Майкл Микалко «Взлом креатива»

Apr 01, 2016 14:29



Полное название книги Майкла Микалко звучит как «Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие». Но не волнуйтесь, это не про остросюжетные вещества.)) Это про креативность, про способность по-новому посмотреть на привычные вещи и явления.

Сразу возникает вопрос: а зачем нам вообще это нужно? А нужно это, как минимум, по двум причинам. Во-первых, умение нестандартно мыслить позволяет видеть большее число путей решения задачи, что важно для любой работы, требующей умственных усилий. Во-вторых, это умение пригодится тем, кто создает и выводит на рынок новые продукты, по сути, всем людям, занятым в проектной деятельности.

Автор подошел к анализу способов нестандартного мышления очень системно, выделив девять основных его видов, и весьма подробно рассмотрел эти мыслительные техники - каждая не только хорошо описана, но и дополнена упражнениями и полезными рекомендациями по применению.

Выделите проблему, которую хотите обдумать, и разложите ее как можно большим количеством способов, используя следующие вопросы.
Почему столь необходимо разрешение проблемы?
Что в этой задаче неизвестно? Сколько этого неизвестного можно определить?
Что до сих пор не удается понять?
Какая информация в наличии? Достаточно ли ее? Или недостаточно? Она избыточна? Или противоречива?
Можно ли вынести что-то полезное из имеющейся информации? Вся ли информация использована?
Можно ли представить проблему на диаграмме? На рисунке?
Каковы границы проблемы?
Можно ли разбить проблему на составные части? Записать их? Как соотносятся друг с другом составляющие проблемы?
Встречалась ли подобная проблема раньше? Возможно, в слегка иной форме? Существуют ли проблемы, связанные с этой?
Допустим, есть проблема, имеющая отношение к заявленной и уже решенная. Можно использовать это решение или его метод?
Какой наилучший, наихудший и наиболее правдоподобный сценарии развития ситуации можно предположить?
Автор старается выявить ошибки, которые люди допускают, когда анализируют проблему.

Благодаря чему неожиданное событие становится удачной новинкой? Нужно открыть разум для возможностей. Это трудно сделать из-за разного рода эмоций и предубеждений. Представьте себе следующую ситуацию: Сьюзан 28 лет, она не замужем, прямолинейна во взглядах и очень умна. В университете специализировалась на социологии и дополнительно на философии. Студенткой она очень интересовалась вопросами расовой дискриминации и общественной справедливости, принимала участие в демонстрациях против ядерного оружия. Какое утверждение более вероятно?

Сьюзан работает офис-менеджером.

Сьюзан работает офис-менеджером и одновременно активно поддерживает феминистское движение.

С рациональной точки зрения более вероятно, что Сьюзан - офис-менеджер, чем то, что Сьюзан - и офис-менеджер, и активистка-феминистка. В конце концов возможность x всегда больше, чем возможность одновременного и независимого события х и события у. Однако более 80 процентов людей, в том числе вполне компетентных в вопросах статистики, склоняются к тому, что утверждение В - о менеджере-феминистке - более вероятно, чем утверждение А - просто о менеджере.

Если же тем же людям задать абстрактный вопрос, что более вероятно - х или х одновременно с у, - они, конечно, с готовностью согласятся, что одиночное событие х вероятнее. Более того, когда они сталкиваются с очевидным противоречием между ответом на абстрактный вопрос и ответом на пример Сьюзан, охотно признаются, что ошиблись. Это, судя по всему, отражает глубоко укоренившиеся предубеждения в человеческом суждении. Имея информацию о том, что Сьюзан - человек определенного плана, мы с готовностью примеряем к ней наши знания о других подобных людях и полностью игнорируем статистику и теорию вероятностей. Мы эмоционально предубеждены, считая, что некто, обладающий определенными характеристиками, проявит и другие схожие черты (например, общественная активистка, возможно, окажется и феминисткой).
В общем, книжкка получилась удачная. Сами техники специально перечислять не буду - сами поизучайте. ) К минусм книжки можно отнести излишнее злоупотребление ссылками на опыт известных людей, гениев - все описанные способы креативного мышления вполне работают и без подтверждения того, что так думали Шокли, Аристотель и Гюго.

Резюмирую: весьма приятная книжка ( задачка про четыре карточки как раз оттуда.), которую лучше читать время от времени, небольшими порциями - так интереснее и полезнее. Вполне стоит потраченного на чтение времени.

мыслить, книги, решать задачи, умение выражать свои мысли, думать, нестандартный подход, продукты и клиенты, Микалко, креативность, Взлом креатива

Previous post Next post
Up