Сегодня любезный
vova_91 балует нас интересным постом о Гагарине. Вообще говоря, обычно я читаю его посты с большим интересом. Но тут, как мне кажется, он просто пристроил чью-то не очень умную идею.
Поясню о чем я. Цитатой.
Многие из вас наверняка слышали о Феликсе Баумгартнере - человеке, попавшем в выпуски новостей по всему миру после прыжка с парашютом из космоса. Однако немногие упомянули, что до него подобный трюк выполнил не кто иной, как Юрий Гагарин - первый в мире человек, совершивший космический полет.
Вообще, будучи первым в мире космонавтом, Юрий Гагарин - это именно тот человек, о котором в первую очередь нужно вспомнить, составляя список самых захватывающих событий, произошедших в космосе. Или, если уж на то пошло, любой другой список самых захватывающих событий.
В то время темпы космической гонки были невероятно высоки. Высоки настолько, что Юрия запустили в космос до того, как были изобретены… тормоза. Из-за этого, несмотря на то, что у капсулы корабля Восток были парашюты, основной принцип остановки формулировался как «там планета окажется по курсу». И именно поэтому на высоте 7 километров Юрий был автоматически катапультирован, дабы не разбиться насмерть вместе с первым в мире пилотируемым космическим аппаратом.
На первый взгляд, все вроде логично. Более того, о самой
идее прыжка прямо из космоса писал и я сам. Но именно об идее. О том, что это было реализовано, я не писал. Оказывается, не все понимают, почему.
Поясню прямой цитатой. Текста много, но весьма интересно.
На уроках физики в советских школах был популярен один опыт: учитель ставил стакан с холодной водой под герметичный стеклянный колпак, подсоединенный к вакуумному насосу. Затем воздух отсасывался из-под колпака, и холодная вода вмиг закипала перед изумленными учениками. Так в разделе «термодинамика» демонстрировалась связь между давлением и точкой кипения. Вспомнили такую зависимость? Она и будет преамбулой к этому рассказу. В общем-то для проницательного читателя уже всё ясно, и если Вам не по нутру цинизм военно-медицинской судебной экспертизы, то дальше лучше не читать.
В начале 80-х в Советском Союзе развернулись работы по созданию космического корабля многоразового использования «Буран». Корабль был создан, да только не использовался - перестройка помешала. Но в те годы о такой перспективе российских космических новаций ещё никто не ведал, и научные изыскания в данной области шли полным ходом. Одной из задач было создать автоматическую систему планирования и посадки. При посадке все космические челноки больше всего похожи на летящие с громадной скоростью утюги с маленькими крылышками, нежели на самолеты - топлива в них уже нет и двигатели не работают.
В СССР был один очень скоростной истребитель-перехватчик МиГ-25. До появления американского SR-71 (Black Bird), он более десятилетия держал абсолютный рекорд скорости для самолетов. Вот и создали из него машину по испытанию некоторых узлов «Бурана», конечно же проведя глубокую модернизацию самого планера МИГа. Многие дюралевые детали внешней обшивки сменили на титан, а там где был титан, стал ниобий. Из-за громадной стоимости эту машину, существовавшую в единственном экземпляре, в шутку стали называть «жарптицей». Изначально выбрали учебный, двухпилотный, вариант МИГа. Первое место было освобождено под испытуемую навигационную систему, а на заднем месте сидел пилот - он корректировал, а по тому времени и программировал, электронику по принципу «аналог моих действий», ну и сажал самолет, если автоматика барахлила. Для придания дополнительного силового момента и достижения необходимой скорости придумали нехитрый, но весьма эффектвиный метод «разгона на лапах» - вместо ракет и подвесных топливных баков под крыльями подвесили твердотопливные ускорители. Истребитель ими «стрелял», как ракетами, но не отпускал их со своих «лап» до полной выработки топлива. По слухам, этот самолетно-ракетный гибрид перекрывал SR-71 и по скорости, и по потолку, забираясь на 3-х Махах (скоростях звука) далеко за 30 км, где и сам-то аэродинамический полёт крайне проблематичен - воздуха мало. Правда активное полётное время было очень коротким - около двадцати-тридцати минут, но для поставленной задачи большего и не требовалось. Само собой разумеется, что для экономии времени и средств, модернизировали только то, что не менять было нельзя. Самолёт не предназначался для долгой эксплуатации, и многие узлы безжалостно выкидывались для облегчения взлетной массы, что неизбежно сказалось на общей надёжности машины.
