COVID-19. «Избыточная смертность» в Европе

Jun 27, 2020 22:52


Я не специалист по медицинской статистике, но судя по оживленной реакции на мой предыдущий короткий пост «из этой оперы», читателям блога интересны материалы о смертности от COVID-19 в различных странах. Поэтому выкладываю графики динамики смертности в Европе, которые, кроме прочего иллюстрируют последствия COVID-19. Эти графики позаимствованы из журнала The Economist (https://www.economist.com/graphic-detail/2020/04/16/tracking-covid-19-excess-deaths-across-countries?utm_campaign=coronavirus-special-edition&utm_medium=newsletter&utm_source=salesforce-marketing-cloud&utm_term=2020-06-27&utm_content=cover_text_url_2 ).  В них отражены суммарные еженедельные данные о количестве смертей в 24 европейских странах, общее население которых около 350 миллионов человек. Основным инструментом для интерпретации кривой смертности-2020 является понятие «избыточная смертность» в тот или иной момент времени (еженедельно). Очевидно, что избыточная смертность имеет смысл только в тандеме с «нормальной смертностью» в ту же неделю, которая определяется усреднением показателя смертности в той же временной точке  предшествующих лет. «Усреднять» можно по разному - среднее арифметическое, медиана, за разное количество лет, без исключений или с исключением «выскакивающих» лет. При построении представленных ниже графиков за «нормальную смертность» принималось среднее арифметическое за 2009-2019 годы (пунктир на графиках). Первый график - общая смертность в 2016-2020 (по июнь 2020). Обратите внимание на пики избыточной смертности в 2017-2019 годах. Их основная причина эпидемии гриппа, наиболее серьезная из которых имела место в 2017 (с пиком смертности в январе). Лишь зима-весна 2016 были благополучны в смысле последствий гриппа. Пик избыточной смертности вследствии COVID-19 в Европе приходится на апрель-май. Избыточная смертность в этот период значительно повышена по сравнению с наиболее неблагополучным периодом 2017 года не то только из-за большего абсолютного количества смертей, но и из-за более низкой «базы» - сравните «нормальную смертность»в январе и апреле-мае.



На следующих двух графиках показана смертность в различных возрастных группах. Обратите внимание, что масштабы у них разные (шкала справа). Бросается в глаза отсутствие избыточной смертности у детей (0-14 лет).





На последней серии графиков представлены данные по европейским странам + Стамбул. Обращает на себя внимание, что в начале эпидемии практически везде избыточная смертность «не от COVID-19» была существенной (наименее это было выражено в Швеции). Скорее всего это было связано с неоднозначностью и различиями критериев для признания COVID-19 основной причиной смерти. Затем практически вся избыточная смертность стала маркироваться как «от COVID-19». Возможно, что произошёл перекос в другую сторону. Обращает на себя внимание, что на исходе пика COVID-19 смертность от «не-COVID-19» во многих странах снизилась (особенно это выражено в Бельгии). Возможно, что это следствие гипердиагностики COVID-19, как основной причины смерти.



Оценки избыточной смертности и анализ её структуры безусловно необходимы. Но нужно иметь в виду, что эти данные по разным странам очень трудно, зачастую невозможно, сравнивать корректно. А попытки на их основе оценить эффективность различных систем здравоохранения могут привести к абсурдным выводам, типа того, что самая плохая в мире система здравоохранения в Сан Марино, а самая лучшая во Вьетнаме. Я, конечно, утрирую, но сравнивать нужно «яблоки с яблоками, а апельсины с апельсинами».

Previous post Next post
Up