Публикуется в надежде, что таким образом сие сочинение может прочитать не только преподаватель...
Не знаю, как читать, а писать было интересно :)
--------------------
Прообразовательное значение Мелхиседека
Ветхий Завет 231C
Автор работы: Алексей Шевяков
Май 2017 г.
1. Историческая личность и обстоятельства, общие замечания
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.» Этот стих 109 псалма поразителен, как, собственно, и весь текст этого псалма, говорящий нам непосредственно о Господе Иисусе Христе. Кто такой Мелхиседек? Что о нем известно, и из каких источников? С этих вопросов мы хотели бы начать наше небольшое исследование, прежде собственно анализа прообразовательного и христологического значения личности Мелхиседека.
В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается впервые в 14 главе книги Бытия. Это единственный источник исторических данных об этой личности. Мы читаем, что князья окрестных городов (называемые в славянском и русском переводе царями) вышли на войну против царей Содомского и Гоморрского, в долине, «где ныне море Соленое» - современное Мертвое море, об образовании которого мы читаем в части книги Бытия о наказании Содома и Гоморры за грехи их жителей. Ранее племянник Авраама Лот, разошедшись с Авраамом, поселился в окрестности Содома. Из текста следует, что и у Авраама, и у Лота были достаточно хорошие отношения с царем Содомским. Итак Лот и его имение, вместе с имуществом побежденных, были захвачены. Авраам с вооруженными слугами «преследовал неприятелей до Дана», то есть не менее 250 км на север, потом, напав и разгромив их, преследовал их еще не менее 100 км на север до Ховы. Далее читаем, что «царь Содомский вышел ему навстречу... и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои.»
Имя «Мелхиседек» означает «царь правды», или «царь справедливости» - от еврейских слов малки - «мой царь», и цедек - «справедливость». Мелхиседек - первый в Торе, кто назван собственно священником - «кохен» - задолго до рождения и посвящения Аарона. Кохены в иудаизме составляли сословие священнослужителей, состоящее из потомков рода Ааронова. В Септуагинте это слово переведено как ἱερεύς - «жрец», «священник», «иерей». С этими же терминами связаны и современные еврейские фамилии Коэн (с производными) и Кац - сокращение от коэн цедек, «праведный священник».
Далее в 14 главе книги Бытия читаем: «[Аврам] дал ему десятую часть из всего». Интересно, что это место в еврейском тексте неоднозначно: дословно там написано «он дал ему десятину из всего», а именно, неясно, кто кому дал десятину. В Септуагинте неоднозначность сохранена, тогда как в славянском тексте ее устранили как очевидную. При этом существуют раввинистические учения, в которых этот текст толкуется наоборот.
Кроме 14 главы книги Бытия, в Библии Мелхиседек упоминается только в 109 псалме и в Послании апостола Павла к Евреям (мы вернемся к этим текстам ниже). На основании последнего в протестантском мире широко принято толкование, согласно которому Мелхиседек вообще является не независимой исторической личностью, а «Христофанией» - нефизическим «явлением Христа», т.е. отождествляется с Господом Иисусом Христом. Образ Мелхиседека вообще настолько неясен и таинственен, что на протяжении всей истории христианства он вызывал множество самых разнообразных мнений; например, согласно одному из еврейских преданий, это был Сим!
В предании Православной Церкви, напротив, Мелхиседек считается личностью отдельной и исторической. В церковном календаре ему установлено празднование 22 Мая. В акафисте святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому, в кондаке, посвященном святителю, например, говорится: «Ведый Господь велика тя быти светильника во стране языков, благоволи сокрыти род и отечество твое, да явишися в земли Хинстей, якоже Мелхиседек в Ханаанстей...»
