Dec 24, 2008 16:44
диакон Николай Анатольевич Малинин
Памяти отца, протоиерея Анатолия Малинина. (часть 2)
образ о.Анатолия, как человека-христианина.
Но, а же что такое человек?
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиерей, богослов, ученый врач, лауреат Сталинской премии по-своему доказывал, что человек, как подобие Божие, в своем существе представляет собой совокупность Духа, Души и Тела.
Апостол Павел в послании к Фессалоникийцам пишет о том же, «…и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока…» (Фес. 5:23), то есть, здесь очевидно то, что апостол Павел прямо пишет, что человек по своему существу - тройственен
Однако в другом месте, в послании к Евреям, он пишет, что «…слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа…» (Евр. 4:12). Здесь очевидно, что кроме тела в человеке существует еще нечто цельное - то, что Слово Божие разделяет на душу и дух. А это говорит о том, что человек одновременно и тройственен и двойственен. И по этим двум направлениям есть в богословии два одинаково авторитетных богословских взгляда на учение о составе Человека. Для того чтобы полнее уразуметь, что именно имел в виду апостол Павел, необходимы знания языков и переводов Священного Писания, которые раз от раза могут искажать писаное, но вполне очевидно, что апостол Павел учит о том, что дух и душа, присутствующие в человеке, имеют разную природу.
Как бы существо человека в богословии ни объяснялось, для удобства представления внутреннего мира человека вообще, мне просто необходимо воспользоваться той трактовкой, которая говорит о том, что человек по своему существу все-таки - тройственен, то есть он имеет в себе и дух, и душу, и тело. То есть тело живет душой, а душа - духом. Тем более, что отец Анатолий придерживался этого богословского взгляда.
Когда-то отец мне говорил, что Тело человека живет телесным, Дух - духовным, а Душа, - посредник между тем и другим, и жить может сплошным суррогатным набором чувств, что является жизнью не настоящей, а лишь имитирующей ее. Человек может ощущать себя счастливым, только если дух с телом сосуществуют в некой гармонии (кстати сказать, греховный гармонический союз духа и тела - тоже гармония, и человек, находящийся в таком союзе тоже может ощущать себя и благополучным и даже счастливым, но в таком случае душа такого субъекта - мертва, а счастье - призрачно).
Но если духовное и телесное в человеке занимают диаметрально противоположные позиции друг относительно друга, то душа этого человека не будет знать покоя, она будет метаться между двумя этими полюсами. Такой человек несчастен, вследствие противоречивости его жизневосприятия, да и просто жизни. Душа такого человека будет разрываться, ища успокоения, и не находя его. Душа такого человека - больна. У такого человека или ослаблен духовный иммунитет, или отсутствует вовсе, а кто не имеет здорового, надежного духовного иммунитета, то есть не приобщается к Таинствам Церкви, что есть наивернейшая панацея от все бед, живет тем, чем, подчас, живет и тело и дух в обыденном понимании этого предмета в нынешнем времени, то есть постоянно впитывает в себя то, что представляет собой «составляющее» окружающей его среды, а без здорового иммунитета - это смертельно опасно - в духовном плане, да и в физическом - не меньше.
В таком выводе, конечно же, наверное, немало своего, личного, но насколько я помню, о.Анатолий мыслил примерно так.
Так вот, мне кажется, что этот человек - протоиерей отец Анатолий - жил только той составляющей, что называется - Духом, и хорошо знал, где надо для его подпитки искать достойную снедь, а Душа и Тело его находились на постоянной, строгой диете. А все они вкупе были всегда направлены в сторону Всемилостивого Бога и не уклонялись никогда от Него, как лепестки прекрасного «крина сельного» всегда смотрят в сторону сияющего солнца, и никогда не отворачиваются и не закрываются от светила.
И для того, чтобы в этой очень коротенькой заметке подчеркнуть все эти три человеческие фактора, олицетворяющие и характеризующие любую личность - а наша цель, попытаться появственнее рассмотреть личность о. Анатолия - мне хочется привести, как пример, один эпизод из его жизни, очень хорошо запечатлевшийся в моей памяти.
Этот эпизод, на мой взгляд, наиболее ярко представит нам человека не просто как известного нам заслуженного православного священника, но и как истинного «просто христианина».
