Учение Христово о прощении обид - Новый Завет - Курсовая работа

May 21, 2017 22:03

Публикуется в надежде, что таким образом сие сочинение может прочитать не только преподаватель...

Не знаю, как читать, а писать было интересно :)

--------------------
Учение Христово о прощении обид
Сочинение / Курсовая работа

Новый Завет 333C

Автор работы: Алексей Шевяков

Май 2017 г.

Заповедь Господа Иисуса Христа о прощении обид, отмена закона мести, установление нового закона любви ко всем людям, в том числе и к согрешающим против нас (при неприятии греха как болезни падшего человечества, но не самого согрешающего) - центральные положения Нового Завета, основание практики христианского благочестия. Правильное понимание заповеди о прощении, следование ей, и соответствующее изменение личности играют важнейшую роль на пути спасения человека.

Тема прощения или не-прощения Богом человеческих грехов связывается с прощением каждым человеком его обид на других людей. В Новом Завете заповедь прощения впервые выражается в молитве Господней (Мф. 6:12), Господь Иисус Христос учит нас молиться так: «...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Иудеям эта заповедь хорошо известна: в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (28:1-2) мы читаем: «Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.»

Ниже я приведу краткое обсуждение понятия греха, понимания его прощения Богом, и значения прощения обид, нанесенных нам другими людьми, для нашего спасения, согласно Евангельскому учению Господа Иисуса Христа.

Как сам Господь в молитве «Отче наш», так и последующие христианские проповедники и писатели, начиная с самих апостолов, постоянно подчеркивают важнейшую аналогию между отношениями Бог-человек и отец-сын, а в современном мире, родитель-ребенок. Основные мысли этой работы можно подытожить следующим образом (далее я приведу рассуждения и цитаты, начиная с учения и притч Господа Иисуса Христа в Евангелии, в подкрепление этих мыслей): Бог неизменен, Он не меняет Своего отношения к сотворенному единожды человеку, а относится к нам, как Отец, в смысле идеального отношения родителей к детям. Любя ребенка всегда, родитель может быть огорчен, гневаться, но не на личность ребенка, а на состояние, в котором тот находится, на его неверный выбор, приведший к этому состоянию, на поступки ребенка, проистекающие из этого состояния. При наличии родительской любви, в такой ситуации нет мира; примирение и восстановление общения может произойти, когда ребенок осознает, что в нем самом отделяет его от родительской любви, и будет готов переменить свое состояние, не возвращаться в него более. Желание такого изменения, восстановления отношений, будет характеризоваться желанием сделать некоторые шаги по отношению к родителю, сделать то, что родитель считает важным. В случае отношений Бога с человеком, эти шаги - исполнение заповедей, в первую очередь, к Богу и братьям - людям: исполнение заповеди любви, т.е. примирение со всеми как отрицание вражды.
1 Грех, гнев Божий, прощение грехов

Само понятие прощения подразумеват наличие нанесенной обиды. Один человек обижается, или даже гневается, на другого - праведно или неправедно, т.е. за более или менее объективный проступок. Что же подразумевается в словах об отпущении, оставлении, прощении грехов человека Богом? Каковы эти грехи? Гневается ли Бог на человека? Что такое гнев Божий, упоминаемый как в тексте Писания, так и во многих песнопениях Церкви, например: «Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного.» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.)

В Ветхом Завете понятие греха появляется достаточно рано, но высказывается сначала весьма мягко, начиная с истории грехопадения, и далее убийства Авеля: «...и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей...» (Быт 4:11). Далее, например, о временах Ноя: «...и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём.» (Быт 6:6.) Здесь, фактически до времен Моисея, почти до Синайского законодательства, грех осуждается Богом как проступок против естественного закона, написанного в сердце человека, Божия творения. Слова, обозначающие отношение Бога к таким поступкам, не именуются собственно гневом. Апостол Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах». (Рим. 2:14-15.)

Напротив, понятие гнева людей друг на друга появляется в Ветхом Завете уже довольно рано, а именно, в каждом из повествований об Аврааме, Исааке, и Иакове с Исавом. Упоминание же гнева Господня Ветхом Завете мы находим не ранее книги Исход, причем первый раз - по отношению к ее автору - Моисею! «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина?» (Исход 4:14) Далее уже в хвалебной песни после гибели войска фараона говорится: «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому» (Исход 15:7). Далее это выражение становится уже типичным, например: «...потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня...» (2-я Паралипоменон 34:21).

Очевидно, что Бог не гневается на людей в человеческом смысле этого слова.

