- Мф.2:10-12 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
В Писании несколько раз встречается загадочное выражение пройти «иным путем». Т.е. другой дорогой назад. Жизнь человека часто именуется жизненным путем. Т.о. слова «иным путем» не всегда относятся лишь к географическому дорожному пути, который могли проделать волхвы на обратном пути в свою страну...
Человек идя по дороге часто встречает перепутья или пересечения дорог, на которых он вправе избирать дальнейший свой путь. На этой дороге он встречает и людей, которые могут изменить его путь, а иногда встречает и ангелов либо самого Бога(как ап.Павел), которые также способны повлиять на дальнейший путь человека, претворяя его в иной. Но всегда только сам человек в ответе за выбор своего пути. Бог лишь направляет, а иногда и переправляет особым «иным путем».
Итак.
1. Иной путь - дорогой трудной.
Некоторые толкователи пишут, что волхвы иным путем вернулись в свою страну обойдя мертвое море пойдя дорогой на юг.
Господь также указывает на то, что путь спасения узок и труден(
Мф.7:14 ).
Дальнейший путь для познавших Бога и желающих оставаться с Ним становится неким исповеданием, сопряженным с телесными и духовными трудностями.
«Какой же был другой путь, которым волхвы могли возвратиться? Можно было не возвращаться к Ироду и проходя Иерусалимом; но они так были послушны гласу Божию, что не хотели возвратиться тем же самым путем. Они пошли от Вифлеема на юг и должны были обойти Мертвое море. Путь сей труднейший и менее проходимый, однако же они пошли им. Сказав, что волхвы иным путем возвратились в страну свою, евангелист тем и оканчивает свое повествование о них. Что с ними было потом? В истории Евангельской они не являются более. Древнее предание говорит, что их усердие к вере Иудейской и вера в новорожденного Царя и по возвращении их нимало не уменьшились, а еще возросли. Когда же проповедники Христа рассеялись по всему свету, то волхвы, услышав их учение, первые приняли христианскую веру, и сделались проповедниками оной, а наконец и мучениками за Христа.» Свт. Иннокентий Херсонский (Борисов)
Мертвое море - это место где ранее находился Содом. Т.о. его духовные и географические контуры и границы стали шире, если волхвы покидая Иерусалим обходят его вокруг Мертвого моря.
На словах «отошли иным путем» повествование о волхвах прекращается.
Т.е. нам неизвестно о том , что произошло далее с ними. Но указание о «ином пути» говорит о многом. С одной стороны, этим сновидением с указанием обойти Иерусалим и Мертвое море было возвещено волхвам, что рожденный царь(которому они пришли поклониться) как и Его царство есть «не от мира сего»(
Ин.18:36 ). С другой стороны, наименование волхвы относит нас к т.н. понятию волхвования, т.е. гадания по звездам, что отчасти является чародейством, ложным путем ведущим прочь от Бога.
Путь ко Христу т.о. волхвы проделали в како-то мере через волхвование по звездам, а не по откровению от Бога. Откровение от Бога в виде явления ангела с повелением отойти иным путем для них открылось не сразу, а после того как они увидели Спасителя. Т.о. с обретением истинного Бога им открылся новый, иной путь как в свою страну, так и в жизнь иную.
Феофилакт Болгарский блаженный Обрати внимание на последовательность! Сперва Бог звездою привел их (волхвов) к вере; затем, когда они пришли во Иерусалим, чрез пророка научил их, что Христос рождается в Вифлееме, и, наконец, чрез ангела. И они повиновались пророчеству, то есть божественной беседе. Таким образом, получивши откровение от Бога, обманули Ирода, не побоялись и преследования его, но дерзнули, полагаясь на силу Рожденного, и таким образом сделались истинными свидетелями.