Мелхиседек называется царем Салимским (Быт. 14:18). Салим понимается как буквально (географически), так и в переносном смысле. В первом случае, согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Салим - город, существовавший ранее на месте Иерусалима. Также в 75 псалме говорится: «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.» Но о другом Салиме (не на Сионе) мы читаем и в Евангелии от Иоанна (III, 23): «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились». Этот второй город Салим находился в половине пути от Мертвого моря к Галилейскому, около 100 км на север от Иерусалима. По моему мнению, если оно интересно преподавателю, предположение, что Салим Мелхиседека - Иерусалим, не выдерживает критики. Действительно, до завоевания Давидом этого места, современный Иерусалим вообще назывался Иевус, по имени народа иевусеев (книга Судей 19:10: «Иевус, он [есть] Иерусалим»). Хотя названий могло быть более одного. К тому же еврейское предание выводит слово «Иерусалим» вообще не из корня «шолом»-«салим». Что же касается города Салима, близ которого крестил пророк Иоанн, то он географически расположен на пути следования отряда Авраама в погоню за грабителями - как сказано выше, в половине пути от Мертвого моря (т.е. тогда - Содома) к морю Галилейскому, что вполне подходит по смыслу повествования 14 главы книги Бытия.
Вообще «Салим», или «шолом», означает «мир», и в любом случае получается, что Мелхиседек - «царь правды» - также и «царь мира», что имеет важное значение для обсуждаемой ниже связи с личностью Господа Иисуса Христа. И теперь для нас название «Салим» как «шолом», «мир», имеет как раз тот смысл, который является главным для христианского понимания того, Кто есть Сын Божий, прообразом которого послужил Мелхиседек. Хотя слово «Шалим»-«шолом» и является именем древнего семитского божества, которому в доавраамову эпоху поклонялись некоторые обитавшие в тех местах племена, мы знаем, что у Бога ничто не напрасно, даже некоторые кажущиеся случайными словесные «совпадения», как например, «божество мирного жития» - «мир» - название города «Мир»- его князь как царь этого «Мира» - его прообраз Господь как истинный Царь, имеющий и подающий истинный Мир, которым никто из нас, здесь живущих, ни Ангелы, и никакая другая тварь вполне не обладает.
2. Святоотеческое понимание личности и прообразовательного значения Мелхиседека
Христианское понимание личности Мелхиседека как прообраза, в некотором вполне ограниченном смысле, Господа Иисуса Христа, основывается на послании к Евреям св. апостола Павла, и собственно на 109 псалме, который апостол и принимает за основу для своего поучения. Говоря о Господе Иисусе как о Первосвященнике (Евр. 2:17), апостол далее толкует 109 псалом (Евр.5:10), утверждая, что Господь был «наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека».
Далее апостол Павел объясняет свой тезис в конце шестой и далее в седьмой главе. В частности, он отмечает: «Мелхиседек, царь Салима... тот, который встретил Авраама и благословил его,... которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:1-3). Далее, «...по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (Евр.7:15-16). Итак, апостол Павел утверждает, что Господь Иисус Христос в некотором высшем и углубленном смысле явил в Себе и Своем земном служении то, что было представлено нам образно в исторической личности и поступках Мелхиседека.
Вопрос для современного человека теперь состоит в том, как толковать это толкование? Как понимать объяснение апостолом слов псалма?
Одним из течений протестантской богословской мысли принят простой вывод: Мелхиседек и есть Христос, явившийся призрачно, до Своего воплощения. Однако это и есть результат подхода, слабого с научной точки зрения. Результат принятия того, что Церковь записала, и отказа от того, что как следует записано не было; результат «расчленения» живой традиции Церкви. Напротив, святоотеческое понимание, которым руководствуется Православная, и в какой-то мере Римо-католическая церковь, основывается на двух столпах. Во-первых, мы чтим традицию, которая сохранила объяснение многих кажущихся теперь неоднозначными мест Писания именно в том виде, как их понимали апостолы, мужи апостольские, и следующие за ними поколения. Во-вторых, мы веруем в действие Духа Божия, который дарует правильное понимание Писания Своим избранным, святым людям. Таким образом, в отличие от протестантских ученых, мы имеем возможность обращаться или к исторически верному, неизмененному пониманию, или, фактически, к новому Откровению.
