убрали его за сцену, прикрыв сверху плакатами и транспарантами. Это мне рассказал бывший киномеханик клуба Г. В. Игнашов.
Как ни странно, несмотря на все разоблачения, в последние годы культ Сталина, в какой-то степени, переживает свое второе рождение. Еще более странно, когда это явление встречается в православии, яростным гонителем которого был Сталин. Многие пудожане, особенно верующие, должны помнить Михаила Жакова, священника пудожской церкви Серафима Саровского, служившего здесь в начале 1990-х годов. Впоследствии он получил новое место служения в одном из храмов Санкт-Петербурга и, уже как отец Евстафий, получил всероссийскую известность тем, что, в нарушение церковных канонов, разместил в своем храме икону с изображением Сталина (« Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина»). После того как этот факт получил широкую огласку, в т. ч. через Центральное телевидение, игумен Евстафий (Жаков) был перемещен в другую церковь.
Сохранившиеся до сего времени проявления культа личности, на мой взгляд, вполне подходят под определение «наследие Сталина», наряду с разного рода преданиями, легендами и байками о вожде. Вроде известного выражения: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Оно приписывается обычно У. Черчиллю. Якобы эти слова он произнес в английском парламенте в декабре 1959 года в честь 80-летия Сталина. Однако документально этот факт не подтверждается, заседания парламента в тот день не было. Да и с какой стати 85-летний Черчилль стал бы восхвалять врага европейской демократии в разгар «холодной войны»? Ведь время, когда СССР и Великобритания были союзниками и сражались с общим врагом, давно уже закончилось. Поэтому я лично в эту легенду не верю и считаю её чистой выдумкой . Хотя многие, в т. ч. и отдельные пудожане, принимают ее за достоверный факт. Ну, и на здоровье.
Для завершения своей публикации я припас строчки из «Песни о детской елке», датируемой 1 января 1941 года. Автор - наша пудожская сказительница Е. Журавлёва. «Она в шелках и бриллиантах, Как мать дитям своим стоит. На вершине этой ели Портрет Сталина висит. Она выросла в лесу, Сталин дал её красу…».