И вот однажды, по неведомым мне причинам, на пике высоты и скорости случилось ЧП - сброс колпака, как при катапультировании лётчика. При этом само кресло с лётчиком не «отстрелилось». Летуны таких машин всегда находятся в специальных стратосферных костюмах, способных компенсировать разгерметизацию, да только не в позиции мотоциклиста на скоростях вчетверо превышающих скорость звука. Давайте опять вспомним школьную физику - сопротивление среды возрастает пропорционально квадрату возрастания скорости. То есть, если обычный летчик-истребитель с громадным риском для жизни катапультируется на двух скоростях звука (а это уже быстрее скорости снайперской пули) - поток воздуха ломает кости и рвёт в клочья суперпрочный материал костюма и обшивку кресла. В данном случае сопротивление среды было в четыре раза выше. На скорости 3М трение об воздух даже метал горячим делает, а уж пластик-синтетику… Четырёхкратного запаса прочности не только для лёгких скафандров, но и для тяжёлой техники не предусмотрено.
Уникальность ситуации в том, что лётчик был жив в первые секунды после аварии, видимо его гермошлем «потёк» позже. Видя безвыходность ситуации, после того как не сработал пиропатрон под креслом, он каким-то чудом и абсолютно нечеловеческим усилием сумел переключить самолёт на «бурановский» автопилот. Через десять минут автоматика благополучно посадила машину на взлётно-посадочную полосу военного аэродрома «Горелое».
К самолёту немедленно прибыла специальная группа. Портативных видеокамер тогда не было, и документальную съёмку производили на допотопную кино- и фотоплёнку. То, что мы позже увидели на экране, впечатляло. Стороны пилотского кресла, попавшие под прямой воздушный поток казалось были срезаны циркулярной пилой. Прочные гофрированные шланги с металлическими кольцами для подачи воздушно-кислородной смеси в гермошлем были стёсаны, как будто какой-то вандал довольно долго их обрабатывал грубым напильником. Все пластиковые части пилотской кабины жутко оплавлены, а по остаткам штурвала похоже прошлись пескоструйным аппаратом или ножовкой. Также были проплавлены боковые поверхности гермошлема, а пластиковый щиток-забрало выглядел так, словно его хорошенько пожгли паяльной лампой. Алюминиевые части скафандра казалось попали под автогеновый газовый резак, металл был оплавлен, а кое где и испарился, сгорая оставив только тонкий оксидный слой. Чудо, что сам самолёт не сгорел. Всё же 25-й «Мигарь» - гениальная конструкция для своего времени!
Но самое интересное было впереди. Труп лётчика прямо в скафандре быстро доставили в прозекторскую Кафедры Судебной Медицины и Экспертизы Военно-Медицинской Академии. Плечей и рук у трупа не было. Плечи срезало воздушным потоком, а руки, судя по характерным повреждениям оставшихся окружающих тканей, вырвало ещё раньше. Вдавления на теле свидетельствовали, что какие-то секунды оторванные руки болтались флагами в рукавах высотного костюма, и отлетели только после того, как перегорел пластик и изорвалась тонкая проволока, вплетённая в определённые места на плечах.
