Зальцбург - не Mozartkugel’ем единым

Apr 11, 2018 17:42

Эта статья была написана уже почти год назад (поездка была 11 июня 2017 года), но до сих пор у меня не было ни времени, ни главным образом желания (почему?) ее выложить. Но все-таки, думаю, что надо.

Я хочу рассказать вам об одном из красивейших мест, расположенных неподалеку от Мюнхена - о Зальцбурге, городе-празднике, городе сладкоежек.

Прежде чем поехать в Зальцбург, я решила по уже хорошей традиции заказать пакет брошюр на официальном сайте . Какого же было мое удивление, когда я узнала, что бесплатно могу заказать только 7 брошюр, а не все, что есть. Германия, видимо, меня избаловала своими информационными пакетами, с другой стороны, я спокойно выбрала то, что мне было действительно необходимо. К сожалению, я должна признать, что получить свои брошюры мне удалось только со второго раза - первая посылка не пришла, так что имейте в виду такое возможное развитие событий.

Мы решили, что поедем пораньше, чтобы успеть побольше, поэтому выбрали поезд в 7-55. Направление в Зальцбург обслуживает не DB, а Meridian-Bob, поэтому нужно купить билет Guten Tag Ticket за 27 евро на двоих (сейчас посмотрела, а билет стоит уже 29 евро). Билеты продаются в желто-синих автоматах, которые можно встретить по пути к 10 пути, с которого обычно отправляются поезда в Зальцбург. Имейте в виду, что 10 путь находится довольно далеко, поэтому приходите заранее и сядьте в ту часть поезда, которая идет в Зальцбург - обращайте внимание на надписи на вагонах.

Народу было не очень много, доехали мы прекрасно без сутолоки и толкотни. Садится можно и справа, и слева - везде прекрасные виды.

На зальцбургском вокзале чисто и аккуратно, никаких подозрительных и странных личностей замечено не было - после мюнхенского вокзала такое различие сразу бросается в глаза. За эту поездку мы насчитали еще несколько различий, о которых я расскажу позже.

А пока мы вышли с вокзала, весело смеясь собственным шуткам о том, что вот, наконец-то, выехали за границу, сразу и чище, и воздух свободы! А ведь так и есть: чисто даже на вокзале, да и на улицах - одни белые лица, если не считать попрошаек у церквей.

Мы отправились в центр. Нашим первым объектом был дворец и парк Мирабель. Дорога заняла у нас 15 минут - мы шли прямо по Lastenstraße, плавно переходящую в улицы с другим названием.

В 10-00 мы уже стояли у St. Ändre Kirche. Осмотреть церковь нам целиком не удалось, так как начиналась служба, но запомнились яркие росписи в алтарной нише.

Мы перешли дорогу и через небольшой сквер со скульптурой, которую мы приняли со спины за «Три грации» (на деле оказалось, что это две грации и молодой человек), и памятником миру, зарастающим растительностью, мы вышли на пригорок, заросший розами, откуда открывается удивительный вид на сад Mirabell (во дворец Мирабель можно зайти, но мы как-то упустили это из виду ) и крепость Hohensalzburg. Как же тут красиво, особенно сейчас, в середине июня, когда цветут розы! Вдоволь налюбовавшись, мы спустились вниз, мимо двух единорогов и подошли к пегасу. Справа от него - два льва. Надо пройти по ступеням, которые они охраняют и затем пройти вперед, по мостику, чтобы попасть в небольшой тенистый уголок со скульптурами карликов. Если у роз было столпотворение, то здесь - тишина и покой.

Обойдя сквер вокруг, мы вновь вернулись в нарядный парк. Заиграла музыка, послышался плеск фонтанов, вокруг - розы и узорчатые ковры из цветных камушком - это праздник! Тут же мы заметили элегантно одетых пожилых дам (бабульками их назвать язык не поворачивается) - туфли, аккуратные и стильные платья или юбочные костюмы, на шее нитка жемчуга или платочек, седые кудри - да, не встретишь в нашем Мюнхене таких аккуратных и очаровательных пожилых женщин! Мы сразу заметили, что в Зальцбурге одеваются лучше, а в магазинах выбор вещей куда интереснее, чем в витринах Мюнхена (так как было воскресенье, то у нас была возможность оценить лишь витрины).

