""В одной сирийской провинции есть местечко Гонаг. В его окрестностях дети пасли скот. Однажды, когда они играли, кто-то из них предложил отслужить литургию, как ее совершает батюшка в местной церкви. Дети выбрали между собой одного быть священником, а двух других - диаконами. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камень, как на жертвенник, положили хлеб и глиняный кувшин с вином.
"Священник" стал перед жертвенником, а "диаконы" - по сторонам. Во время службы мальчик, служивший за священника, произносил молитвы литургии, а "диаконы" махали поясами, будто рипидами. Дети выбрали священником именно того, кто хорошо знал слова молитв. В их церкви дети во время литургии стояли перед алтарем и первые, после духовенства, причащались святых Таин. Священник же имел обыкновение громко произносить богослужебные молитвы, и дети, часто слыша молитвы, знали многие молитвы наизусть.
Когда дети кончали свою литургию и хотели было разделить хлеб, как это делал их батюшка в церкви, вдруг огонь ниспал с неба, сжег хлеб, глиняный сосуд с вином и даже испепелил самый камень, на котором они служили, так что ничего не осталось. Испуганные дети, попадали на землю и долго лежали, как мертвые, боясь даже шелохнуться.
Родители, удивившись, что дети не возвращаются домой в обычное время, отправились узнать, в чем дело. После розысков они нашли их, наконец, еще лежащими на земле. Дети не узнавали своих родителей и ничего не отвечали на расспросы. Взяв своих детей, родители отнесли каждого к себе домой. Все были в крайнем изумлении, видя детей в таком состоянии оцепенения. Только на следующий день дети стали понемногу приходить в себя. Тогда они рассказали о всем случившемся. Услышав такой странный рассказ, родители пригласили наиболее уважаемых жителей этого селения и пошли на место случившегося чуда.
Потом они поспешили к епископу и все по порядку рассказали ему. Епископ с духовенством тоже отправился на место происшествия. Выслушав от детей еще раз рассказ обо всем и увидев следы небесного огня, епископ постриг детей в иноки и на самом месте устроил монастырь. На месте, куда ниспал огонь, был построен храм и поставлен святой жертвенник. Поразительное знамение свидетельствует о величии таинства Евхаристии и о силе ее молитв.
Примечание: В истории Церкви известно несколько подобных случаев совершения Евхаристии мирянами. Вероятно, чтобы прислуживающие в алтаре не заучивали Евхаристических молитв, в современной практике священники читают эти молитвы тайно.
=========================================================================================
Мне думается, что это совсем не выдуманное происшествие может стать рядом со многими евангельскими знамениями, которые несут в себе глубокий смысл.
"Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет..." (1-е Петра 2, 9).
И печать этого священства несет в себе каждый христианин, крещеный, даже малый ребенок. Поэтому вопрос, кто может совершать Евхаристию, относится исключительно к дисциплине, к координации, к тому, что "все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14, 40). К выборности священства и епископата в том числе, которых поставляет Церковь, начиная с местных общин, потому как хоть печать священства носят все, но дар слова дан не каждому, дар общения и утешения в любви тоже распределен неравномерно. Жреческая каста - дань исключительно языческим или ветхозаветным временам, где священство было сословным и отделенным от остальных. Возврат к Ветхому Завету в христианские времена был по-своему неизбежен, но так давайте и будем называть его возвратом, отступлением в прошлое или компромиссом.
А насчет "тайных молитв" и нежелания их читать вслух - было бы нежелание, а повод для его оправдания всегда найдется. Еще император Юстиниан в одной из своих новелл предписывал, что молитвы на литургии должны читаться вслух неукоснительно все! В его время уже пытались читать молитвы литургии вполголоса или про себя. А прошло еще два века, и уже Максим Исповедник в "Мистагогии" подводит к этому богословское оправдание: священник - как Моисей на Синае, говорящий Богу наедине, а народ там где-то внизу и ничего не должен слышать...