Апостол Павел в послании к Евреям говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). На протяжении истории менялось человеческое восприятие действительности, в том числе и личности Бога, происходило некое Его «очеловечивание». Как пишет Александр Ткаченко, [1] Св. Отцы не сомневались, что слова о «гневе», «ярости», «ненависти» и прочих антропоморфных свойствах Бога в Библии имеют исключительно педагогическое значение и носят лишь назидательный характер. Он приводит слова Свт. Григория Нисского [2]: «...хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ… но в каждом, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на Его милость». У свт. Григория Богослова [3] читаем: «Он никогда не выходит Сам из Себя; это свойственно существам сложным и тем, которые большей частью в борьбе сами с собой. Но Бог, как очевидно, есть естество неизменяемое. Почему же Он таким изображается? По законам иносказания. Для чего? Чтобы устрашить умы людей простых, - какую цель имеет и многое из выраженного словом.»

Что касается значения прощения Господом наших грехов, прекрасной иллюстрацией здесь служит Евангельский рассказ об исцелении расслабленного в Капернауме (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26): «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои.» По слову свт. Иоанна Златоуста [4], «он исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого.» Также в рассказе об исцелении расслабленного при Овчей купели (Ин, 5:1-15) мы читаем: «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?.. говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.» Для исцеления тела требуется исцеление души, которая отделена от Бога грехом. Прощая грехи только тогда, когда человек готов восстановить богообщение («хочешь ли быть здоров?» - «вот, ты выздоровел; не греши больше»), Господь возвращает утраченное свойство души и тело человека быть здоровым, пребывая в общении с Ним. Господь Иисус Христос показывает нам также пример человеческого прощения людей, живших в то время и согрешивших лично против него. Он молится о распинающих Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:24).

Итак, как мы видим, Господь не только требует от нас, чтобы мы прощали грехи против нас и обиды нашим ближним (с самом широком смысле, см. притчу о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), но и Сам подает пример прощения людям их грехов, и как Бог, и как Человек. Многочисленные примеры следования этому пути прощения мы находим и в житиях мучеников, начиная со св. Стефана, и в поучениях Отцов Церкви.

Но не всем прощает Господь, а только желающим этого прощения и кающимся, готовым и стремящимся к изменению греховного обычая. Так, бесстрастный праведный гнев Господа возгорелся на торгующих в храме (Мф. 21:12-13, Ин. 2:13-16), и на фарисеев, например, при исцелении человека, имевшего иссохшую руку (Мк. 3:1-5). Митрополит Антоний Сурожский [5] писал об этом так: «Есть ли гнев в Боге? Существует ли “праведный” гнев? Это выражение надо сопоставить с тем, что немножко дальше мы читаем о боли Христовой, о Его жалости. Его гнев был без греховной примеси. Когда мы гневаемся, мы злимся. Христос не злился, Он пылал гневом в совершенно ином смысле. Боль, которая в Нем рождалась при виде намеренного зла, выражалась в том, что Он не мог этого выдержать, не сказав строгое, суровое слово.»

Заметим, что даже обращаясь к Своим врагам, и гневаясь на из злобу и упорство в неверии, Господь часто говорит достаточно мягко, и подбирает слова как будто в надежде, что хоть кто-то прислушается. Так, на утверждение фарисеев, что Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского, Господь терпеливо предупреждает: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 31-32).
2 Евангельское учение и притчи о прощении

Учение Господа о прощении раскрывается в Евангелии, во-первых, в притче о царе который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18: 23-35); «...приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить». Потом же, «государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». Очевидно, как говорит и свт. Феофилакт Болгарский [6], государь изначально был намерен простить неоплатный долг, но делал вид, что хочет продать слугу и его семью, чтобы тот лучше понял и прочувствовал всю, так сказать, сложность ситуации, и свое безвыходное положение. Получив «неожиданное», милостивое не только продление, но прощение (!) долга, слуга находит своего товарища, который был должен ему сто динариев - сумму крупную, трехмесячный оклад воина, но несравнимую с 10,000 талантов - и ввергает того в темницу, на прислушавшись к дословно такой же просьбе, с которой сам слуга недавно обращался к царю. Тогда царь, наказывая немилостивого слугу, произносит: «...не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» У Лопухина [7] дается такой комментарий: «Логически совершенно правильное рассуждение. Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги. Но люди злы и в погоне за житейскими благами часто поступают вопреки всякой логике и здравому смыслу. Поэтому то, что изображается в притче, встречается весьма часто в обыденной практической жизни.» Действительно, к сожалению, мы бываем свидетелями этого, как в окружающей жизни, так и в жизни собственной души...