жжж
Инцидент же, о котором пойдет речь, приключился в начале шестидесятых годов. В ту пору, после некоторого «затишья», опять, с новой силой, возобновилось давление государственной власти на Церковь. Тогда вновь стала активно раскручиваться агрессивная компания по дискредитации православия, ну, и, разумеется, не обошлось и без возбуждения в народе всеобщего «презрения» конкретно к священнослужителям, да, пожалуй, в не меньшей степени и ко всякому верующему, или же имеющему хоть какое-то соприкосновение с Храмом.
В тот день мы с отцом шли на вечернюю службу. Мы проходили по территории садоводства, которое находилось между городом и кварталами новых (в то время) застроек, где находился наш дом.
Стояла холодная дождливая осень, и когда мы проходили по деревянным мосткам, представляющим, своего рода тротуары в весьма загрязненном тогда Завокзальным районе г.Новгорода, вдруг, оторвавшийся от пьяной компании мужчина средних лет подбежал к отцу, и, ухватив его за бороду, стал поносить его самыми непристойными словами. Однако его брань была адресована не только к о.Анатолию лично; она была обращена ко всем «попам-церковникам» вообще, а в частности и к самой Церкви, как к институту, имеющему собственную идеологию и мировоззрение, в корне отличающиеся от общепринятых норм «коммунистической морали», чем тогда жила советская страна.
Я тогда был еще совсем маленьким, и с недоумением наблюдал происходящее. Тогда я был просто шокирован такой ничем неспровоцированной агрессией пьяного мужика.
Уже потом, спустя годы, и уже познакомившись с житием преподобного Серафима Саровского, когда на него напали в лесу разбойники, а он, обладая недюжинной силой и имея в руке топор не стал отбиваться, но пострадал Христа ради, тогда мне станет понятен тогдашний поступок о.Анатолия. А ведь мог преподобный противостоять разбойникам… да еще и как мог, будучи вооружен топором…
Не удержался бы тогда преподобный, и стал обороняться от злодеев - не было бы у нас величайшего из русских святых. Удержал его как раз тот Дух Святый, в который он был облечен, и о «стяжании» которого он учил, хотя и не имел никакого богословского образования. Недаром говорят, что борода и образование святости человеку не прибавят, но дух гордыни могут раздуть до беспредела.
О. Анатолию в ту пору было около сорока лет. Он был достаточно силён, а к тому же, по своей природе, был и довольно-таки смел. Ему достаточно было одним движением руки отправить этого героя в канаву, вдоль которой мы проходили, но о. Анатолий стоял как солдат в строю на смотре - руки по швам, и терпел, выслушивая бранную речь хулигана, когда тот, вдобавок к бранной речи, еще и трепал его за бороду. На такое спокойствие Духа малодушные неврастеники просто физически не способны.
О чем мог думать священник в ту минуту? Да, скорее всего, его ум был занят обращением к Богу с молитвой за того несчастного.
Финал того неприятного инцидента был таким, что тот злополучный хам, каким-то образом, очень скоро сам, без посторонней помощи, оказался в этой глубокой и илистой канаве, возле которой мы проходили. Здесь я со всей ответственностью за свои слова перед собственной совестью могу констатировать то, что о. Анатолий тогда в совершении хоть какого-нибудь оборонительного акта не приложил совершенно никакой даже попытки, не то, чтобы усилия.
Справедливости ради надо отметить то, что тот негодяй совсем не пострадал, то есть травм он не получил и остался жив. Единственной неприятностью для него было то, что он окунулся с головой в грязную и холодную воду, но он благополучно выбрался из канавы у нас на глазах, а после того ему уже было просто не до ненавистного ему священника.
Мне это приходится уточнять, чтобы у читателя не создалось мнение, будто бы о. Анатолий какой-то мистической силой загнал бедного пьянчужку в глубокую канаву, и бросил там его беззащитного, на верную погибель. Ничего подобного - все было так, как я описываю, и для пострадавшего все обошлось, относительно, благополучно.
Этот факт запечатлелся в моей памяти именно потому, что о. Анатолий достойно поступил не только как православный священнослужитель, а так, как должен был бы поступить настоящий христианин по всем трем составляющим его, как Человека требованиям, как Личность. Он стерпел физическое унижение - раз, перенес душевную травму, нанесенную насмешливыми оскорблениями - два, и, наконец, соблюл ту Христову заповедь, суть которой заключается в том, что если наносится удар в одну щеку, то надо подставить и другую. Как говорил Господь «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Мф.,5:39) А это уже является проявлением истинно христианского Духа - это три.