Нечто подобное этому откровению волхвам было сказано ангелом Лоту и его семье, когда им бежавшим из Содома было возбранено оборачиваться покидая Содом. Содом - духовный Египет, т.е. рабство души через тело. Если ты от него бежишь в сторону указанную Богом, то идешь к свету, а если обращаешься обратно, то как «пес возвращаешься на свою блевотину»(
Притч.26:11,
Ис.19:14 ,
Иер.48:26 ).
2. Иной путь - покаяние.
Раав и соглядатаи.
- Евр.11:31 Вѣ́рою раа́въ блудни́ца не поги́бе съ сопроти́вльшимися, прiи́мши схо́дники {согляда́тели} съ ми́ромъ [и ины́мъ путе́мъ изве́дши].
- Иак.2:25 Та́кожде же и раа́въ блудни́ца не от дѣ́лъ ли оправда́ся, прiе́мши схо́дники и ины́мъ путе́мъ изве́дши и́хъ?
- Нав.6:16 город будет под заклятием, и все, что в нем - Господу [сил]; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали;
- Нав.2:3 Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю.
Писание говорит, что Раав, блудница не погибла в своем родном городе(Иерихоне), но изведши соглядатаев иным путем, спаслась. В этих словах есть и иносказание, ведь обычным путем через двери своего дома Раав могла впускать «гостей» для блуда, которые также через эти двери и выходили. Но Раав выводит соглядатаев иным путем через кровлю, т.е. на крышу, а после по веревке вниз через окно. При этом Раав исповедует свою веру в истинного Бога(Нав.2:11). Получается, что и сама она идет иным путем после исповедания Бога Израилева Богом истинным. И то что Писание доносит до нас имя Раав, говорит о том, что она вписана в Книгу Жизни, т.е. и она сама пошла после иным путем изменив жизнь. т.е. путем покаяния.
Человек, которому открывается Бог не может возвратиться к прежней жизни, не изменив ее. Т.е. он должен вернуться иным путем, чтобы и провести эту жизнь иным путем. Каждую исповедь мы приходим каяться через священника Богу о том, что сошли с Его пути, рассказывая на какие перекрестки прежней греховной жизни возвратились, и где заблудились. И каждый раз каясь, обещаем не идти прежним путем, но с Божьей помощью встать на иной путь - путь исправления.
Иеровоам и человек божий. Отказ от подарка царя идолопоклонника и уход иным путем.
«не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел».
3Цар.13:10 И отъи́де путе́мъ ины́мъ, и не возврати́ся путе́мъ, и́мже прiи́де во Веѳи́ль. Повествование о посещении царя волхвами весьма схоже с посещением царя Иеровоама человеком божиим, пророком. Человек божий пришел к Иеровоаму, чтобы возвестить царю о том, что :
- 1. Родится сын дому Давидову(3Цар.13:2), Иосия. Волхвы пришли возвестить царю Ироду о Рождении царя, сына Давидова.
- 2. Жрецы воскуряющие будут умерщвлены, а жертвенник старого храма распадется и пепел на нем рассыплется говорится человеком божиим в 3Кн.Царств. После распятия Христа завеса храма разорвалась, и жертвенник храма был отринут Господом, а сам храм через 70 лет после рождества Мессии был разграблен и разрушен.
Далее, Иеровоам после «излечения» онемевшей руки просит человека божия вкусить совместной трапезы и получить подарок(3Цар.13:7), т.е. прельщает его лукавством как царь содомский прельщал Авраама(Быт.14:22-23), который даже нитки отказался брать из рук Содомского царя.
Очевидно, что царь Иеровоам не вразумился чудом исцеления его руки, но имел корыстный помысел, ибо после сего он ставил из народа священников для воскурения на высотах(3Цар.13:33). Также и Ирод принявший волхвов обманул их, дабы найти и убить младенца Иисуса, но не найдя приказал уничтожить всех младенцев в округе.
- Мф.2:8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Бог заповедал человеку божию(пророку) «не есть там хлеба и не пить воды и не возвращаться тою дорогою, которою шел». И также как человеку божию, и волхвам Господь заповедал уйти иным путем из Иерусалима:
Мф.2:12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Но обманутый лжепророком человек божий не внял словам Бога, но обманутый лжепророком остался есть и пить в земле той.
