Ту-134 в Сыктывкарском аэропорту - уже история

Jun 06, 2015 22:11





В Сыктывкаре аэропорт находится в центре города, и так уж повелось, что дом моих дедушки и бабушки, а так же дача стояли близко к аэропорту, и всегда было не только хорошо слышно, но и видно взлетающие и приземляющиеся самолёты. Впрочем, советские самолёты было хорошо слышно во всех концах нашего небольшого города, особенно в морозные зимние дни, так что рёв Ту-134 и Ан-24 (см. мой обзор) на прогреве двигателей, взлёте или посадке - это звуки, знакомые и привычные с детства.
Вот кусочек из моего детства - Ту-134 заходит на посадку в сыктывкарском аэропорту в середине 1980-х годов:



(Автор фото - Роман Шульц, взято из: https://new.vk.com/avkomi?z=photo-53283116_425417943%2Falbum-53283116_00%2Frev).

В авиацию, однако, я в своё время не пошел, увлёкся историей. И уже, как историк, после решения Росавиации о снятии Ту-134, не оснащенных рядом приборов, с регулярных линий с 2012 г. (в реальности полёты на "регулярке" в Сыктывкаре прекратились в следующем 2013-м году), решил, пока ещё есть возможность, сохранить хотя бы на фотографиях частичку истории отечественной авиации. Естественно, что интерес подкреплялся и памятью из детства.





Ту-134 выпускался серийно с 1966 по 1984 гг., всего построено 852 экземпляра (история развития Ту-134, много фотографий, в том числе внутреннего устройства и салона, см. так же интересную заметку в ЖЖ одного из бортинженеров "тушки"). Основная модификация, которая в 1990-е-2000-е годы летала в Сыктывкаре - это Ту-134А-3 (с двигателями Д-30 серии III) первой и второй версий. Первая отличалась тем, что имела остекленную кабину штурмана в носовой части фюзеляжа и обтекатель РЛС "РОЗ-1" под ней (см. фото выше). Вторая версия остекленной кабины штурмана не имела, вместо неё за радиопрозрачным обтекателем находилась РЛС "Гроза-М134" (см. фото ниже). Самолёты второй версии поставлялись СССР в зарубежные страны, а потом в конце 1980-х-начале 1990-х были выкуплены обратно. В Коми управлении гражданской авиации было 20 самолётов, ранее летавших в государственной авиакомпании ГДР "Интерфлюг".




Здесь надо бы напомнить, что до весны 2015 г. Сыктывкар был одним из последних заповедников Ту-134 в России. После снятия с эксплуатации в 1972 г. бывших основой парка Коми УГА самолётов Ан-10А (приказ Министерства гражданской авиации о выводе всех таких самолётов из эксплуатации вышел в августе 1973 г.) все крупные аэродромы Коми АССР были реконструированы для приёма Ту-134, которые пришли на замену антоновским машинам. Первый "свисток" появился в нашем городе в 1973 г., вообще же, в советские годы в Сыктывкарском объединенном авиационном отряде Коми УГА имелось в наличии самое большое количество Ту-134 в "Аэрофлоте" - 43 машины, были созданы центры технического обслуживания самолётов и обучения экипажей. В 1995 г. Коми УГА было преобразовано в ГАП "Комиавиа", ему принадлежало уже 39 Ту-134. В 1996 г. часть Ту-134 была выведена в распоряжение созданной Правительством Республики Коми авиакомпании "Комиинтеравиа", часть летала в ГУП "Комиавиа", либо была сдана в аренду (продана) в другие АК. Передача Ту-134 в акционерное общество "Комиинтеравиа" и продажа по заниженной стоимости его акций, принадлежавших Республике Коми, и сейчас вызывают вопросы и недоумение.




В 2004 г. АК "Комиинтеравиа" была приобретена АК "ЮТэйр" (на момент покупки имелось 14 самолётов),после реорганизации в АК "Ютэйр-экспресс" в 2006 г. продолжила свою деятельность в аэропорту Сыктывкара. В настоящее время из всех базировавшихся на сыктывкарский аэропорт в 2014 г. "свистков" осталось только 2, остальные - порезаны в своём большинстве на металл или переданы в АК "Катэкавиа" и возят вахты. Одна из оставшихся в Сыктывкаре "тушек"  была куплена АК "Комиавиатранс" ещё в 2012 г. (RA-65127) и используется здесь же для тренировок СПАСОП, а вторая (RA-65777) - до 2014 г. находилась на хранении АК "ЮТэйр-экспресс" и, затем так же выкуплена АК "Комиавиатранс", но уже для установки в качестве памятника на территории аэропорта.