Мало кто сейчас, считающих себя православным христианином, на такой подвиг способен, тем более, повторюсь, это безобразие о. Анатолий мог бы пресечь в одну секунду, обладая в том возрасте достаточными физическими возможностями для сопротивления и самообороны, однако пользоваться этим, он не стал.
В этом проявилось не только его физическое, и психическое воздержание; здесь проявилась его чисто христианская духовная потребность в не «разжигании зла сопротивлением насилию»*, что попросту называется - христианским смирением и любовью к ближнему. Или же, по крайней мере, - беззлобием.
К месту здесь упомянуть его отца, нашего деда, Ивана Степановича, который был для нас образцом смирения, трудолюбия и полного незлобия.
Для меня этот случай стал примером проявления настоящего христианского Духа, в то время как в человеке могут господствовать и другие духи, например: языческий, или даже сатанинский. В человеке могут господствовать различные эмоции, но все они являются производными какого-то одного источника, либо того, что называется - добро, либо другого, что называется - зло.
Человек, наполненной божественной, христианской любовью не может творить зло, а соответственно, и эмоции его излучают добро, так же как и человек, наполненный дьявольской злобой, не может творить добра, а то, что под видом добра он будет делать, на поверку, в конце концов, окажется злом. Источники эти пробиваются в сердце в зависимости от того, чему расположено служить сердце; если сердце служит божественной Правде, то и от человека распространяется свет и тепло, а если дьяволу, то и от человека распространяется гнилостный дух нечистот, чем заполнено его сердце. Если в одном сердце уживаются эти два начала добро и зло, то тот человек - несчастен, во-первых - сам, а во вторых, несчастны окружающие этого человека. Этого человека замучает противоречивость собственного отношения к жизни, а он будет мучить окружающих противоречивостью своей души.
И как говорит нам Слово Божие: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». (Матф.6:23,24)
И в послании апостола Иакова мы читаем:«язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.»
(Иак.3:8-12)
___________________________________________________________________________
Именно то, чем заполнено сердце человека, и составляет тот Дух, которым он живет. Именно духом христианской любви и было наполнено сердце протоиерея отца Анатолия Малинина, и именно Любовью ко всему и всем его окружающим он и жил. Так что в более приземленном понимании сущности человека как индивида, пожалуй, будет более понятно, если говорить о человеке, все-таки как о создании тройственного естества, как о подобии Божием.
* Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан.4:7,8)
________________________________________________________________________
жжж
И подобных случаев, случаев похожих на нападение того агрессивного безбожника на о.Анатолия, и случаев, повлиявших на то, чтобы дети его стали «набожными», можно предоставить множество.
Ну, а если говорить о его бытовых «пристрастиях», то о. Анатолий был совершенно неприхотлив ко всему необходимому для физиологического существования человека, если не сказать большего: он ко всему этому, был - практически - равнодушен. Так что в этих трех строчках сказана вся его привязанность к материальному миру, и добавить чего-то существенного на эту тему вроде и нечего.
Ну, а о болячках и недугах, которые одолевали его в конце его тяжелого жизненного поприща, и говорить не приходится: он был болен - до чрезвычайности, однако эти обстоятельства не останавливали его до последнего дня нести свой нелегкий Священнический Крест и исполнять обычные гражданские и человеческие обязанности.
Приведенный здесь дикий по своей несообразности и нелепости случай из жизни протоиерея о.Анатолия, конечно же, не единичен, и это только то, чему я являлся реальным свидетелем. Ну, а какие скорби остались в его душе нераскрытыми для людей, и навсегда ушли с ним?.. одному только Богу известно….
Однако то, что он принадлежал к той когорте верных и честных тружеников на Ниве Христовой, деятельностью которых, с Божией помощью, укреплялась Вера Православная, сохранялась и восстанавливалась Церковь Христова в самые тяжкие времена нашей Родины; к когорте тружеников, которые всегда были, есть сейчас, и будут до скончания века, сомневаться могут только те, кто о. Анатолия близко не знал.
Протоиерей Анатолий Малинин жил так, как исповедовал свою веру во единого Бога Отца, Вседержителя…
Вечная память, и вечный покой приснопамятному священнику, отцу Анатолию, «в селениях праведных, и в недрех Авраама…». «Блажен, яже избрал, и приял еси Господи, и память его в род и род…. Душа его во благих водворится…».
д.Николай Малинин. 16.12.08г
памяти отца,
диакон Николай Анатольевич Малинин