Стал пересматривать свои старые фотографии за 2011-2012 гг. - время, когда я только увлекся споттингом, да и вообще начал более серьезно приобщаться к фотографии, и захотелось высказать некоторые соображения. В том 2011 году давно появившееся у меня желание снимать самолеты (ВПП нашего сыктывкарского аэропорта рядом с дачей не оставляло выбора), наконец, совпало с ростом зарплаты, настолько, что можно было относительно безболезненно для бюджета купить фотоаппарат с крупной матрицей. Вот тут-то меня и поджидала первая засада.
Как раз тогда на рынок начали активно выходить "беззеркалки" ("системные камеры" или "компактные камеры со сменными объективами"). Беззеркалки, действительно, были значительно меньше по размерам, чем зеркальные фотокамеры, которые казались мне очень громоздкими, большими и неудобными в переноске. В-общем, купил я в начале 2011-го именно беззеркалку, а конкретнее - Sony NEX-5 c китовым объективом 18-55 мм, а немного позже докупил к нему и телевик 55-210 мм. Слов нет, некс - хороший фотоаппарат, снимки с него мне нравились, а компактность оказалась очень хорошим качеством для поездок.
Одного я не учел - споттинг - это очень специфический вид репортажа, сродни спортивному, что предъявляет к фотокамере более строгие требования, в ней должны быть крупная матрица, хороший быстрый и цепкий автофокус (фазовый, в первую очередь) и возможность с высокой скоростью снимать кадры длительной серией. Первые беззеркалки могли похвастаться разве что только крупными матрицами. Однако, первое время я снимал самолеты, стоя у своей дачи, то есть с большого расстояния от ВПП, так что негативные факторы были не столь заметны (угловая скорость объекта съемки относительно фотографа в данном случае таки была по-меньше):
Впрочем, скоростные объекты съемки время от времени получались смазанными, хотя я крепко удерживал в руках фотоаппарат, фотографировал в режиме S и ставил короткие выдержки, что видно на этом фото:
На снимках ниже можно увидеть Ан-24, Ан-2 и Ту-134. Кстати, Ан-2 над Сыктывкаром я так больше никогда не видел, так что фото в своем роде редкое:
Часто бывало, что автофокус долго не мог поймать самолёт, и тот успевал улететь на очень большое расстояние или скрыться в ветвях деревьев. На снимке мой некс долго не мог сфокусироваться на взлетавшем Ту-134, а потом совершенно предсказуемо зацепился за ближний объект на переднем фоне, но это фото мне нравится:
И вот 14 марта 2012 года я, наконец, отправился по-ближе к аэропорту. Правда, не вплотную, приближение было постепенным. В тот день я для начала снял на окраине Сыктывкара в местечке Давпон взлет чартерного рейса Боинг-737-800 АК "Оренэйр", а заодно и нашего местного тогда ещё одинокого верблюда:
Далее я поехал на автобусе в соседний микрорайон города - Кочпон и вышел у местной церкви:
План же был такой - спуститься у церкви на железнодорожную ветку и пройти по путям в сторону Давпона до места, над которым приземляются самолеты - постоять под глиссадой.
По дороге можно было посмотреть на панораму строительства нового микрорайона "Кочпон-Чит":
Начался сильный снегопад, но первый самолет удалось-таки снять. Им оказался Боинг 737-500 АК "ЮТ-Эйр" с выпущенными шасси, он должен был пройти еще два разворота для приземления:
Вот оно место под глиссадой. На фото можно видеть радиопривод и створ аэропорта Сыктывкар. В настоящее время эти сооружения демонтированы, немного в стороне поставлено новое:
Немного подождав, я поднялся обратно к домам и решил пройтись по улицам, и вот тут удалось поймать два Ан-24РВ АК "ЮТ-Эйр-экспресс", заходивших на посадку. Обратите внимание на небесно-голубой цвет одного из самолетов - он ранее до продажи входил в состав флота АК "Комиинтеравиа":
Споттинг затягивает, для получения фото самих самолетов надо подходить ближе к забору аэропорта, и в начале апреля я это сделал. Фотографировал я с территории автодрома в Читу у торца ВПП (его так же видно на двух нижних фото слева).
Вот что получилось:
На двух фото справа видно, что автофокус не справился в солнечный день, что уже не раз случалось. А в начале мая, когда я пошел на вечерний споттинг (прибытие трех рейсов в промежуток от 22 до 24 часов), меня постигло жуткое разочарование. Я надеялся, что "блинчик" 16 мм со светосилой 2,8 (он уже успел появиться в закромах к этому времени) и короткая выдержка позволят заснять Ту-134 на приземлении, но все фото оказались не в фокусе. Было очень обидно:
Для того, чтобы было ещё нагляднее вот видео, снятое на Sony NEX-5 с "блинчиком":
Естественно, надо было искать замену "соньке", причем, тоже компактную (о предубежденности против зеркалок я уже говорил ранее), и в том же 2012 г. таковой стал Nikon 1J1 - "никонван" или "никола" - беззеркалка с быстрым гибридным фазово-контрастным автофокусом, с хорошим зум-объективом 30-110 мм, на который я потом активно снимал года три:
С ним я уже снимал не только в Сыктывкаре у автодрома, ходил вдоль забора параллельно ВПП, но и ездил в Питер, на этот аппарат снята значительная часть фотографий из этих четырёх записей в журнале:
Ту-134 в Сыктывкарском аэропорту - уже история Советская классика местных авиалиний: Ан-24 в Сыктывкаре Мои неофициальные споттинги в Пулково Миян Сыктывкарса споттингъяс (2012-2016 во) Видео взлёта Ту-134, снятое на Nikon 1J1:
Автофокус николы устраивал полностью, но вот от снимков хотелось интересности и большего качества, особенно в сумерках:
Все прелести и недостатки системы никон 1 в трех фото - автофокус цепко захватил скоростной объект, смаза нет, но картинка мыльная и детализация низкая:
И вот по этим причинам следующим закономерным и скорым шагом таки стала покупка зеркалки Canon 600d, с чего, как теперь понятно, по уму и надо было бы начинать - тут тебе и автофокус сразу нормальный, и матрица большая,и картинка на выходе интереснее, да и экономия изрядная получилась бы, чего уж говорить. И начинать раньше надо было, не в 2011, а хотя бы в году так 2007-м. Вот об этих двух упущениях до сих пор жалею немного.