Было: Ту-134 А-3 RA-65777 в июне 2015 г.:



Стало: Ту-134 А-3 СССР-65777 в августе 2016 г.:




Мой подробный фотоотчёт об экскурсии по самолёту-памятнику Ту-134 в Сыктывкаре - здесь.

"Тренировочный" Ту-134 RA-65127 ещё в старой окраске:




И в нынешней:







Для тех, кто забыл или не застал неподражаемый рёв Ту-134 на взлёте, это видео.

Рёв двигателей по утрам при знании расписания полётов заменял часы или, порой, даже будильник. Так, у "ЮТэйр-экспресса" был рейс на Санкт-Петербург, вылетавший из Сыктывкара в 8.20 утра, а несколько ранее - и рейс на Москву в 7.50, и оба - на Ту-134.  Прочувствовали?



Ту-134 на хранении в 2013-2014 гг. и то, что от них осталось в 2015 г.:

- было много


 





- и стало мало





Ту-134 RA-65977 после закрытия АК "Ютэйр-экспресс" числился за "Катэкавиа" и был на хранении в Сургуте, но это фото 2014 г. ещё из Сыктывкара. По данным сайта "Russianplanes.net" осенью 2015 г. самолёт начали постепенно  разукомплектовывать.



Ту-134 на взлёте и на стоянке:























Приземление. Снято со стороны Чита:





















Приземляется Ту-134, этот звук невозможно забыть! Видео подкачало, конечно, но звук записался хорошо:

Когда летал на Ту-134 в детстве, то в 1980-х- 1990-х годах это всегда было дальнее путешествие через Москву к родственникам или в Ленинград и большое событие. Ещё бы: аэропорты, крупные города, особый мир. Сами Ту-134 тогда казались большими и очень шумными. Помню особый сладковатый и свежий запах салона, который у меня долго ассоциировался с самолётами вообще (сейчас в самолётах пахнет по-другому). Когда в 2012-2013 гг. специально летал в командировки на Ту-134, то  они уже были маленькими и очень милыми и, в сравнении с эконом-классом боингов - очень комфортными, просторными, но с небольшой особенностью - были чуть более шумными... И, как я понимаю теперь, мне не нравится компоновка по три сидения, два сидения кажутся более подходящими. Но тут уж ничего не поделаешь, а на бизнесс-класс деньги есть далеко не всегда.

Ту-134: иллюминаторы, в том числе и вид через хвостовой астроиллюминатор в туалете правового борта (использовался он для освещения туалета и для того, чтобы иметь возможность осматривать хвостовое оперение):








Хорошо видно крыло Ту-134 с гондолой для шасси, а заодно и его более мощного и вместительного родственника, находящегося на пенсии в Пулково (тренажер СПАСОП):



Более подробно посмотреть на один из самолётов снаружи и внутри можно в моём фотоотчёте об экскурсии по самолёту-памятнику Ту-134 А-3 RA-65777 в Сыктывкаре во время авиасалона "Авиарегион-2016".

Ту-134 на исполнительном старте:












Ту-134, только что прибывший в Санкт-Петербург из Сыктывкара, сентябрь 2012 г., 10.20 утра. Удобный был рейс.

На фото можно видеть работу орнитологической службы Пулково.








Сейчас Ту-134 в Сыктывкаре - редкие залётные гости, например, как этот Ту-134 А-3М 65721 СибНИА имени Чаплыгина в августе 2016 года...

Кстати, этот Ту-134 А-3М 65721 был изначально построен в версии Ту-134 А-3 СХ, о нём - интересная информация - здесь.




komi republic, utair-express, ra-65055, ra-65127, ra-65501, tu-134, ra-65780, История России, авиация, spotting, Ту-134, ra-65777, ra-65621, syktyvkar, ra-65622, Республика Коми, 65721, Сыктывкар, ФёдорИвановспоттинг, ra-65620, Ютэйр-экспресс, ra-65977, aviation, споттинг

Next post
Up