Как же толкует слова апостола Павла предание Церкви? И были ли откровения о Мелхиседеке? Мы начнем с последнего вопроса.
2.1 Роль откровения в православном учении о личности Мелхиседека
Апостол Павел не подвергает сомнению существование Мелхиседека как исторического лица. Представляется очевидным, что само понимание апостола Павла, как в этом, так и других вопросах веры, богословия и учения, происходило из его (апостола) непосредственного общения с Духом Божиим, Которого святой апостол удостоился принять наравне с иными. Это вдохновение проявляется в необыкновенной силе его личности и учения, силе, обращавшей к нему, а затем и ко Христу, даже в общем-то не расположенных к этому людей. Действие Духа через апостола Павла проявляется и в чудесах, им творимых. Но тезис о богодухновенности святого апостола, при всей его очевидности, не помогает нам понять всего смысла его слов.
В истории церкви встречаются и другие откровения непосредственно на эту тему. Несмотря на несоответствие формата данной работы, хочу привести целиком следующую выдержку из жития аввы Даниила, изложенного в Древнем Патерике
[1] (гл.18, часть 5), а также в житии Св. Кирилла Александрийского.
Тот же авва Даниил рассказывал об одном великом старце, жившем в нижних странах Египта, что говорил он по простоте, будто Мелхиседек есть самый Сын Божий. И возвещено было о нем блаженному Кириллу, архиепископу Александрийскому, и он послал за ним. Зная же, что этот старец чудотворец и все, о чем он ни попросит, Бог открывает ему, и что от простоты говорил он сие слово, он употребил такое мудрое средство, говоря: «Авва, у меня есть к тебе просьба. Помысл говорит мне, что Мелхиседек есть Сын Божий, а другой помысл говорит: нет, но человек, первосвященник Божий есть он. Поелику я недоумеваю о сем, то послал за тобою, чтобы ты умолил Бога, дабы Он открыл тебе и узнаем истину». Старец, уповая на свою жизнь, сказал с уверенностью: «Дай мне три дня и я вопрошу Бога о сем, и возвещу тебе, кто он». Ушедши в свою келью, он молился о сем Богу и пришедши чрез три дня, старец говорит блаженному, что Мелхиседек есть человек. И сказал ему архиепископ: «Как узнал ты, авва?» Он же сказал: «Бог показал мне всех патриархов, так что каждый из них проходил предо мною, начиная от Адама до Мелхидесека, и ангел сказал мне: «Вот это Мелхиседек и потому будь уверен, что это так». Уходя, старец и сам проповедывал уже, что Мелхиседек человек. И возрадовался весьма блаженный Кирилл.
Это откровение, как и слова апостола Павла, убеждает нас, что Мелхиседек, по крайнй мере, был человеком, одним из ветхозаветных праотцев.
2.2 Толкование учения апостола Павла о Мелхиседеке св. Отцами Церкви
Святоотеческое толкование Пс. 109 и Евр. 5 о Мелхиседеке в основном основывается на работах Свт. Иоанна
[2] [3] Златоуста. Нам не удалось найти столь подробного анализа в работах других Отцов. Свт. Василий Великий, например, если и упоминает Мелхиседека, в детали не вдается. Действительно, св. Иоанн, по-видимому, настолько ясно и полно изложил христианское понимание этого вопроса, что добавлять что-либо существенное не было необходимости.
Итак, приведем основные пункты, следуя Беседе 12 Свт. Иоанна Златоуста на послание апостола Павла к Евреям.
· Как прообраз, Мелхиседек многим внешним характеристикам формально близок к таинственным авпектам личности Господа Иисуса, но в этом прообразе открывается качественное различие. Апостол доказывает этим образом «истину, прошедшим настоящее».
