Духовники-исповедники

Sep 23, 2021 16:29

Духовники-исповедники

... Духовниками в возрождённой академии нередко назначались батюшки, побывавшие в застенках НКВД. («Тюрьма делает человека психологом».) К их числу относился протоиерей Василий Каменский (1897-1969),







внук известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского (по материнской линии). В 1914 г. Василий Андреевич поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; слушал лекции Н. Лосского, Б. Тураева, Л. Карсавина. С 1928 г. Василий Каменский трудился в Русском музее, с 1930 г. - в Институте истории науки и техники. Так написано в некрологе, опубликованном после его кончины. А дальше - провал.

По тем временам нельзя было «огорчать» неподготовленного читателя, поведав о том, что накануне Великой Отечественной войны «гражданин Каменский» был арестован и брошен в пасть ГУЛАГа, где пробыл 15 лет. А можно было лишь намекнуть: «Оказавшись в Красноярском крае, он записывал народные песни»511.

Надо сказать, что батюшка арестовывался дважды. После первого освобождения он работал завхозом, но был арестован снова и отправлен в лагерь. На столь тяжкое испытание батюшка никогда не роптал, он даже называл лагерь приобретением, духовной академией512.

Освободившись, Василий Каменский вернулся в город на Неве. В 1956 г. он был рукоположен во иерея митрополитом Григорием (Чуковым), после чего служил на приходах Всеволожска, пос. Динамо, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Последним местом его служения была Димитриевская церковь в Коломягах.

Отцу Владимиру Каменскому немало пришлось претерпеть не только от местных уполномоченных, но также, увы, и от своих собратьев. В архиве Санкт-Петербургской епархии хранятся «служебные записки» - доносы на отца Владимира настоятелей некоторых храмов, где ему пришлось служить. Везде присутствует формулировка: «оппозиционно относится к власти». Да, это была оппозиция, но не такая, которая мерещилась «служителям советского строя». Это была оппозиция духовная, оппозиция человека, ведущего битву с духовным же врагом513.

Настоятель Свято-Троицкого Всеволожского храма протоиерей Николай в донесении митрополиту Питириму (май 1960 г.) требовал, что все проповеди отца Владимира цензурировались, но батюшка, часто вдохновлённый во время богослужения, экспромтом начинал проповедовать. Настоятель строго выговаривал ему за это, обвиняя в «отсутствии духовной скромности». О. Владимира много раз вызывали для объяснений в епархиальное управление, преследовали, запрещали принимать народ. В конце концов,
митрополит Питирим




в мае 1960 г. сделал ему предписание: «Вам запрещается исполнение треб в домах верующих, особенно на периферии». Также предписывалось «реже служить литургии и ни в коем случае не произносить проповеди, которые требуют большого нервного напряжения»514.

В сентябре 1966 г. митрополит Никодим назначил о. Владимира духовником Ленинградской епархии и Духовной академии. Владыка, познакомившись поближе с батюшкой, понял, что именно он может оказать благотворное влияние на подрастающее поколение студентов академии: «Мы преподаём теорию, а Вы будете воспитывать духовность», - сказал ему митрополит. Он просил о. Владимира переехать жить в академию: «Что Ваши старушки - оставьте их, они на коленках приползут в Царство Небесное. Здесь должна быть Ваша келья, куда будут приходить будущие священники, чтобы получать от Вас духовные наставления. От того, как мы воспитаем завтрашних пастырей, зависит спасение России». Но батюшка не смог оставить свою многочисленную паству и, начав служение в академии, продолжал служение и на приходе515

Духовником Академии о. Василий пробыл около двух лет; последние два года своей жизни он тяжело болел. Вплоть до самой его кончины за болящим самоотверженно ухаживала его прихожанка - Анна Ивановна Трусова, несколько лет сама проведшая в ГУЛАГе...

Митрополит Никодим пытался причастить о. Владимира в больнице, но не был допущен медсестрой в палату: «Молбны служить здесь не будете!». А в последний день жизни батюшки митрополит благословил архимандрита Иринарха ехать в больницу со Святыми Дарами, но за 20 минут до его прихода батюшка скончался.

Уже о кончине о. Владимира, владыка Никодим позвонил из Москвы: «Не отпевайте! Я вылетаю на самолёте, сам буду отпевать!» И, несмотря на то, что у него был сердечный приступ, митрополит всё же прилетел на отпевание. Дрожащим голосом он совершил чин отпевания, очевидно было, что уход о. Владимира он воспринимал как личную потерю.

Духовным чадам, принёсшим деньги с просьбой отправить поминовение об отце Владимире на Афон, владыка сказал: «Деньги подайте в церковь. О батюшке будут молиться и на Афоне, и в Иерусалиме. Я об этом позабочусь».

https://bioslovhist.spbu.ru/hist-pg-ld/2612-kamenskij-vladimir-andreevic.html

https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-5/142

Владимир Андреевич Каменский (1896 - 1969 гг.) - сотрудник Русского музея, историк металлургии, деятель русской православной церкви.

Владимир Андреевич Каменский (1897-1969) - кандидат исторических наук, историк техники, сотрудник Института истории науки и техники АН СССР (далее ИИНТ), в конце жизни протоирей русской православной церкви, юродивый.

https://polymus.ru/ru/museum/pros/conference/xi-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-istoriya-nauki-i-tehniki.-muzeynoe-delo/sessiya-7/

kandi_bober свидетельствует:
"О нём в Петербурге издана хорошая книга "Прекрасен лик страданьями очищенной души". А какие сильные стихи он писал..."
https://www.labirint.ru/books/446603/



Митрополит Никодим (Ротов), Духовник, митрополиты Санкт-Петербургские, Материалы Митрополит Никодим, Церковная история Санкт Петербурга., митрополия, Архимандрит Августин (Никитин)

Previous post Next post
Up