Парадокс, но голова лётчика была на месте. Шлем плотно вклинило в оставшийся каркас модернизированного «Казбека», высокого пилотского кресла, хотя то, что было ниже довольно сильно пострадало - шея была ободрана до позвоночного столба, на котором остались засохшие кусочки когда-то мягких тканей, ставших весьма твёрдыми. Под шейным кольцом гермошлема болталась размочаленная бахрома авизента, а через забрало смотрело страшное лицо пилота. Лицо было плотно прижато к пластику, и причина этого была выявлена сразу, как сняли шлем. Вследствие резкой разгерметизации внутричерепное давление просто взорвало мозговой череп, который моментально раскололся по всем основным швам, а вот с лицевым черепом, такого не произошло - там в костях много воздушных полостей, скомпенсировавших барический удар. Дальше набегающий под кольцо шлема воздушный поток плотно впечатал лицо в забрало, заодно основательно подсушив биологические жидкости, попавшие в шлем. Глаза пилота были широко открыты, а вместо чёрных зрачков на нас смотрели мутно-белые. Хоть роговица глаз и разорвалась от кипения стекловидного тела глаза, горячий пластик «сварил» прижатые к нему глаза, как яйца всмятку - белый цвет свидетельствовал о тепловой денатурации белка.
На вскрытии тоже были удивительные вещи - крови не было. Камеры сердца были пусты и вместо крови там были ярко-красные пузыри. Кипение просто вытолкнуло кровь из сердца, да и в аорте и лопнувших крупных сосудах вместо крови была пена - следствие бурного выделения кислорода из гемоглобина и, опять же, кипения плазмы. Печень напоминала поролон, настолько вся она была забита мелкими пузырьками. При прикосновении к коже трупа, последняя издавала странный звук, похожий на скрип снега под сапогами в мороз. Это явление (подкожная газовая крепитация) было вызвано тем, что жир в подкожно-жировой клетчатке тоже закипел.
Причину смерти описали просто - разрыв мозга и гипобарическое закипание всех биологических жидкостей тела. Единственным положительным моментом для бедняги лётчика было то, что его смерть была мгновенной.
Улавливаете суть проблемы? Три маха - это примерно километр в секунду. А Гагарин спускался с орбиты. Со скорости несколько больше семи километров в секунду. И если эту скорость возможно погасить до разумной - смысл Гагарину куда-то прыгать, если парашют на капсуле сработает ничуть не хуже, чем на самом Гагарине, а приземляться в капсуле всяко веселее: хоть часть энергии удара уходит на капсулу. А вот если скорость погасить не удастся, то что будет с Гагариным, вы прочитали в тексте выше.
А как же Баумгартен и прочие? - резонно спросите вы.
Все просто. Еще в советсткой школе учитель физики озадачил нас теоретическим вопросом, возможно ли выжить, падая без парашюта с самолета с высоты в десять километров. Естественно, подтвердив свои выводы расчетами.
Так вот. Выяснилось, что в теории выжить вполне себе можно. Поскольку если стартовая скорость нулевая или около того, то на человека действуют две силы: сила притяжения земли и сила сопротивления воздуха. И если первая постоянна (ускорение свободного падения=9,8) то вторая резко растет по мере набора скорости. И на определенной скорости они уравновешиваются. Эта скорость лежит несколько менее двухсот километров в час. Понятно, что если воздух разрежен, то можно набрать и больше... но по мере возрастания плотности воздуха его сопротивление возьмет свое, и к земле вы прилетите все равно несколько медленнее 200 км/ч.
Справедливость этих расчетов с годами подтвердилась на практике. Заинтересовавшихся
приглашаю СЮДА и далее по ссылкам - это не единственный случай.
Так а как же доклад Гагарина, таскаемый с сайта на сайт аки шаманский бубен? А никак. Начнем с того, что мне не удалось обнаружить такого доклада в заслуживающих доверия источниках. А в остальных он настолько различается, что сложно не признать знакомое русское дерево - липу.
Хотя вброс знатный. Впрочем, я уже упоминал, что русские были в курсе, что
знание - сила, и не единожды помалкивали об известных им фактах, ни с кем подобным не делясь.
Так что критически относитесь к данным. Никому верить нельзя! (с)