Дети любопытны от природы, им все интересно. Они задают сотни вопросов в день, хотят все знать. Что же происходит, когда наступает пора получения знаний? Почему школьники совершенно не хотят учиться?
Что происходит в школе
Все чаще новости наполняются сообщениями о происшествиях, которые раньше были большой редкостью: в школе стала совершенно обыденной травля ребенка другими учениками. Современный школьник в любой момент может пострадать от одноклассников или других учеников школы. Ребенка могут постоянно обзывать, отбирать у него вещи, а нередко даже избивать. Часто родители и руководство школ знают о происходящем, но не вмешиваются, они не знают, что делать в такой ситуации.
Что чувствует ребенок-жертва
Ребенок, подвергающийся нападкам других учеников,
боится ходить в школу. На уроках и даже дома он чувствует себя в опасности, мысли о том, что завтра снова нужно идти к своим мучителям, не выходят у него из головы. Разве может ребенок в такой ситуации сосредоточиться на учебе, захотеть поучаствовать в школьном проекте или олимпиаде?
Мысли ребенка заполнены желанием хоть как-то защитить себя, но сам он не может отвечать за свою безопасность - это ответственность
родителей и педагогов.
Что чувствуют другие дети
В такой ситуации пострадавшим становится не только ребенок-жертва, в опасности находятся все, кто наблюдает мучения другого ученика. Даже те дети, которые сами и устраивают травлю, бессознательно ощущают: «завтра на месте жертвы могу оказаться я». В такой обстановке они ищут дружбы с ребятами, которых никто не обижает, или с теми, кто издевается над другими. Делают все ради того, чтобы самим не стать жертвой ребят, с которыми еще вчера дружили.
Дети и подростки постоянно чувствуют себя в опасности, все их силы и мысли заняты вопросом: как не стать жертвой. Это сверхстресс. Даже взрослые с трудом справятся, оказавшись в такой ситуации. Школа становится местом постоянной угрозы жизни. Дети и подростки начинают ненавидеть школу, учителей, одноклассников, уроки и само получение знаний.
Часто даже отличники теряют интерес к учебе. Ощущая свою непохожесть на других, они сильно переживают. Отличники могут сами для себя обесценивать хорошую учебу, стыдиться своих знаний, и все ради того, чтобы не отличаться от других и не стать жертвой.
Click to view
Почему так происходит
В современной школе утерян опыт создания дружного коллектива из обычного школьного класса. Ради того, чтобы чувствовать себя в безопасности, дети стараются быть сплоченнее, найти общее дело или идею. Они предоставлены сами себе и не умеют, как взрослые, взаимодействовать ради общей цели в рабочем коллективе. Поэтому дети объединяются архетипично - вокруг жертвы: бессознательно ищут самого слабого, беззащитного. Чаще всего таким ребенком становится тот, кто не чувствует защиту родителей, с кем жестоко обращаются дома или просто не обращают на него внимания. Дети постоянно держат этого ученика в страхе. И с первого взгляда может показаться, как будто так даже лучше, класс становится сплоченнее… Только держится это единение на страхе всех перед всеми. И каждый рискует уже завтра стать новой жертвой.
Обязанность родителей, руководства школы и учителей не допускать к урокам тех, кто является угрозой для других учеников. Это послужит многим школьникам примером: никто не хочет стать отстающим.
Дай сдачи
Родители в большей или меньшей степени знают, как непросто, а часто и опасно бывает в современной школе. Они хотят защитить своего ребенка, но не могут всегда быть рядом с ним, они понимают, что их сыну или дочери пора учиться постоять за себя.
Родители быстро находят самое неправильно решение: отдают ребенка в секции каратэ, бокса или других единоборств. Взрослые оправдываются тем, что учат ребенка применять кулаки только ради защиты. Но происходит все с точностью наоборот.