Немного разрухи из Зальцбурга

Мы отправились дальше, зашли в большую снаружи, но камерную внутри Dreifaltigkeits Kirche, где тоже шла служба (и было множество прихожан!); обошли по кругу площадь, чтобы все-таки увидеть в современной скульптуре на площади очертания Моцарта и его возлюбленной; заглянули во двор дома, где жил Моцарт; завернули на Schwarzstrasse, чтобы посмотреть комплекс зданий, выделенный на карте (Mozarteum, Marionettentheater, Landestheater), после чего отправились к Kapuzinerberg, но предварительно заглянули в магазин и кафе Sacher. Мы еще не проголодались, но нам было интересно посмотреть цены. Магазин находится на углу Schwarzstrasse и Josef-Friedrich-Hummel-Straße. Цены в магазине довольно кусачие (средний Захер-торт стоит около 44 евро, но есть и совсем маленькие тортики), но зайти полюбопытствовать стоит. Затем мы ознакомились с меню в кафе, которое находится дальше по Schwarzstrasse. Кусочек торта - 6,90. Мы решили, что еще не созрели до посещения кафе, поэтому пошли к горе.

Лестницу к монастырю мы нашли легко и быстро - есть указатель. Подъем не очень тяжелый и не очень долгий, однако, если вы не любите лестницы, то можно подняться по асфальтовой дорожке с другой стороны. Во время подъема мы встретили небольшую уединенную часовню.

Поднявшись, мы не сразу пошли на главную смотровую площадку, а прошли немного вперед, где была вторая смотровая площадка, менее оживленная и со свободными скамейками. Поэтому мы здесь сделали перерыв и съели свою еду, чтобы она не испортилась на жаре (с 11-10 до 11-25). Вид открывается замечательный!

Поев и отдохнув, мы осмотрели Голгофу, зашли в монастырскую пустынную церковь и осмотрели памятник Стефану Цвейгу.

Только после этого мы вышли на главную смотровую площадку, чтобы увидеть город во всей красе, а на заднем фоне - заснеженные вершины гор. Здесь также есть скамеечки, а чуть пониже - даже столы. Потрясающая красота!

К 11-40 мы спустились с лестницы и отправились на другой берег города.

Первым делом мы пошли в кафе Tomaselli. Я была в нем очень-очень давно, но мне непременно хотелось вновь здесь побывать и выпить вкуснейшего кофе! Мы зашли внутрь, выбрали понравившееся нам место - у окна, на диване, и стали читать меню. Здесь подают кофе, десерты, мороженое. Не стоит искать в меню салатов и ланчей, как это делала пожилая американскя пара (вот еще одна характерная черта Зальцбурга - огромное количество англоговорящих туристов), ищите кулинарные наслаждения иного рода!

Мы выбрали Tomaselliums Café (7,50) и Melange (4,20), а также взяли два кусочка торта - зальцбургский торт (3,80; очень нежный, воздушный, с легкой кислинкой, тончайшим тестом и небольшим количеством варенья) и трюфель (3,90) - хороший, шоколадный торт, малость суховат, но вкусен.  Каждое кофе подают со стаканчиком воды, на небольшом подносе. Мое кофе (Melange) было не слишком крепким, со сливками - очень вкусным и с чуть кисленьким тортом - восхитительно. Кофе Tomaselliums было крепче и более горькое, но какой же вкусный Моцарт-ликер! Проведя здесь полчаса (с 12 до 12-30) мы получили истинное удовольствие - здесь все очень гармонично и умиротворяюще - старинный интерьер (кафе работает с 1700 года), деревянные панели, часть из которых украшена узорами и картинами в технике маркетри, люстры, картины, зеркала, плетеные стулья, официанты в белых рубашках с бабочками и девушка в черном платье и белом переднике, которая носит на огромном блестящем подносе сласти, предлагая их посетителям. Во всем этом есть своя прелесть и очарование! Для желающих греться на солнышке есть терраса.

Отсюда мы отправились на Getreidegasse, проходя мимо ратуши и рассматривая витрины с одеждой. Эта улица - сама по себе достопримечательность - множество интересных вывесок (обратите внимание на стилизованную под старину вывеску McDonalds!), а в конце - церковь на фоне горы. Заходите во дворики, любуйтесь красотой и просто отдыхайте! На этой улице множество кафе и сувенирных лавок, а также есть кафе с самым дешевым в городе мороженым - 1шарик=1евро, но мы не пробовали, но и дешевле потом не видели.

