В великопостной молитве, звучащей ныне на богослужениях, от лица каждого молящегося возглашается в том числе просьба о том, чтобы лучше видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего. Но что такое осуждение?..
За 18 лет священства, выслушивая многие разные исповеди и частые признания в осуждении, я со временем (около 10 лет назад) начал интересоваться, а как тот или та, кто признается в осуждении, понимает само это слово. И лишь только всё больше убеждался, что понимают многие совершенно по-разному. А как понимаете лично вы, что такое осуждение и когда оно проявляется?
Разные мнения и оттенки мнений по этому вопросу, судя по всему, неизбежны. Как и вообще по многим емким и базовым понятиям. Что, например, такое любовь? Многие чувствуют её как некую самоочевидную вещь, но не всегда могут выразить. И пониманий любви и её многочисленных оттенков также можно найти сколь угодно много.
Легче сказать, какое понимание осуждения явно не правильное. Если я с кем-то не согласен, притом это несогласие может быть острым, или я могу быть возмущен чьим-то поведением или каким-то отдельным поступком, значит ли это, что я непременно осуждаю?.. Нет, совсем не значит. Должны ли мы непременно соглашаться с беззакониями вокруг нас? Или попустительствовать чьему-то хамскому поведению, закрывая на это глаза или отводя их в сторону под предлогом "неосуждения"? Очевидно нет. Да, мы не всегда можем или находим в себе силы выступить или вмешаться в подобные ситуации, но это уже другой вопрос (то есть, всегда ли бывает подходящее время для таких выступлений, или что лично я могу изменить в данном случае). Но делать вид, что меня это никак не касается, и благочестиво прятать, как страус, голову в песок, благоразумно ли и по-христиански?
Есть ведь в Евангелии рекомендация: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами свидетелей подтвердилось всякое слово..." (Мф. 18: 15-16). Разумеется, эта рекомендация касается прежде всего отношений внутри церковной общины, но в некоторых случаях вполне можно применить её и в светских коллективах, кроме, естественно, последующих призывов ("скажи церкви" или "да будет он тебе как язычник и мытарь"). Почему-то эти слова вспоминаются только в связи с разными ересями в воскресенье Торжества Православия... Но менее всего здесь речь идет о каких-то идейных и доктринальных конфликтах! Кроме того, слова "против тебя" отсутствуют в большинстве дошедших до нас древних списков, где читается просто: "если согрешит брат твой..." "Против тебя" лично - лишь частный случай; или же, если лично не против тебя, то уже и не надо совсем вмешиваться?
Итак, обличение позволяется и даже рекомендуется. Чем оно отличается от осуждения? Разумеется, мотивацией и внутренним состоянием того, кто берется обличать. По форме, по сказанным словам то и другое может быть совершенно одинаковым. По сути - разнонаправленным. Одни и те же слова, резкие или не очень, можно произнести как с осуждением, так и без. Всё зависит от внутреннего состояния. Если оно не мирное в том смысле, что мы полны злобы или гнева, когда вышли из себя (мира как безмятежного и совершенно спокойного состояния тут заведомо не предвидится, но и не о таком мире речь), то лучше за обличение не браться. Если беремся обличать без сочувствия и попытки понять человека, мы скорее его осудим. Если обличаем пристрастно, предвзято, несправедливо - аналогично. Обойтись ли иной раз совсем без возмущения внутри? Вряд ли это реально, но само по себе возмущение может быть вполне уместным и неизбежным. И это еще не свидетельствует об осуждении. Иначе тогда Христос только и делал, что осуждал, говоря весьма резкие слова в адрес самых "православных" людей того времени, фарисеев и книжников. Кстати, любопытно отметить, как в одном случае Он предупреждает, что "кто скажет: "безумный"(Μωρέ), подлежит геенне огненной" (Мф. 5, 22), а в другом Сам говорит: "Безумные и слепые" (μωροι και τυφλοί - Мф. 23, 17).
Нам со стороны часто может казаться, что другие кого-то осуждают. И это тоже отнюдь не всегда ясно и очевидно. Мы не всегда можем судить о внутреннем состоянии и о мотивах других людей. И если нам иногда и самим не вполне ясно, осуждаем ли мы или просто отвергаем конкретный поступок человека или его поведение, то тем более не можем судить об этом за других.
И еще, очень часто любят цитировать известные слова из Нагорной проповеди "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 2). И к месту, и не очень. И, как правило, забывают о дальнейшем продолжении этой фразы: "ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Так вот, в этом-то всё и дело - в той мере, с которой мы беремся судить. Справедлива ли эта мера, взвешена ли она, обоснована и т.д. Вообще не судить, не оценивать, - не возможно. Но мы часто имеем крайности или полярности в российской действительности - либо люди боятся или избегают хоть слово сказать, в том числе, чтобы "по-православному" и благочестиво сохранить себя чистенькими, либо, наоборот, пускаются во все тяжкие и клеймят оппонентов направо-налево...
Согласны ли вы с выше написанным, и захотите ли дополнить?