Чему ребенок научился, то он и будет демонстрировать при первой же возможности. Ребенок, умеющий правильно бить кулаком и знающий слабые места на теле человека, начинает специально провоцировать драки, чтобы продемонстрировать результаты своих тренировок. Кто-то боится такого ребенка, потому что уже ощутил на себе его силу, кто-то мечтает отомстить и может оказаться сильнее, а то и вовсе напасть не один. Обстановка в школе становится опаснее, чем на боксерском ринге.
Остановить эпидемию агрессии можно, только закрыв подобные кружки для детей.
Click to view
Как спасти детей
Жертвой в классе часто становится ребенок с
кожным и
зрительным векторами, он самый чувствительный, эмоциональный. А при нехватке защиты родителей, доверительного общения с ними часто мучается от страхов и тревог. Другие дети и подростки это сразу чувствуют.
Как защитить такого ребенка:
1. Кожно-зрительные дети от природы больше всех нуждаются в защите родителей, в возможности рассказывать им обо всем, что происходит, для них очень болезненно быть жестоко наказанными за ошибку.
2. Нуждаются и в искреннем, доверительном общении, в постоянном обмене эмоциями. Этого можно добиться обсуждением фильмов, книг. Ребенку необходимо принятие его чувств родителями.
3. Таким детям подходят любые творческие занятия: танцы, пение, музыкальные школы. У них особая чувствительность к культуре: к современным танцам, к красивому вокалу и игре на музыкальных инструментах. Известно множество примеров, когда мальчик или девочка, которых все обижали, начинали заниматься музыкой, выступали на школьных праздниках, тогда другие дети проявляли интерес к творчески одаренным одноклассникам, просили научить и их, отношения налаживались.
Дополнительные уроки по музыке, пению, танцам и рисованию помогут многим детям раскрыть свои таланты, стать увереннее в себе, интереснее для ровесников.
Click to view
Что может сделать учитель
Кроме посещения обычных уроков, во многих школах ученики обязаны участвовать в научных и творческих проектах. Понимание необходимости выполнения задачи, подогреваемое конкуренцией с другим классом, поможет ученикам вовлечься с большим интересом.
Знания, полученные на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», помогут учителю правильно распределить обязанности в классе:
1. Ученики с кожным вектором - прирожденные лидеры. Обязанность контролировать других, отслеживать своевременное выполнение задач - это их талант. Также, хорошо ориентируясь в современных тенденциях, именно они подскажут, как сделать проект актуальным.
2. Ученики, обладающие анальным вектором, помогут собрать достаточное количество материала для проекта. Они очень усидчивы, их нужно только заинтересовать.
3. Ученики со звуковым вектором часто хорошо ориентируются в современных технологиях, они могут даже разработать сайт, на котором разместят проект класса. Сейчас такой подход приветствуется во всех образовательных учреждениях.
4. Ученики со зрительным вектором обладают особой чувствительностью к красоте. Они помогут создать красивое оформление, дизайн сайта. А кожно-зрительные ученики могут стать лучшими в презентации проекта; выступления на аудиторию - их талант.
Опыт взаимодействия, основанный на особенностях каждого ученика, станет первым шагом к формированию здорового школьного коллектива. Второй шаг: изучение школьниками психологии, самостоятельное узнавание психических свойств и желаний окружающих. Используя свои таланты на благо класса, понимая роль каждого из товарищей в коллективе, дети будут чувствовать себя комфортно, появится желание вкладывать силы в общее дело.
Агрессия навсегда останется в прошлом.
Знания, полученные на тренинге «
Системно-векторная психология», помогают учителю решить многие проблемы, с которыми сталкиваются ученики,
найти подход к каждому и лучшим образом влиять на их судьбу.
Click to view
Автор Мария Мезенцева
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Читайте также:
Как избавиться от комплексов. Ключи к уверенности в себе Научиться разбираться в психологии людей. Как и зачем? У стресса глаза велики, или Методы борьбы с длительным стрессом