Мы же шли по этой улице со вполне конкретной целью - Cafe-Konditorei Fürst (дом 47). Как позже выяснилось, напротив кафе Tomaselli тоже есть магазин и кафе этой фирмы, где можно не только купить конфет, но и выпить кофе с пирожным - обратите внимание на Brodgasse 13. А на Churfürststraße, в арке-проходе, где улица переходит в Universitätsplatz, тоже есть их небольшой магазин, а также выставка в витрине о производстве конфет.

А мы пришли в небольшой, прохладный магазин в конце улицы, рядом с церковью в 12-45. В магазине можно купить конфеты по штучно, а можно коробкой. Рядом с кассой висит плакат, на котором написан состав фирменных конфет. Так как мы уже пробовали настоящий Mozartkugel (1 штука - 1,30) в серебряном фантике (спасибо нашим друзьям, угостившим нас), то в этот раз взяли две другие конфеты - Bach Würfel и Fürst Trüffel, по 1,70 каждая. Обе конфеты оказались большими увесистыми кубиками, очень вкусными и шоколадными.

Небольшой полезный совет - не спешите покупать эти вкусные, но дорогие конфеты коробками; не спешите и скупать все конфеты в красных коробках компании Reber, а по возможности сделайте так: до поездки в Зальцбург зайдите в Мюнхене в Aldi, купить коробку в 200гр Mozartkugeln от Choceur за 1,99 (мне больше нравятся в темном шоколаде (Zartbitter)), продегустируйте эти конфеты, а затем попробуйте конфету в серебряном фантике за 1,30 и конфету в красном фантике (Reber) за 1 евро за штуку (продаются и в Spar и в других сувенирных магазинах) и решите, стоит ли переплачивать. Мы для себя решили, что переплачивать не стоит, что конфеты из Aldi нас тоже радуют своим чудесным вкусом, а на подарки они просто незаменимы. Если же вы решите, что вам больше нравится Reber, то не волнуйтесь - эти конфеты в избытке есть в Мюнхене в Karstadt  или Galeria Kaufhof, так что не стоит покупать коробки конфет в Зальцбурге, а потом ходить с ними по жаре по городу.

После того, как мы подкрепились конфетой, мы заглянули во двор Spielzeug Museum - двор выполнен в итальянском стиле, с аркадами, а стоявшая жара только усиливала схожесть с Италией. Не прошли мы и мимо входа в St.Blasius, которая оказалась прохладной темной церковью, но с ярко подсвеченным алтарем вдалеке. По Griesgasse мы вышли на набережную, по которой дошли до Markuskirche (13-00).

Войдя в эту барочную церковь, нам сразу бросились в глаза наши православные иконы и наш православный алтарь. Стоило нам присесть, как запел хор, красиво, проникновенно, наши православные молитвы. Очень необычно слушать наши песнопения в стенах барочной церкви. Как мы прочитали позднее, сейчас это украинская греко-православная церковь святого Марка, поэтому на фоне пышного барочного убранства, скульптур, стоят наши иконы. Правда смотрятся они довольно одиноко…

Побыв в церкви какое-то время, мы вышли из нее и попали на площадь, где стоит скульптура Моцарта, современная, а поэтому несколько уродливая, особенно кажущаяся таковой после красивого пышного храма.

Мы пошли по Gstättengasse, завернули к лифту, который поднимает к музею современного искусства, чтобы посмотреть мозаики с видами двух городов, один из которых - Зальцбург; а затем продолжили движение прямо по улице, любуясь домиками и достопримечательностями, скалами и видом крепости на горе. Так мы дошли до Max-Reinhardt-Platz. Впереди - крепость, а слева - небольшой сквер со современной скульптурой, в том числе и со скульптурой огурца (Furtwänglerpark)! Как это ни удивительно, но даже парад огурцов смотрелся здесь более-менее органично! Правда мне больше понравился фонтан с волосатым дедом…

Пройдясь по садику, мы вышли через проход в аркадах на Universitätsplatz, откуда сразу пошли в Universitätskirche. Храм - светлый, воздушный, словно соткан из облаков. Особенно удалось облачное убранство алтаря - глаз не оторвать! И с этой легкостью и воздушностью безбожно контрастирует современное искусство: изогнутые серые деревяшки, напоминающие лодки Харона; деревянный конус, а в центре - груда искореженного дерева, которая стойко ассоциировалась с грудами мертвых человеческих тел в концлагерях… А по-вашему, на что она похожа?

