Рускеальский мраморно-известковый завод, 2008 год

Nov 15, 2010 01:07

Помимо теперь уже широко известного парка в Рускеале есть другие интересные объекты для исследования.

Рускеальские карьеры, сейчас заполненные водой, и представляющие главную достопримечательность, образовались в результате добычи мрамора (на то они и карьеры, в общем-то). Те карьеры, которые сегодня можно обойти по подготовленным дорожкам, были одними из первых, где, согласно указу 1768 года императрицы Екатерины II, начали добывать мрамор. Но и в настоящее время производится добыча. Добываемый щебёночный мрамор идёт на производство мраморной крошки и известняковой муки. А когда-то мощные рускеальские мраморные плиты использовались для отделки Исаакиевского и Казанского сообров, Мраморного дворца, некоторых станций метро.



После активных разработок в 1790-е годы Рускеальские мраморные ломки были практически заброшены. Так происходило несколько раз: при возникновении необходимости в камне месторождение расчищали и занимались добычей, а после бросали.



С 1880-х годов до 1930-х годов в Рускеале добывали мрамор и известняк финны.
Они же и построили в 1896 году мраморно-известковый завод, о котором я хочу сегодня рассказать. В то время завод назывался «Лоухос», что по фински означает… карьер!



В Рускеале среди мраморного богатства встречается кальцитовый мрамор, и именно он пригоден для получения извести. Характер залегания этого минерала неоднородный, камень образует лишь отдельные горизонты и включения среди преобладающих кальцит-доломитовых мраморов. Вопреки названию завода добыча велась в основном подземным способом, но всё-таки с использованием открытых выработок.

На подступах к заводу (на заднем плане видны трубы печей для обжига). Транспортёр.


Именно во время «финского периода» были прорублены сохранившиеся до сих пор штольни, куда любопытные туристы могут проникнуть: в «Главном» карьере почти на уровне воды открыт выход первого подземного горизонта штолен - длинный коридор, заканчивающийся осыпью. К этой штольне можно попасть летом только на лодке, а зимой по льду. Есть ещё шахта № 2 - в саму шахту спуститься, конечно, нельзя - это отвесный колодец, глубиной более 50 метров, и на 1/3 затопленный водой. Когда я была в Рускеале в июне, на дне этой шахты ещё лежал лёд! С двух сторон к шахте подходят две штольни, пробитые для транспортировки вагонеток: одна со стороны Главного карьера, а другая внутри Белой горы - с противоположной стороны; соединяются они мостиком, расположенным над шахтой.

Печи для обжига.




Основная масса кальцитового мрамора, добываемого финнами, шла на производство извести и в 1896 году на заводе было задействовано 3 известковых печи.
Со временем число производимых на основе мрамора материалов росло, и в первой трети 20 века завод помимо извести производил облицовочный камень, а так же декоративную белую и серую мраморную крошку. Кроме Петербурга продукция завода шла на нужды строительства и сельского хозяйства Финляндии. К 1937 году количество известковых печей возросло до 6 штук и они производили до 35 тонн извести в сутки. Вот это обороты! Гуляя сегодня среди руин завода сложно представить такую мощность.

Печи.


В штольнях мрамор добывали характерным буровзрывным способом: бурили тонкие, диаметром 30-35 мм, и длинные (до 1,5 м) отверстия, забивали их порохом, а потом подрывали. Мрамор от таких потрясений разваливался на куски. Крупные глыбы затем дробили клиньями и молотками, помещали в вагонетки и по рельсам доставляли к шахтным стволам, где с помощью подъемников груженые вагонетки извлекали на поверхность.
Далее использовали подвесную железную дорогу, по которой вагонетки с обломками доставлялись к обжиговым печам.

Печь прямоугольной формы. Сверху видны остатки подвесной железной дороги. Печь круглой формы и остатки подвесной железной дороги.



Остатки подвесной железной дороги.


Во время войны завод прекратил свою работу и был вновь запущен в 1947. Снова, как и в 1986 году, производство началось с извести, а затем было расширено мраморной крошкой, декоративным щебнем и известковой мукой.

На территории завода есть и "наземная" ж/д ветка.






Здание на предыдущей фотографии изнутри.


Известковые печи Рускеальского завода были окончательно потушены в начале 1990-х годов. Остатки шести старых финских печей сохранились до сих пор.


Автор всех фото, кроме 2 и последней - teshca

поездки, заброшенности, фото

Previous post Next post
Up