- 3Цар.13:21-22 И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой,
но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.
Характерно, что в Писании не указано имя этого ослушавшегося Бога пророка именуемого «человеком божиим», в отличии от имени принявшей соглядатаев блудницы Раав. Это означает, что имя этого пророка не было вписано в Книгу Жизни. Своим ослушанием он по сути сам себя вычеркнул из жизни вечной. А нам преподносится урок, что ни одна блудница пока жива не вычеркнута из «Книги Жизни» покуда имеет время на покаяние и исправление, также как - ни один из пророков не свят, покуда жив, и не прошел всего своего жизненного пути в Боге, в послушании Ему.
Т.е. мы, осуждая еще живых блудниц на ад, и вознося еще не почивших старцев до святых, вершим раньше времени свой суд, отбираем суд у Бога.
Потому не только о физическом пути говорят слова возвещенные человеку божию, но и о покаянии как о новом пути : «не ешь там хлеба и не пей воды» - т.е. пост,воздержание, и «не возвращайся тою дорогою, которою ты шел» - т.е. не возвращайся на путь греха.
- «Но великое нечто внушают нам волхвы тем, что они возвращаются в страну свою иным путем. Ибо что они делают по наставлению, тем самым подлинно внушают нам, что мы должны делать. Наша страна есть рай, в который, по познании Иисуса, возвращение тем путем, которым мы идем, нам возбраняется...
Потому необходимо, возлюбленнейшая братия, чтобы мы, всегда со страхом и всегда с осмотрительностью представляли пред очи сердца, с одной стороны - виновность нашего делания, с другой - определение окончательного решения нашей участи. Размыслим, как приидет Праведный Судия, Который грозит судом, но скрывает его, являет ужасы грешникам, и однако же еще удерживается от них, и отлагает скорое пришествие для того, чтобы менее обрести тех, которых надобно будет осудить.»Григорий Двоеслов святитель
3. Иной путь - «ангелы понесут тя».
Народ Израилев согрешив против Бога своим неверием, ходил после по пустыне 40 лет вместо 3-4-х недель пути. Бог ради их исправления и спасения дал им более трудный и долгий путь. Значит у Бога для исполняющих Его повеления может быть и более быстрый, и краткий путь.
В Писании и церковном предании кроме тяжелого телесного и духовного делания как образа «иного пути» встречается еще особый таинственный образ Божественного чуда или перенесения ангелами.
- Исчезновение Филиппа апостола:
- Деян.8:26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
- Деян.8:39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
- Деян.8:40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Азот это современный Ашдод. Евнух шел из Газы в Иерусалим. Глядя на карту мы видим, что города Ашдод, Газа и Иерусалим не находятся на одной линии, т.е. Филипп был перенесен неким «иным путем» в Азот.
В Житие преподобного отца Марка Афинского есть описание того как Серапион в короткий срок оказался в своем монастыре, откуда начал свой долгий и длинный путь к подвижнику Марку Афинскому, т.е. он особым «другим путем» проделал дорогу назад.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/307 Очевидно, что под словами «отошли иным путем» может скрываться не только иная тяжелая дорога, которую можно прочертить на карте, или тяжелый путь покаяния, но и действительно иной путь божественного чуда, когда переместиться тебе могут помочь сами ангелы. Т.е. возьмут тебя на руки свои чтобы сохранить и перенести. Именно об этом и говорят слова 90-го псалма:
- Пс.90:11-12 я́ко А́нгеломъ Свои́мъ заповѣ́сть о тебѣ́, сохрани́ти тя́ во всѣ́хъ путе́хъ твои́хъ.
На рука́хъ во́змутъ тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́:
....И явлю ему спасение Мое...
Поздравляю всех с Рождеством Христовым!
Записи по теме:
Ночь тиха... Дневниковые записи. Восточные затруднения.