Александр Костин. Наследие Сталина

Feb 21, 2020 08:19

В декабре 2019 года исполнилось 140 лет со дня рождения И. В. Сталина. В жизни пудожан этот человек сыграл разную роль. Для одних он был главнокомандующим, под руководством которого они сражались и победили в Великой Отечественной войне, у других отнял жизнь, стал виновником гибели родных и близких людей. Только в нашем районе, по уточненным данным, в 1937-1938 гг. были расстреляны у Черной Речки 349 жителей района, за его пределами, по моим подсчетам (под Петрозаводском, в Сандармохе и т. д.), - еще 49. Вместе с умершими в лагерях набирается цифра далеко за 400 человек.. А ведь у каждого из них были родные и близкие, чьи судьбы тоже искалечила сталинская репрессивная машина.
Но влияние Сталина на жизнь людей старого поколения и их отношение к нему, разумеется, было гораздо многограннее и связано не только с репрессиями. Взять хотя бы формирование средствами искусства полумифического образа вождя и создание культа личности Сталина . В этом деле поучаствовали, в частности, наши пудожские сказители. Больше всех, пожалуй, А. М. Пашкова из Семёново. Показателен в этом смысле её сказ «Чем Москва прославилась» (напечатан в газете «Правда» 21.01. 1939) с обращением к вождю: «…Поля цветут колхозные… …наши дома - чаша полная… по твоему ли веленьицу, по твоему ли завещаньицу. Нас ведет ко счастью Сталин наш. …Уж как был Ленин со Сталиным Друзья верные, неизменные, Что у Ленина намечено, То у Сталина исполнено». И далее:«… А по этой ли по дороженьке Да ведет нас надёжный вождь - Дорогой наш отец родной Как Иосиф свет Виссарионович, А еще наша любимая партия…Все вожди у нас народные, надёжные…».
.По иронии судьбы сказ был сложен в 1938 году, когда по Пудожскому району прокатилась волна арестов и расстрелов у Черной Речки, к которым Сталин тоже приложил руку, пусть и косвенным образом. Из Семеновского сельсовета в 1930-годы выселили 24 человека в Заполярье (Апатиты), троих земляков А. Пашковой расстреляли. Более того, саму Пашкову, по ее словам, в 1930 г. «раскулачили» и в колхоз не приняли. А зять её получил 5 лет лишения свободы как торговец. В 1933 г., после смерти мужа, А. Пашкову восстановили в правах. Т. е., выходит, что наша замечательная сказительница, член Союза писателей СССР была одно время «лишенкой».

