Из Богословского наследия протоиерея Анатолия Малинина

Dec 03, 2008 23:37

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы показывает начало служения Пресвятой Девы, как поется в тропаре этого праздника: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает».

Родители Девы Марии, дожив до старости, после долгих молитв и переживаний о своем бесчадии, были, наконец, обрадованы рождением Дочери. В знак благодарности ко Господу они дали обет свое дитя посвятить Богу. Во исполнение обета, одев трехлетнюю отроковицу Марию в лучшие одежды, собрав родственников и знакомых, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник Захария, прозрев своим духом в судьбы Божии, узнал по внушению Святого Духа особую Избранницу в приведенной Отроковице Марии, и когда Иоаким и Анна, родители святой Отроковицы, со всеми сопровождавшими приблизились к храму, чтобы там оставить свою Дочь, навстречу им вышел Первосвященник и служащие священники из храма. Праведная Анна поставила свою Дочь на первую ступень храмового крыльца, которое имело пятнадцать ступеней. Пречистая Отроковица при виде селения Господня и служителей святыни его, как бы окрыленная духом любви к Богу и укрепленная силой Его, одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста.

Введя Пречистую Отроковицу в храм, Захария посадил Ее на третью ступень жертвенника. Здесь, как говорит предание, Господь Бог осенил Ее благодатию Своею, и Она возрадовалась духом. Затем первосвященник повел Марию далее, «за первую и вторую завесу, в глубину внутреннего святилища, во «Святая святых, куда не дозволялось входить не только никому из женского пола, но и самим священникам, и куда лишь однажды в год в день очищения, имел право входить один первосвященник с жертвенной кровью. Такое необычное, как бы нарушившее древнейшие обычаи ветхозаветной церкви, введение Девы во Святая святых поразило недоумением всех предстоящих во храме, удивило даже и самих Ангелов, которые «вхождение Пречистыя зрящее, удивишася: како Дева вниде во Святая святых».
Захария, введя Марию во Святая Святых, назначил это место для постоянных молитв Ея, тогда как другим девам было строго воспрещено приближаться к святилищу. Пречистая Дева, со времени Ея введения в храм, во всякое время могла входить туда для молитвы, что сделано Захариею, без сомнения, по особому внушению Божию.

Пресвятая Дева, оставшись в Иерусалиме, возрастала среди других девиц, которые воспитывались при храме в особых пристройках. При них были благочестивые надзирательницы, знающие Священное Писание, и в то же время искусные рукодельницы. Они обучали своих воспитанниц и тому, и другому. Для молитвы Пресвятая Дева входила во Святая Святых, куда не дозволено было вносить с собой никакой работы. Скоро Она почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, полюбила уединение. При таком настроении святой Отроковицы все, относящееся к Богу, производило в Ее сердце неизгладимое впечатление. Величие Иерусалимского храма с его украшениями и завесами, бесчисленное множество стекавшихся сюда для поклонения людей не только из Иудеи, но из разных стран света, - все это возбуждало и усиливало в Ней глубочайшее благоговение к Богу. Каждый предмет, каждое действие в храме обращали мысль Ея к Богу и заставляли сильнее и сильнее любить Его.

Когда Отроковица Мария подросла, Она научилась читать и любила изучать Священное Писание и размышлять о нем. Хорошо изучив священные книги, Она не раз читала пророчество Исаии: «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Имя ему Еммануил», и всегда воспламенялась горячей любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Той Деве, Которая предназначалась быть Его Матерью. Размышляя при этом о величайшем достоинстве этой блаженной Богоизбранницы и зная из пророчеств, что время пришествия Мессии уже приближается, Она полагала, что уже должна существовать на свете и эта великая Дева, и часто со слезами молила Господа, чтобы Он сподобил Ее лицезреть Матерь Божию.
Пресвятая Отроковица, проживая в храме, располагала временем, как говорит предание, так: с раннего утра до девяти часов утра Она стояла на молитве, с девяти до трех часов дня занималась рукоделием и чтением Священного Писания. Из рукоделия Она занималась пряжею льна и шерсти, любила вышивать шелками, особенно одежды, принадлежащие к священническому служению (облачения), и во всем этом была очень искусна. С трех часов дня и до позднего вечера Она опять стояла на молитве до тех пор, пока Ангел не являлся к Ней с пищею. Ангельские явления Пречистой Деве подтверждаются песнопениями Св. Церкви и свидетельствами св. отцов. Чистая душа Ея так привыкла к общению с духовным миром, что впоследствии Она безбоязненно приняла от Архангела благовещение.

После смерти родителей Дева Мария всецело предалась одному лишь Богу. Она твердо решила не допускать до Себя и мысли о какой-либо земной любви. Сиротство Ея и постоянное уединение, предохранив Ее от знакомств и взоров людских, отчасти способствовали утверждению в Ней этого святого расположения. Простота жизни при храме, безусловное смирение пред Богом - все это содействовало сознанию, что Она раба Господня. У Нее было одно стремление - быть покорной воле Божией. Пречистая Дева, как бы предчувствуя Свое высшее назначение, пожелала проводить жизнь в чистоте Ангельской, а потому дала необыкновенный в то время обет - сохранить девство Свое до смерти.

Когда исполнилось Пречистой Деве 14 лет, первосвященник объявил Ей, чтобы Она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселяясь в дом Свой, подобно другим девам Ее возраста, вышла бы замуж. Но Пресвятая Дева отвечала, что будучи от рождения посвящена Богу, впоследствии Сама дала Ему обет сохранить навсегда Свое девство, и что в мире нет силы, которая заставила бы Ее изменить этому обету и вступить в брак. Такое твердое решение поразило первосвященника и священников, которые попали в затруднительное положение. Закон израильский предписывал каждой девушке выйти замуж, но Дева Мария дала обет остаться на всю жизнь девой, этот обет также приравнивался к закону. Это затруднение они разрешили тем, что нашли родственника Девы Марии, 80-летнего плотника Иосифа и обручили с ним Пресвятую Деву. Старец Иосиф взял Ее в свой дом как жену. Таким образом, Промысел Божий устроил так, что Мария, соединившись с Иосифом, казалась женою его, тогда как между ними не было брачного общения. Иосиф был для Девы Марии лишь обручником и хранителем Ея девства.
Пресвятая Дева, воспитавшись при храме в постоянной молитве и труде, в целомудрии и смирении, приобрела святость, которая проявлялась во всей Ее жизни. О том, какою Она была, говорят св. отцы. По преданию, передаваемому св. Амвросием Медиоланским. «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речах. Правилом Ея было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель.

Когда Архангел Гавриил во время Благовещения предстал перед Пречистой Девой, то приветствовал Ее такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…» Этими словами приветствия выражена святая сущность души Девы Марии, а именно то, что Она постоянно находилась с Господом, творя молитву Ему, и Господь исполнил Ее благодати. За Ее святость и смирение Господь возвеличил Ее, и Она сподобилась быть Матерью Божией.

Святость и величие Девы Марии - следствие Ее воспитания при храме, где Она провела все детство. Из этого можно заключить: истинное воспитание верующего человека возможно только при участии в церковных молитвах, особенно при участии в евхаристической жизни Церкви.

протоиерей Анатолий Малинин (проповедь)

Previous post Next post
Up