Можно еще понять, почему в советское время руководство дорожного строительства не спешило отказываться от асфальта и переходить на бетонные основания. Тут было слишком много сложностей - куда девать технику, которую задействовали при прокладывании дорог по асфальтной технологии, будет ли хватать объемов производства цемента, как его хранить и так далее. Сейчас в основном этих проблем уже нет, а устаревшие асфальтные дороги попросту не выдерживают взрывного роста количества автомобилей и объемов автомобильных грузоперевозок.
В результате мы имеем морально и материально устаревшие дороги, постоянные ремонты по астрономической стоимости и массу технологий, которые ждут - не дождутся, когда же закосневшая машина дорожных российских служб прочистит заржавевшие соединения и заработает с умом.
Далеко за опытом ходить не надо - буквально под боком технологии, которые используют в других странах. Например, бетонные дороги с металлической арматурой прокладываются на срок, который превышает жизнеспособность асфальтных трасс на порядок. Никаких пресловутых нано-технологий и диких затрат для этого перехода не надо, такие дороги с отличным успехом строятся везде. Даже у нас в стране в некоторых регионах уже пробуют переходить на бетон. Результатам местные инициаторы только радуются. Пример тому - постройка объезда в Новосибирске. Его сделали из бетона, который обходится только при постройке в полтора раза дешевле, и это если не учитывать, сколько экономится на ремонтах.
Отечественные эксперты приводят несовместимые со здравым смыслом цифры: в то время как доля цементных дорог растет на несколько процентов, доля асфальтных - на десятки процентов. И уже сейчас очевидно, что если цемент (бетон) не станет основным материалом для постройки новых дорог и обновления старых трасс, коллапс отечественного дорожного строительства грозит настоящим обвалом.
Повышение спроса на цемент при таком переходе даст импульс и для развития производства в этой отрасли. Тогда будет хватать и материала для строительства аэродромов, которых на огромной территории РФ тоже критически не хватает.
Однако, как и все перемены, перестройку дорожного строительства в РФ надо начинать с законодательной базы. Нельзя, чтобы решения о задействовании современных технологий опирались только на стоимость работ, это устарело еще в 90-е. Главным критерием должна быть долговечность.