Тему восхваления Сталина А. Пашкова продолжила в своей былине (1940 г.): «Старопрежние богатыри решилися (т. е. поумирали - А. К.), а новые появилися . За кремлёвской стеной… богатырь есть Сталин красное солнышко. От его... словца ласкового, доброго, ... обогрелася Советская Россиюшка». Разумеется, упрекнуть автора в фальши язык не повернется. По мнению исследователей творчества Пашковой, с ней, как и с другими сказителями, в Петрозаводске фольклористы проводили беседы на политические темы и давали задание сочинить сказ на ту или иную тему. Сказы редактировались и переписывались. Возможно, этим также объясняется обилие славословий в адрес Сталина и явные небылицы о сказочной колхозной жизни.
Тему возвеличения вождя, правда, в более скромном виде, подхватили и другие пудожские сказители. Например, Ф. Конашков (тоже из Семёново) в сказке «Самое дорогое» пришел к выводу, что:«Самое лучшее и самое дорогое у нас на Земле есть слово товарища Сталина». Хотя в 1926 г. в «Плаче по Ленину» он думал немного иначе: «…Ой уж мы склоним-та свою головушку к той стороне, ко Льву Давыдычу (т. е. Троцкому - А. К.). Но вовремя перестроился, приняв сторону Иосифа Виссарионовича.
Внес свой склад в формирование сталинского культа личности еще один сказитель, Н. Кигачев, из Рагнозера. У него боец Зырянов в одноименной былине идет в бой с японцами «за Сталинскую Конституцию и за самого товарища Сталина», зарубив при этом 37 самураев. В другой былине («Разгром Деникина») автор также не скупится на эпитеты, в полном соответствуя с канонами былинной поэзии: «Сильный могучий молодец богатырь Иосиф свет Виссарионович», «Советский добрый молодец, Сталин свет Виссарионович».
Само собой, пудожане не были одиноки в своем прославлении вождя. В газете «Красный Пудож» (12.03.37) известный карельский поэт Ялмари Виртанен выразился, пожалуй, еще круче: «Ты - сиянье полярное, Сталин…. Наше знамя великое, Сталин»». А народ в Карелии выражал свою любовь к вождю попроще, например, в таких частушках:
«В школах учатся детишки, А по клубам молодежь, Это ты, товарищ Сталин, К светлой жизни нас ведешь». Или «Мы зажиточными стали, Хорошо живем сейчас, Это ты, товарищ Сталин, От нужды избавил нас».
Еще одно направление в возвеличивании Сталина - изучение его «гениальных трудов». Правда, в этом деле пудожане особой прыти не проявляли. Так, из газеты «Красный Пудож» можно узнать, что в 1937 г. колодозерские коммунисты ходили на политзанятия без конспектов, даже на занятия по докладу Сталина, объясняя это тем, что знают его наизусть. В ответ пленум райкома ВКП(б) принял решение: на занятия без конспектов не пускать. А в парторганизации Песчанского сельсовета и Песчанской МТС (1940 г.) почти никто, включая секретарей, не изучал «Краткий курс истории ВКП(б)». Также наплевательски отнеслись к изучению «Краткого курса» в комсомольских организациях Пудожского узла связи, сбербанка и сберкассы, типографии и редакции. За что и подверглись суровой критике (1940 г.).
Возвеличение Сталина сформировало у многих советских людей представление о его безграничных возможностях, о том, что он может по справедливости решить любую проблему, стоит только к нему обратиться со своей бедой. Многие и обращались. Не знаю, как часто, но в каких-то случаях такое обращение помогало. Как в случае с И. П. Горшковым, в предвоенные годы исключенным из комсомола по надуманному поводу и обвиненным в том, что он выступил против партии и Сталина. Далее я цитирую Ивана Петровича: «Утром я все рассказал отцу… Мы отправили Сталину письмо, в котором было изложено всё, что предшествовало исключению меня из комсомола. Через несколько месяцев пришел ответ из Секретариата партии, что мое письмо рассмотрено». Затем последовал вызов в Пудожский райком ВКП(б) и восстановление в комсомоле. Справедливость восторжествовала.
Культ личности Сталина в свое время оставил свой след на карте СССР в многочисленных названиях городов (Сталинград, Сталинабад и т. д.), улиц, площадей и т. д. На нынешней территории Пудожского района появились два колхоза имени Сталина, один в Колодозерском сельсовете, другой - в Кодозерском. А вот в колхозе «Красный рыбак» (д. Пелгостров на Водлозере), помимо того, что он за хорошую работу получил на вечное хранение Красное знамя, на стене в правлении повесили мраморную доску «5 заповедей Сталина». Но это не спасло деревню от репрессий, зимой 1937 года из Пёлгострова забрали 17 мужиков, знамя увезли, а доску разломали (по воспоминаниям местного жителя М. Пименова).
С началом войны имя Сталина приобрело особое значение, ведь он стал Верховным главнокомандующим. Свой отзвук война нашла в творчестве сказителей, выразившемся в т. ч. и в прославлении Сталина. Оказавшийся у нас в эвакуации М. К. Рябинин отправил по адресу: Москва. Кремль - свое обращение к Сталину со словами: «Ой ты гой еси, да Сталин-батюшка, ты отец родной, всенародный вождь….» и здесь же он сообщает Сталину: «…свои три тысячи рублей сбережения в оборонный фонд я пожертвовал», не забыв добавить, что два его сына воюют на фронте. А в конце указал свой адрес: Пудож, Журавицы. В ответ сказитель получил в Журавицы телеграмму следующего содержания: «Спасибо Вам, Михаил Кирикович, за Вашу заботу о Красной Армии. Примите мой привет. И. Сталин». Добавлю, что и обращение, и ответ на него были опубликованы в газете «Правда» 25.01.1943 г. В том же году М. Рябинин написал «Былину о богатырях Отечественной войны», где обратился к советским воинам со словами «В бой идите вы с заветами-то Ленина, Да со именем великого-то Сталина».