Не знаю, мне чуждо современное искусство в культовых сооружениях, я не могу этого принять - ни в Бургхаузене , ни в Байройте, ни здесь.

Также здесь проводилась акция - можно было на грифельной доске написать мелом, чтобы вы хотели успеть до своей смерти. Кто-то хотел BMW, а кто-то - любить людей безусловной любовью…

Вышли мы из храма со смешанными чувствами, и отправились вновь в наше кафе Tomaselli, чтобы посетить туалет (13-52), так как туалет у церкви оказался платным - 0,50, а монетки нужного достоинства у нас не было (монетку надо опускать в замок на самой кабинке).

С этого момента мы начали обход следующей части города, и прямиком отправились к Franziskanerkirche с очень необычным интерьером - «передняя» часть храма темная, а алтарная сверху - готическая, с характерным каркасным потолком, а внизу - богатые барочные ниши. Еще на стенах можно найти остатки старинных росписей, например, звездное небо и святой (издалека не смогла разглядеть).

Выйдя из церкви и сделав несколько шагов налево, мы оказались у входа во Franziskanerkloster, точнее его садик, рядом со входом в который висела памятная доска, что здесь когда-то лютовало Гестапо.

Мы зашли в сад и оказались в совершенно другом мире - тишина, море цветущих розовых кустов, гамаки, фонтанчики, столы и стулья, а также скульптуры и инсталляции - и все это так красиво, так празднично! А еще продавали домашние пироги, можно было выпить чашечку кофе в тени роз. Мы сидеть не стали, но взяли шоколадный пирожок, довольно пухлый, квадратный, а к нему нам положили еще один - тонкий шоколадный. Все вместе - 2 евро. Выбор пирогов, кухенов был иным, чем в обычных кондитерских, поэтому попробовать хотелось. Нам повезло попасть на "Gartentage in unserem Franziskanerkloster", которые проводились всего два дня - 10 и 11 июня, иначе бы мы не попробовали всех этих вкусностей.

Вдоволь налюбовавшись розами, мы отправились к роскошной Stiftskirche Sankt Peter, где каждый уголок - произведение искусства, а если быть внимательным, то можно увидеть старую кладку и росписи. Выйдя из церкви и пройдя через дворы, мы оказались на красивом кладбище (никогда бы не подумала, что скажу так) - у подножия скалы, среди роз, под ясным голубым небом!

Вскоре мы подошли к катакомбам (14-27), заинтересовались и купили два билета (2 евро на одного человека), а к билетам получили брошюру на русском языке (правда с многочисленными ошибками). Что мы увидели внутри: две старинные скальные церкви, в одной из которых можно посидеть и отдохнуть от жары в тени, а заодно и ознакомиться с текстом. Убранство этих двух часовен более чем скромно - скромные алтари, остатки росписей, ниши в скальных стенах. К часовням ведет высокая лестница с кривыми ступенями и низкими потолками, но зато с маленькой смотровой площадки открывается замечательный вид на город (стоя на площадке обратите внимание на колокол слева, обозначенный в брошюре, как «небольшой колокольчик»). Мы посещением остались довольны, но если вы не любите лестниц, и вам пещеры-храмы не интересны, то не мучайте себя.

На кладбище стоит небольшая часовня, по виду - довольно старая, но вот в ней - опять современное искусство! Какой-то кошмар!

Anton Thiel: Dekapitation  (Декапитация - это обезглавливание).

После этого мы вышли с кладбища прямо к пекарне, рядом с которой - мельничное колесо. Но так как было воскресенье, то монастырскую пекарню (самую старую пекарню города!) мы не посетили. Тогда мы вернулись на кладбище и вышли через другой выход, к фуникулеру, чтобы узнать его цену. 12 евро! На двоих это уже 24! Да, Зальцбург страшно дорогой и нацелен на то, чтобы с туристов получить как можно больше денег… К счастью, катание на фуникулере в наши планы не входило (хотя вроде бы в билет входит и посещение крепости, но в этом я не уверена), поэтому мы спокойно пошли в главный собор.

