Впрочем, и не только церковная. История страны, где мы живем, история мира в целом... Но что такое эта история? Если только совокупность событий и фактов, когда из одного вытекает другое, то это еще ничего не значит, это только поверхность. А вот их смысл, их направленность, цель, и интерпретация этих фактов - дело весьма непростое. И даётся оно как минимум с накопленным жизненным опытом, с пониманием ещё и того, что интерпретация эта может быть очень различной и противоречивой, в полной зависимости от положения наблюдателя или того же интерпретатора, его мировоззрения и его собственных в конце концов интересов.
С годами и опытом становится яснее, что вся церковная история представляет собой сплошную борьбу и череду разделений, где каждая сторона видела себя правой, настаивающей на том, что истина только на ее стороне. В этом плане, действительно, каждая из противоборствующих сторон могла быть по-своему права. Но отсюда следует лишь то, что именно "по-своему", то есть, частично. Полностью чаще всего не была права ни та, ни другая. И то, что правота, законность, каноничность и т.д. ставилась выше любви и мира во Христе, как раз усугубляло эту неправоту во всех сторонах. За каждой из сторон были свои интересы - политические, идейные, культурные и т.д. За каждой были свои приверженцы и последователи. Позади каждой "дышали" вслед сильные мира сего. "Чья власть, того и вера" - увы, чаще всего этот принцип оказывался решающим вне зависимости от качества и истинности произведенного выбора за весь народ или отдельное сообщество христиан. Тот, кто побеждал внешне, количественно, устанавливал свою версию истории, которая становилась общепринятой и доминирующей. Кто проигрывал, соответственно, терял право на слово вообще. "The winner takes it all, the loser has to fall", как пелось в популярной песне АББА во времена моего детства.
То, что происходит в церковной среде практически с самого начала ("я Павлов", "я Аполлосов", "я Кифин" и т.д. - 1 Кор. 1: 12), особенно удивлять не должно. Хотя неизбежно наводит на вопросы типа следующих: так что, Иисус, провозглашая принципы жизни, относящиеся к Царству Божьему, был своего рода утопистом? Сам Он предлагал судить по плодам, Сам основал Церковь, обещав, что "врата ада не одолеют её", и вот, где в таком случае эти плоды?..
Однако нельзя забывать, что лёгкой жизни Он никому не обещал. И все разделения, бедствия, войны Им заранее были также предсказаны. И всё предсказанное - лишь "начало болезней" или, если еще точнее переводить, "начало мук рождения" (Мф. 24: 8). А с другой стороны, "Кто нас отлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим. 8: 35). Если по-настоящему любишь Христа, а не собственные благочестивые фантазии, не себя самого любимого, не свой комфорт, положение, авторитет, связи мирские или церковные, не "епископские склоки" и "всяческую елейность", как выразился о. Александр Шмеман в своих "Дневниках"... Но таких любящих много ли среди нас будет? А если нет, то на кого ж еще пенять, как не на себя самих. И по поводу всей 2000-летней христианской истории с этим весьма некачественным и подчас никудышным человеческим материалом тогда остаётся удивляться и поражаться, как вообще Господь ещё что-то делает с нами и являет нам неподдельную красоту людей, богослужений, взаимной любви и дружбы, без которых жизнь каждого стала бы и впрямь невыносимым адом? Как в этом материале появлялись удивительные святые, скорее, не благодаря, но вопреки всему?... Как в этом хаосе страстей, амбиций и конкуренции произрастало что-то живое, достойное вечности? Воистину, непостижим Божий промысл, и нет худа без добра.
Как только что написал один из моих хороших знакомых,
"Мировое православие за 1300 лет со времени последнего Вселенского Собора не смогло выработать внутри себя мировое православное (межцерковное) юридическое право. Как бы не нужно было, и теперь вот расплата за безкультурье... Что-ж, видимо придется пройти через болезненный раскол, чтобы осознать последствия исторической апатии и бездействия".
А еще, чтобы осознать последствия привычного для многих ощущения собственной "православной" правоты и триумфализма. Не все, конечно, осознают, но пусть хоть некоторые, чтоб им спастись.