Стройка на время, польза навсегда - обычно в таком духе пишут на временных заборах и отвечают на разные вопросы чиновники. Москвичи же пережили ещё один год тотальной реконструкции городских улиц с нашествием зелёных заборов и рабочих, а также бесконечными спорами об урбанистике и тем, стоило ли это вообще затевать.
В общем, можно постепенно начинать подводить первые итоги. Что было сделано хорошо, а что не очень. Какие улицы стали лучше, а где можно было бы постараться и дотянуть проект? Посмотрим с точки зрения транспорта на самые интересные решения этого года.
Пойти, наверное, стоит от малого к большему, поэтому беглый обзор переулков. Тут провели дорожную диету, которая хорошо зарекомендовала себя; местами сократили количество парковок ради пешеходов. Правда здесь совсем как-то порезали парковки, зря.
Самое важное, что теперь небольшие улицы стали безопаснее и дружелюбнее. К примеру, за счёт уширений у пешеходных переходов, тут не припаркуется машина, которая могла бы перекрыть переход или закрыть обзор другим водителям:
Хотя видно, что единого решения нет: где-то переходы стали лучше, а где-то -осталось как было, хотя улица одна и та же с разницей в пару десятков метров, значит, идет поиск наиболее удобного решения для применения.
Во многих местах стали появляться приподнятые пешеходные переходы из выездов со дворов или второстепенных улиц. Это правильное решение с точки зрения безопасности движения (машина гарантированно притормозит, выезжая на главную улицу) и удобства для пешеходов:
К сожалению, пока такие решения применяются далеко не везде:
Зато в городе появился первый приподнятый перекрёсток на Малой Дмитровке:
Визуальные наблюдения пока показывают, что 1) класть плитку так, чтобы она выдерживала трафик, пока затруднительно и 2) плитка слишком ровная и без сужения самой проезжей части, так что машины притормаживают, но не так сильно, как хотелось бы. Но задумка действительно хорошая и правильная, нужно развивать идею дальше.
Если брать улицы побольше, то сразу на нескольких улицах убрали бутылочные горлышки. За счёт этого получилось значительно расширить тротуар в начале Тверской и найти там место для деревьев (высадят, правда, их в ноябре по естественным причинам):
На Садовом кольце, хотя в этом году сделали где-то 1/3 круга, количество полос теперь не скачет с 18 до 10, а стабильно держится на уровне 10 полос основного хода (если не брать тоннели):
В особо широких местах появился дублёр с парковкой:
Стоит сказать, что реализованные предложения не радикальные, а достаточно плавные. Были предложения вообще сузить Садовое кольцо до 3-х полос в каждую сторону, но это чересчур с транспортной точки зрения. В любом случае трафик должен поехать более равномерно, а значит заторов должно стать меньше, несмотря на уменьшение количества полос.
Новому Арбату, Знаменке и ряду других улиц особо похвастаться нечем. К примеру, на Большой Якиманке хотели сделать разделитель, а также организовать пешеходный переход для успокоения трафика и возможности регулировать поток - вроде хорошие вещи, но в итоге ни то, ни другое сделано не было. Возможно, этому помешало несогласование этих решений в ФСО.
Вообще, несмотря на то, что цель программы "Моя улица" - качественная переориентация городских улиц для разных групп пользователей, в первую очередь для пешеходов, сделано было куда меньше, чем хотелось бы. В первую очередь, речь про внеуличные переходы, точнее их дублирование наземными переходами. Об этом говорят абсолютно все специалисты, но вместо решения, чаще всего, происходит игнорирования проблем. Хотя позитивные сдвиги есть: появились наземные переходы в районе Большого театра, Пушкинской площади, у ст.м.Новослободская и ст.м.Проспект Мира, у Кудринской площади. Уже сейчас можно смело заявить, что люди ногами голосуют за удобную пешеходную инфраструктуру, на трафике это негативно не сказывается, зато улучшает городскую среду.
Пешеходный переход здесь вернулся спустя 10 лет.
А ведь в 10 метрах "удобный и безопасный подземный переход", но люди предпочитают идти по земле. Это Новослободская.
Стоит отметить новые переходы на Пушкинской площади:
Как и другие примеры, Москва от этого не встала, как любят порой ванговать. Осталось всего-то научиться настраивать светофоры так, чтобы люди не ждали зелёный целую вечность и не переходили на красный.
… потому что никто в здравом уме не будет стоять больше 30 секунд, чтобы перейти три метра, а фаза стоит более 3 минут:
А вот на Воздвиженке не повезло: там вообще нет ни одного нормального перехода, всего один подземный, да и тот - даже без пандусов:
На Арбатской площади людей как заставляли спускаться в подземелье, чтобы пройти до метро или до пешеходных зон Арбата, так и заставляют:
Хотя всего в 200 метрах стоит светофор. Не нужно быть гением, чтобы понять, что новый синхронизированный светофор не стал бы помехой для движения, если чуть дальше поток и так останавливается.
Но вернёмся к позитивным изменениям, которые коснулись Бульварного кольца, где были восстановлены прямые связки бульваров:
Хотя на этом основные новшества для пешеходов и заканчиваются. Хотелось бы порадовать чем-то велосипедистов, но в этом году были сделаны лишь заделы под будущую велоинфраструктуру:
Зато большая работа была проведена с общественным транспортом. На Бульварном кольце наконец-то появились трамвайные платформы, теперь пассажиры не будут выходить прямо на дорогу, а водители точно снизят скорость перед остановкой за счёт искривления траектории:
Обидно, правда, что платформы были сделаны с заложенной ошибкой: их можно было бы подвинуть ближе к трамваю, а в итоге там огромная щель, куда с лёгкостью можно провалиться.