Еще одной точкой косвенного соприкосновения Сталина и пудожан было получение ими благодарности от него. Самый известный пример - охотник А. Вирозеров из колхоза «Путь к свету», отмеченный за личный вклад в Фонд обороны на постройку танков в сумме 25 тыс. рублей. Еще один житель района, Н. Халаимов, получил благодарность от командования «за доблесть, мужество и отвагу» со словами: «Будь достоин похвалы Великого Сталина». А шальский уроженец, церковный деятель (протоиерей) Д. Фесвитянинов, оказавшийся в годы войны на Урале, получил там личную благодарность от Сталина за денежные пожертвования «на сооружение самолетов».
В свою очередь, пудожане не оставались в долгу, выражая свои чувства к Сталину, например, в ходе митингов на предприятиях (МТС и т. д.) в ответ на присвоение Сталину звания генералиссимуса, награждение вторым орденом Победы и присвоение звания Героя Советского Союза.
Пожалуй, последний раз массовое преклонение перед Сталиным проявилось на его похоронах в 1953 г. Их очевидцем стала пудожанка Людмила Ивановна М. В 2015 г. мной были записаны её воспоминания :«Я была в Москве у двоюродной сестры на ул. Горького. Окна выходили на улицу, по которой двигалась траурная процессия. Мы с сестрой наблюдали с балкона 5 этажа. Люди висели на столбах, чтобы посмотреть на траурный кортеж, срывались с них, их тут же затаптывала идущая сплошная масса. У Дома Советов по громкоговорителям слышались призывы не брать с собой и не выводить детей. Всё происходящее похоже было на массовое помешательство, люди бились в истерике, стоял сплошной плач и вой: «Отец ты наш, на кого ты нас оставил?!». И я тоже кричала, плакала. Вдоль улицы стояли сплошные цепи ограждения из сотрудников НКВД. Они не выпускали людей на тротуар. И с тротуара тоже не впускали в колонну. В колонне шли по приглашениям. Вечером ездили по Москве машины и собирали трупы. Мы хотели пройти на Красную площадь, но нас даже на улицу из дома не выпустили».
…Прошло несколько лет, и на XX-м съезде КПСС культ личности Сталина был развенчан. Правда, проявления его еще долгое время сохранялись по всей стране. В пос. Сухой Наволок (это бывшая «столица» 2-го Онежского отделения ББК), в клубе над сценой большой гипсовый барельеф Сталина, вместе с барельефом Ленина, висел до 1962 г., когда приехавший из Пудожа начальник, увидев его, не распорядился: «Сталина срочно выбросить на двор и разбить на мелкие кусочки». Барельеф сняли, но разбить побоялись (как бы чего не вышло), а убрали его за сцену, прикрыв сверху плакатами и транспарантами. Это мне рассказал бывший киномеханик клуба Г. В. Игнашов.
Как ни странно, несмотря на все разоблачения, в последние годы культ Сталина, в какой-то степени, переживает свое второе рождение. Еще более странно, когда это явление встречается в православии, яростным гонителем которого был Сталин. Многие пудожане, особенно верующие, должны помнить Михаила Жакова, священника пудожской церкви Серафима Саровского, служившего здесь в начале 1990-х годов. Впоследствии он получил новое место служения в одном из храмов Санкт-Петербурга и, уже как отец Евстафий, получил всероссийскую известность тем, что, в нарушение церковных канонов, разместил в своем храме икону с изображением Сталина (« Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина»). После того как этот факт получил широкую огласку, в т. ч. через Центральное телевидение, игумен Евстафий (Жаков) был перемещен в другую церковь.
Сохранившиеся до сего времени проявления культа личности, на мой взгляд, вполне подходят под определение «наследие Сталина», наряду с разного рода преданиями, легендами и байками о вожде. Вроде известного выражения: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Оно приписывается обычно У. Черчиллю. Якобы эти слова он произнес в английском парламенте в декабре 1959 года в честь 80-летия Сталина. Однако документально этот факт не подтверждается, заседания парламента в тот день не было. Да и с какой стати 85-летний Черчилль стал бы восхвалять врага европейской демократии в разгар «холодной войны»? Ведь время, когда СССР и Великобритания были союзниками и сражались с общим врагом, давно уже закончилось. Поэтому я лично в эту легенду не верю и считаю её чистой выдумкой . Хотя многие, в т. ч. и отдельные пудожане, принимают ее за достоверный факт. Ну, и на здоровье.
Для завершения своей публикации я припас строчки из «Песни о детской елке», датируемой 1 января 1941 года. Автор - наша пудожская сказительница Е. Журавлёва. «Она в шелках и бриллиантах, Как мать дитям своим стоит. На вершине этой ели Портрет Сталина висит. Она выросла в лесу, Сталин дал её красу…».

юбилей, исследование, краеведение, советская власть, памятные даты, СССР, проблемы, Александр Костин, Карелия, история, колхозы, Пудож, коллективизация, впечатления, репрессии, воспоминания, прошлое, Ленин, революция, пудожане

Previous post Next post
Up