· Дословно Мелхиседек - «царь правды»; истинный же Царь правды, знающий как глубину устроения мира видимого и невидимого, как создатель, так и сердце каждого человека - Господь Иисус Христос.
· Дословно Мелхиседек - царь Салима, т.е. «царь мира» дословно; Христос опять же есть единственный Царь мира в полном смысле истинный, потому что Он сделал людей праведными и умиротворил на небе и на земле.
· Мелхиседек - «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:3), но потому лишь, что о его родословии и смерти в книге Бытия не написано, т.е. не было открыто Моисею; по этой же причине Мелхиседек и кажется пребывающим священником «навсегда». Что касается Иисуса, у Него действительно нет ни небесной матери, ни земного отца; Он действительно не имеет конца жизни. К этому и относятся слова ап. Павла о Мелхиседеке: «уподобляясь Сыну Божию...». Так слова апостола вновь открывают христианской общине евреев безначальность и бесконечность Сына. Параллелен этому и стих пророка Исайи (53:8), читаемый в последовании Проскомидии: «...род Его кто изъяснит?» Здесь пророк предупреждает о серьезных заблуждениях, которые и возникли у современников Господа Иисуса и относительно «известного» им происхождения самого Иисуса, и относительно происхождения ожидаемого ими Мессии.
· Что же касается священства, Мелхиседек, как будущие священники, потомки Аарона, принял десятину и преподал благословение. Все это произошло до законного установления Богом через Моисея заповедей о священстве. Как пишет Златоуст, «Авраам не дал бы иноплеменнику десятины, если бы не видел в нём высокой чести». Иудеи видели в образе Мелхиседека высшую и превосходнейшую личность, превосходящую своим прямым призванием Божиим всех царей, священников и левитов. «Если таков прообраз Христов», говорит святитель Иоанн Златоуст, «если он столько выше не только священников». т.к. и Левий в лице Авраама дал десятину, «но и самого праотца священников, то что сказать об Истине?» Таким образом апостол Павел ясным сравнением показывает превосходство Господа даже над величайшим человеком, Истины над образом, в подтверждение мысли о Божестве Спасителя. Мысли же о Господе собственно как о Первосвященнике приводятся у апостола в этом же послании, начиная с Евр. 2:17.
Помимо вышесказанного, в Беседе 12 свт. Иоанн уделяет внимание полемике с еретиками, упоминая и неверие последних в предвечное рождение Сына от Отца, и течение т.н. мелхиседекитов, учивших, что Мелхиседек больше Христа, т.к. Христос лишь следовал «по чину Мелхиседека». Также согласно Епифанию Кипрскому
[4], «мелхиседекиты... отождествляли Мелхиседека со Словом (Логосом) и даже «Богом»»; он же упоминает, что иудеи считали Мелхиседека сыном блудницы.
Итак, в послании к Евреям, ясными мыслями, высказанными весьма ярко, пронизанными Духом словами, апостол Павел показывает, Мелхиседек, будучи сам по себе важным и достойно глубоко почитаемым историческим лицом, является прообразом Господа Иисуса Христа, в Ком черты Мелхиседека получили развитие до своего истинного, максимально возможного масштаба, становясь достойными самого Богочеловека Христа. Апостол укрепляет веру еврейских христиан, используя хорошо известные, привычные им образы. Слушателям это было необходимо - не зря выше апостол пишет: «...вы сделались неспособны слушать" (Евр. 5:11), обращая эти слова и в будущее, к людям нашего времени.
Список использованной литературы
1. Древний патерик, изложенный по главам. М., Планета, 1991.
2. Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 12 на послание к Евреям.
3. Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Мелхиседеке.
4. Епифаний Кипрский. Творения. М., 1863-1882.
[1] Древний патерик, изложенный по главам. М., Планета, 1991
[2] Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 12 на послание к Евреям.
[3] Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Мелхиседеке.
[4] Епифаний Кипрский. Творения. М., 1863-1882.