Следующее важное упоминание требования прощения обид мы встречаем в Евангелии от Марка (11:24-26), после чуда со смоковницей: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.» Здесь мы видим, что необходимым условием того, чтобы Господь услышал молитву человека, ставится прощение обид другим людям. Так, во многих других случаях, например, в Нагорной проповеди (Лк. 6:37), господь прямо говорит: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете...»

Еще одно подтверждение важности темы прощения, более того, многократного прощения ближних мы встречаем в Евангелии от Луки (17:3-4), где Господь говорит: «...если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.» (Параллельное место- Мф. 18:21-22, где апостол Петр спрашивает Господа, сколько раз прощать согрешающему, и получает ответ - «до седмижды семидесяти раз».)
3. Бывшее каак не бывшее

Представляет интерес дискуссия, много раз повторявшаяся на протяжении истории, вызванная вопросом «Может ли Бог сделать бывшее как на бывшее?» Прощение грехов человека Богом, например, или прощение обиды человеком, делает ли этот грех и обиду как бы не существовавшими? Во многих отношениях это было бы очень желательно. Но, к сожалению, это не так, как не бывает без трещины склеенное зеркало. Примеры легко увидеть в житиях таких святых, как преподобная Мария Египетская, которая уже обладая великой благодатью с величайшей горечью и страданием вспоминала свою прежнюю жизнь. Также и царь из притчи о 10,000 талантах, наказывая немилостивого слугу, отменил свое прощение, а значит и не забыл до конца долга слуги, которому простил ранее. Также и свт. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Марка, на стих 10:27: «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу», замечает: «Но может ли Бог, - говорят, - сделать и бывшее, как не бывшее? На это скажем: Бог есть Истина, а сделать бывшее, как бы не бывшее, есть ложь. Как же Истина сделает ложь? Для этого Ему надлежало бы сперва изменить Свое Существо. Говорить таким образом значило бы сказать, что Бог может не быть и Богом.»
4. Заключение

Бог готов простить грехи каждому, кто захочет быть прощен, и докажет это самим делом, т.е. покаянием - изменением свой жизни, в смысле поступков, и вообще всякого выбора, который находится в нашей власти. Но каждый, кто с этим сталкивался практически, знает, что нетрудно покаяться ложно, только в мыслях, в «благих намерениях», не замечая того, что мы продолжаем делать то же, что и раньше. Это происходило и происходит со многими. Чтобы уберечь людей от такого лжеименного покаяния, Господь (а далее и апостолы, и отцы церкви) приводит многие признаки, отличающие человека истинно кающегося, изменившего свою жизнь. (Например, апостол Павел пишет о плодах духа в послании к Галатам (5:22,23): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...») Таковым Господь кроме прощения дает и дары Святаго Духа. Некоторые же признаки изменения человека могут быть настолько важны, что Господь требует их наличия как необходимого условия прощения грехов. Таким признаком является прощение обид, нанесенных ближним.

Завершаю данную работу словами послания святого апостола Павла к Ефесянам (4:32): «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Простив однажды нам при крещении множество наших неправд, и удостоверившись прежде этого в том, что мы, как смогли, простили наших обидчиков, Господь устами апостола наставляет нас и впредь внимательнейшим образом наблюдать за своим отношением к ближнему, как за неким индикатором, компасом, указывающим нам направление жизни по заповедям Божьим.

Список использованной литературы

1.      Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб. 1913.

2.      Ткаченко Александр. Бабочка в ладони. Никея, 2010.

3.      Григорий Нисский, святитель. Опровержение Евномия. Творения. М., 1864.

4.      Симфония по творениям святителя Григория Богослова. М.:«ДАРЪ», 2008.

5.      Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 29. С.-Петербургская духовная академия, 1898.

6.      Антоний (Блум), митр. Сурожский. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Беседы на Евангелие от Марка. [Цитаты по интернет-копии.]

7.      Феофилакт Болгарский, Блаженный, епископ. Толкование на Святое Евангелие. М.:Летопись, 2015.

[1]              Ткаченко Александр. Бабочка в ладони. Никея, 2010

[2]              Григорий Нисский, святитель. Опровержение Евномия. Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2.

[3]              Симфония по творениям святителя Григория Богослова. М.:«ДАРЪ», 2008.

[4]              Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 29. С.-Петербургская духовная академия, 1898.

[5]              Антоний (Блум), митр. Сурожский. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Беседы на Евангелие от Марка.

[6]              Феофилакт Болгарский, Блаженный, епископ. Толкование на Святое Евангелие. Летопись, 2015

[7]              Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб. 1913.

Христианство, Новый Завет

Previous post Next post
Up