Не дайте себя смутить - вход в собор бесплатный, впрочем, как и выход. Служитель в будке скорее для взывания к вашей совести, чем для отбора денег у населения. Собор богат и торжественен, здесь есть на что посмотреть и чем полюбоваться. Не пройдите мимо нижней части - вход в нее слева от алтаря, правда будьте готовы к тому, что там летает некто с косой (к счастью, только тень), так что не пугайтесь!

Изучив все, что нам было интересно, мы вышли из собора, подошли к фонтану на Residenzplatz (предварительно заглянув во двор самой Резиденции, чтобы посмотреть фонтан в нише), зашли в St. Michaelskirche, после чего отправились к замку.

Мы шли следующим путем: по Kaigasse до Kajetanerpl. (15-35), где мы зашли в еще один собор. По дороге нам встретился Spar - удивительно, но в воскресенье он работал до 17 часов (вот и еще одно различие от Германии - не совсем в центре, не на вокзале, а магазин хоть как-то работает в воскресенье), правда цены в нем - высокие.

Нашей следующей целью было Stift Nonnberg, которое прославилось благодаря фильму «Звуки музыки» . Мы поднялись к нему по лестнице, подъем не долгий и не утомительный, а вознаграждены вы будете потрясающим видом на горы! Скамеек нам не досталось, поэтому мы сразу пошли в темную пустынную церковь, где за 0,50 можно было включить свет в отдельном помещении за стеклом, чтобы посмотреть романские росписи. Все-таки как я не люблю это жлобство и мелочность - 50 центов за просмотр живописи! Так ведь и еще одной монеткой надо найти, положить в щель для мелочи, затем нажать тумблер и - наслаждайтесь! А если нет одной монетки нужного достоинства, а посмотреть хочется? А вокруг - ни души? То, что же делать? Именно такими вопросами мы и задавались, пока не пришла группа американских туристов, которые монетку положили, одним взглядом взглянули и ушли, а мы остались рассматривать.

Росписей сохранилось мало, в не очень хорошем состоянии, но посмотреть - любопытно, хотя бы потому, что лики очень похожи на наших святых, на наши иконы и росписи в древних церквях.

Мы вышли из аббатства (16-00) и пошли по Festungsgasse, наслаждаясь видами на город, к замку. Идти хорошо - дорога широкая, асфальтовая, но и вверх поднимается…

Последний отрезок пути до замка - песчаный. Какого же было наше искреннее удивление, когда мы узнали (16-10), что вход в крепость платный - самый дешевый билет на взрослого - 9,20 (после 18 часов - 4,20). То есть даже просто погулять по двору и посмотреть стены - платно, а мы ведь и собирались только по двору погулять, а не по музеям ходить. Правда, мы не особо расстроились - за время нашей жизни в Баварии мы уже успели посмотреть столько замков, что без одного - точно переживем. Но цена нас все-таки поразила.

Дальше маршрут у нас был следующий: если смотреть на карту города, которую присылают в заказанных брошюрах (и которую можно просто скачать к себе на компьютер), то видно, что от крепости до музея современного искусства проложен красно-синий путь. Вот по нему мы и пошли. Довольно скоро мы дошли до Buffet zur Richterhőhe, после которого завернули направо по узкой тропе, чтобы подойти к Stupa (16-29), небольшому, но любопытному памятнику.

Затем вернулись на дорогу и пошли на смотровую площадку (16-37 до 16-55).

Как же там красиво - с одной стороны - горы, а с другой - вид на крепость! Здесь же есть скамейки, расположенные амфитеатром, поэтому места хватает всем, да и видно тоже всем. Но осторожно - трава некошеная, поэтому опасайтесь аллергии! Я уже писала в заметке про скансен Глентляйтен, что в июне растут какие-то метелки, от которых начинаются все признаки аллергии - заплывают глаза, появляются слезы и чихание.

По этому же пути мы дошли до музея, а потом немного плутнули - ушли в лес, а затем вновь вернулись к краю скалы.

Надо сказать, что дорога очень живописная, проходит по красивым местам и мимо старых крепостных стен и башен, которые придают дороге особый колорит. Со смотровых площадок открываются красивейшие виды на Зальцбург.