На Арбатской площади изменили схему движения, чтобы автобусы с Нового Арбата быстрее проезжали площадь, сразу выезжая на Гоголевский бульвар, остальной же транспорт пустили через следующий поворот:
Для этого поставили даже специальный светофор с дистанционным управлением из кабины автобуса (такое, кажется, впервые применяется на наземном транспорте в Москве):
Плюс поставили множество временных знаков, информирующих водителей об изменениях, чтобы никто случайно под кирпич не заехал (до этого стояли полицейские, но, видимо, им это быстро надоело). Это хорошо, но что-то подсказывает, что когда их уберут, то многие всё равно начнут поворачивать - просто стандартные знаки давно уже не имеют цель проинформировать водителей, а скорее висят для порядка (зачем стрелка с предупреждением о людях, если там даже поворота нет? а ключевой знак проезда только прямо вообще в конце воткнули):
Тут надо сделать небольшую ремарку, сказав, что со знаками как был зоопарк, так и остался: их ставят кучами, из-за чего они просто перестают считываться, выполняя роль визуального мусора. Это все наши знаменитые ГОСТы, теперь хлебаем полной ложкой.
От многих уже слышал мысль, что водители в Москве не воспринимают знаки, игнорируя их, ориентируясь, в основном, на разметку:
На Малой Дмитровке появилась мини-выделенка от Настасьинского переулка до Бульварного:
Выделенная полоса на Воздвиженке:
Появилась А-полоса на Таганской улице. Её особенность, что она не прерывается постоянными заездами во дворы или на второстепенные улицы - все повороты происходят сразу из второго ряд. Правда смысла в ней не всей протяженности улицы не вижу, только ближе к перекрестку с Абельмановской улицей. Из-за выделенки улица лишилась нужной парковки.
Вообще, практика прерывания выделенных полос ради любого заезда свойственна загородным трассам, а не улицам, где действует приоритет общественного транспорта. Так делают практически во всех городах мира, в России же такое давно существует в СПб. Кроме того, принцип ничем не отличается от поворотов в случае прохождения трамвая справа от проезжей части. Теперь получится сделать адекватный контроль камерами за А-полосой, отчего общественный транспорт поедет значительно быстрее.
И переходим к самым значительным изменениям этого года: проколам Садового и выделенной полосе Кремлёвского кольца.
На Садовом будут сделаны новые связки для общественного транспорта в районе Долгоруковской-М.Дмитровки и Баррикадной-Б.Никитская. Когда-то они там уже были, но в своё время город создал своими руками грабли, сделав участки бессветофорными. Долго шли разговоры о возвращении этих связей, и, наконец-то, ошибки решили исправить:
Перепробеги общественного транспорта из-за закрытых проездов
На Кудринской площади светофор уже стоит, но пока не подключен. Точнее, его включали, но при этом образовались огромные пробки. Теперь выключили, видимо, идут дискуссии внутри ЦОДД по поводу того, как этот светофор настроить, чтобы коллапса здесь не устроить. Кстати, это решение позволило организовать упомянутые выше пешеходные переходы. Да, новые переходы через Садовое кольцо и не под землей.
На Долгоруковской пока только задел в виде прокола и стоек светофоров:
И вишенка на торте: противошёрстная выделенная полоса на Кремлёвском кольце. Конечно, планировали изначально сделать её двухсторонней, но не срослось. Долгие годы все ждали возвращения здесь движения в двух направлениях, более 20 лет из-за чьей-то транспортной безграмотности страдали жители, находясь в общественном транспорте, наматывающем круги вокруг Кремля. Теперь эта выделенная полоса позволит перезагрузить общественный транспорт в центре, в разы улучшив транспортную доступность. Обратите внимание, тут использована вариация вафельницы для того, чтобы обозначить место, на котором не стоит стоять в пробке, чтобы не мешать автобусам.
Это не просто шаг вперёд, а целый прыжок.
Хотелось бы верить, что рано или поздно улице
вернут двухстороннее движение для всего транспорта - это позволит сделать наконец-то из недошоссе у стен Кремля нормальную улицу. Движение по городу от этого станет удобнее, снизятся перепробеги. А пока запуск этой и других выделенных полос запланирован на 1 октября.
Подытоживая, можно сказать, что строительный год был весьма плодотворен. В первую очередь позитивные изменения коснулись общественного транспорта: суммарно за лето было сделано больше, чем за предыдущие годы. Автомобилистам наконец-то делают продуманные связки, а не исходят из принципа «накидать асфальт, сделав дорогу шириною в поле», благодаря чему движение становится равномернее, безопаснее и более продуманным с точки зрения водителя.
К сожалению, по пешеходам хотелось бы еще больше, но положительная тенденция намечается. Вообще, развивать общественный транспорт в отрыве от пешеходной инфраструктуры нельзя - возникает проблема последней мили, когда у тебя есть отличный общественный транспорт, но к нему элементарно нет удобных подходов. Именно такая ситуация, в частности, может произойти на Кремлёвском кольце, Тверской или Новом Арбате, где нет нормальных наземный пешеходных переходов. Из-за этого, к слову, возрастает аварийность, так как люди пытаются перебежать улицу, вместо того, чтобы просто перейти по безопасной зебре:
Перекресток Моховой и Большой Никитской. Здесь как воздух нужен наземный переход.
Так что работы по очеловечиванию Москвы и приведения в порядок транспорта ещё очень много, но в целом, оно того стоит.
Пост подготовлен совместно с Аркадием
gre4ark Гершманом.