Mar 30, 2015 00:18
Неделя проходила в психологическом центре, 10 детей 7-9 лет, 7 мальчишек и 3 девчонки. Из необычного были каждодневные прогулки и работали мы сообща всей командой. Телеска, настолки, арт-терапия, опыты, общение и чуть рефлексии. Я задумала и реализовала пластилиновый город, с которым играли 2 дня, телеску с кресло-грушами, превратив всех в самолеты(постоянно менялись условия посадки). Ледниковый период и рождение динозавров. Финальный день прошел с фокусом Радуга в стакане, когда разная плотность позволила "выложить" цвета слоями и под это все проговорить эмоции, поработать с карточками, пообсуждать проявления эмоций в себе и других людях.
Особенности и феномены этой группы:
Имена заметили, что даже к третьему дню дети почти не помнят имен участников, хотя была и Мафия,спец.игры на формирование команды, коммуникация так и кипела, НО...никто ни к кому не обращается по именам, показывают пальцем, или используют ты. Это было что-то удивительное: наши предположения, что это особенность современных детей и перегрузка информацией, вторая версия, что не подпускают в свое личное пространство, и вообще заметно было напряжение, когда кого-то надо назвать по имени. Наблюдая за динамикой этой "темы" заметила, что дети, которые так и не перешли в формат личного общения, намного сложнее берут новые формы поведения, соответственно для них терапевтический процесс более длительный и трудоемкий.
"Жизнь города"- до денежных и профессиональных отношений за 2 дня не дошли,были построены дороги, мосты, знаки-светофоры, электростанция, парк отдыха...и в самом финале продуктовая лавка. На второй день мальчишки стали использовать город как возможность проиграть конкуренцию, мерялись вооружением и некоторые даже были способны на разрушение. Кому-то понадобилось укрытие, отдельная территория, а кто-то с ловкостью продемонстрировал свою устойчивость и перенаправление агрессии с себя на другого. Очень любопытно было наблюдать, но и игру первое время приходилось поддерживать, т.к. продуктивная деятельность хорошо развита именно у самых "реалистов", фантазеры не могут реализовать свою идею и самое печальное, позвать на помощь или организовать команду для воплощения задумки. Очень интересно наблюдать кто как размещает себя, сотрудничество и целенаправленную деятельность.
Вариантов для такой арт-деятельности может быть множество - взрослый изначально задает динамичный импульс - у нас это была река, которая разделила город на 2 половины. Дети со сложностью в коммуникациях занимают место в уголке и почти не сдвигаются, могут создать микрогород на своей территории, активные - свободно перемещаются, легко переключаются и меняют задачи.
Подвижные игрыпока не сложился коллектив, дети нуждались в помощи взрослых, аутсайдеры общую игру игнорируют. К концу недели дети придумали какую-то новую игру с правилами, которые с трудом могли объяснить нам взрослым. Называлась она Бык, и там что-то было от догонялок, но при этом была фигура "слабого" и его "защитника". В результате могли догнать-повалить и побороться уже лежа.
Лидерская позиция достается открытому в общении, заметному и харизматичному, чаще старшему в коллективе ребенку. При столкновении с фактом, что эта позиция подразумевает ответственность, начинаются внутриличностные конфликты.
В какой-то момент на место лидера назначался очень тихий и флегматичный мальчишка, но в почет возводилось его рациональное и выверенное стратегически мышление. Мне кажется, это тоже определенная фаза развития группы, когда участники ищут сильные стороны в других и "назначают" на ведущие качества что-то новое или необходимое по ситуации.
"Интеграция" в нашей группе был мальчишка с особенностями, все ж периодически он становился объектом для выражения агрессии, но мне кажется, что это защитная реакция на разнообразие, выставление границ своей нормы. Любое развитие предполагает расширение этих границ и увеличение поля принятия. На квесте, где было много физухи никто даже не пикнул, наоборот в порыве командной солидарности все только неслись помогать слабому. Но беседу я проводила до, что совершеннее то общество, которое способно к объединению в целое.
Летом будет 3 заезда в палаточных условиях, я пока размышляю про свое участие, а пока у нас будут однодневные группы по субботам для младшешкольников. И мой тренинг для подростков-старшеклассников по профессиональному самоопределению (тут тоже вся команда психологов будет участвовать).
психотерапия,
арт-терапия,
дети