Но вот наша прогулка подошла к концу, и мы оказались у Müllner Kirche (17-46). Обратие внимание на то, что вход в нее со стороны Augustinergasse! Не повторяйте нашей ошибки не бегайте по кладбищу вокруг церкви в поисках входа.

Церковь красивая, но особенно мне запомнилось распятие над лестницей у входа в сам церковный зал - распятый Иисус, а вокруг ангелы - с губкой на копье, с молотком, с гвоздями…

Честно признаться, к этому моменту мы уже так устали, так изжарились на солнце (было очень жарко, более 25 градусов тепла), что церковь уже на ум не шла, а все наши мысли были только о пивной, что напротив. Мы предполагали, что выпьем по бокалу холодного пива и пойдем на поезд, но вышло гораздо интереснее!

Вход в Augustinerbräu (примерно 17-55)  находится практически напротив входа в церковь, мимо пройти сложно - вывеска привлечет ваше внимание.

Мы зашли внутрь - тишина; вышли на большую парадную лестницу с красивой фреской - тишина; ...

...спустились вниз и нашу усталость как рукой сняло - длинный коридор с разнообразными лавками с едой - салаты (правда довольно дорогие по 2,50 и дороже за 100гр), горячее: рульки, ребра, леберкезе, курицы, рыба (написано, что везут из Баварии - теперь мы знаем, кому досталась вся наша рыба!); сладости - глаза разбегаются!

Но где же пиво!? А пиво внизу - рядом с пивным садом под каштанами, в котором каштану негде было упасть, не то, что яблоку, от количества людей!

Мы походили, посмотрели, и решили сделать так: взять два пива (0,5л - 3,10), затем пойти наверх в залы, где было в разы меньше людей, взять еды из лавок и спокойно поесть. Так мы и сделали.

Сначала надо подойти к кассе, оплатить пиво. Затем подойти к шкафу, взять кружку нужного размера, подойти с ней к крану, ополоснуть кружку, а затем уже встать в очередь, чтобы вам налили пиво из бочки. Антуражно!

После мы пошли к лавке семье Pavlovic, где нам понравилось более всего. Мы взяли блюдо за 8,50, состоящее из свиных ребер, квашенной капусты и запеченной в фольге картофелине со сливочным соусом, а также мы взяли еще свиной живот с картофельным салатом и горчицей (9,74).

Какая же это вкуснота! Пожалуй, это одна из лучших и самых интересных пивных, среди тех, что мы посещали! Еда потрясающе вкусная, мясо нежное (ребра напомнили кафе «Бредовский двор»  в Праге), капуста нормальная, а не с огромным добавлением уксуса, так бы и съел целую миску, да с картошечкой! А пиво - прохладное, пенное, жаждоутоляющее, вкуснющее!

Посидели мы отлично, душу отвели, да наелись, отдохнули и получили огромное удовольствие! После этого мы еще раз прошлись по рядам и купили в кондитерской Raha два кусочка захера - черный-черный корж, толстый шоколад, на вид было очень много варенья. Один кусочек - 2,15. (Но вот на вкус оказалось ничего особенного - очень вкусный шоколад, а корж - суховат. Для себя я поняла еще одну вещь - я не фанат этого торта, не мое. Сколько бы их не пробовала - все не то. Вот «Лунный» из «Севера» - мой вариант, а Захер - нет.)

Медленно, шаг за шагом, побрели мы на вокзал (вышли в 19-08), куда пришли к 19-40. Мы были невнимательны, и смотря расписание, не обратили внимания, что в 20-00 идет поезд Railjet, на котором мы ехать не можем. Поэтому мы стали ждать нашего поезда, Meridian, который отходил в 20-20. Однако мы не пожалели, что пришли заранее - в поезде было много народу, под конец многие стояли.

Ну что я могу сказать? За этот день мы потратили уйму денег, но оно того стоило, ведь Зальцбург - город-праздник, город-мечта и город-торт, очень нарядный и праздничный.

Одевайтесь удобно, ходить придется много. Берите с собой легкий перекус и в жару обязательно воду, потому что магазинов не так то много, лучше взять все самое необходимое с собой. В жару не забудьте крем от солнца и солнечные очки, а зимой - одевайтесь потеплее, чтобы бродить по улочкам Зальцбурга и любоваться рождественской сказкой.