Добрый вечер! Я понял, почему я перевожу статьи. Говорят, что Пушкин, когда женился, месяц ничего не писал))) Я, конечно, не Александр Сергеевич, пишу прозой. И то не пишу, а пересказываю. И то не своё, а чужое. Тем не менее : )
Статья называется "Делать или не делать - вот в чём вопрос". Её автор на фото -
Серж Беддингтон Бехренс (Serge Beddington Behrens) - коуч, психотрепаевт и так далее по списку... Ему задали вопрос, который мне оч. понравился. Ответ я перевёл.
Вопрос: Дорогой Серж, я очень озадачен следующим вопросом. Некоторые учителя считают, что нам нужно прикладывать много усилий, если мы хотим чего-то достичь. В то время как другие предлагают нам не стараться, утверждая, что усилия исходят от эго и, в конечном счёте, никуда нас не приведут. Так что же мне делать? Как я могу чего-то достичь в духовном плане, не прикладывая усилий? Я в замешательстве и жду твоего ответа.
Ответ: Мне очень близка ваша диллема. Думаю, вы соприкоснулись с чем-то очень важным. Однажды я занимался у учителя, который был сторонником сразу обоих подходов. Некоторым своим ученикам он говорил: «тебе нужно хорошенько попотеть»; в то время как другим он предлагал сдаться и не упорствовать. Поначалу это повергло меня в замешательство, однако со временем я обнаружил, что эти два способа внутренней работы нужны в разное время в зависимости от: a) нашего типа личности b) того, какой у нас жизненный путь (живём ли мы «вовне», действуем, или же больше времени находимся «внутри себя») и c) того, на каком этапе этого жизненного пути мы находимся.
У Нины Симоне есть песня о том, что всему есть своё время*. Эти строки - и про духовное развитие тоже. На мой взгляд, настоящее искусство заключается в знании того, что нам необходимо в каждый конкретный момент времени. Иными словами, иногда нам действительно нужно постараться и сделать над собой усилие. Например, нам не обойтись без усидчивости при изучении священных писаний. Когда приходит время для медитации, нам так хочется посмотреть телевизор… но мы садимся и медитируем. Нам приходится работать над тем, чтобы становится более беспристрастными и вести себя доброжелательно по отношению к другим, что бы у нас не было на душе в это время. Всё это требует сознательного усилия и намерения и, на мой взгляд, является очень важным.
Однако иногда наша духовная работа заключается в том, чтобы остановить такого рода усилия и просто позволить себе быть, стать более восприимчивым. Это необходимо для того, чтобы мы могли усвоить опыт, полученный в результате наших стараний.
Я думаю, что когда мы находимся в начале нашего духовного путешествия, нам нужно много делать и прикладывать усилий, независимо от нашего жизненного пути и характера. То же самое касается всего нового, когда мы пытаемся оторваться от привычного образа жизни. Без первоначального усилия ничего не произойдёт. С точки зрения духовного развития, если мы прикладываем усилие, мы искренни в своём намерении. Когда мы стараемся, духовные силы помогают нам и поддерживают нас. Как сказал один духовный учитель, если мы делаем два шага вперёд, дух делает один шаг нам навстречу - и мы не встречаемся. Если мы делаем три шага, дух делает нам четыре навстречу - и у нас появляется шанс. Но если мы делаем четыре или пять шагов навстречу Богу, Бог сделает шесть или семь шагов навстречу нам и встреча будет наполнена радостью.
Тем не менее, если мы только прикладываем усилия, на каком-то этапе жизненного пути мы почувствуем себя ограниченными, потому что некоторые важные трансформации просто не могут произойти через усилие, пока мы не откроемся и не получим всё то, к чему были направлены наши старания. Мы можем увидеть это на примере взаимоотношений. Например, если я всё время что-то делаю в отношениях, тогда я не позволяю себе наслаждаться своим партнёром и пространством, которое мы оба создали. Я не позволяю своей более восприимчивой, женской части проявить себя. Другими словами, если я только даю, даю, даю, то мой партнер не может ничего дать мне взамен, я не позволяю любви между нами стать глубокой.
Добродетель «позволения быть» я открыл для себя много лет назад, когда отправился в Индию учиться у Мастера, исповедовавшего принцип «Отпусти, оставь поиски. Позволь Богу». В то время я был в сильном дисбалансе из-за того, что пытался слишком много делать. Вероятно, я не очень доверял жизни и не верил, что что-то может произойти без моего участия. Как бы то ни было, пребывая с этим замечательным человеком, я получил урок «неделания». Я приехал в ашрам с кучей книг. У меня на счету была каждая минута, т.к. я оставил своё преподавание и работу психотерапевтом. «У меня будет возможность о многом поразмышлять, время попусту не пройдёт», - думал я. Чего я не принял во внимание, так это присутствие учителя рядом, благодаря которому мои «благие намерения» рухнули. Во время нашей первой встречи он сказал, что я слишком активен и не позволяю проявиться своей глубине. «Ты так много думаешь, что не позволяешь себе меняться. Ты ничего не знаешь о том, что тебя окружает, ты барахтаешься на мелководье». Это было очень неприятно слышать, но это была правда.
Следующие несколько месяцев эта правда стала всплывать на поверхность. Мой активный ум, который буддисты называют обезьяньим и говорят, что он стоит на пути у более глубокого ума, был сражён наповал. Несмотря на то, что моё эго сопротивлялось происходящему, я не мог ничего поделать. Я не был в состоянии даже ясно мыслить. И, конечно же, я не мог медитировать. Таким образом, я просто завис. Книги, которые делали мой багаж неподъемным, я так ни разу и не открыл. Я проходил процесс, который впоследствии оказался очень важным в моей духовной работе - одним из очищающих и опустошающих. Происходило то, что может случаться только при полном отсутствии усилий.
Не то, что бы в этом не было внутренней борьбы - она была, но эта борьба оказалась другого качества. Это была попытка остаться осознанным со всеми обезьяньими мыслями, которые возникали в голове. Я всё больше сходил со своего прежнего пути, чтобы позволить себе открыться духу.
С точки зрения внутреннего развития эти несколько месяцев, вероятно, оказались самыми полезными в моей жизни. Я отчётливо увидел, насколько мой старый стиль жизни, полный усилий, нуждался в изменении. Он отвлекал моё внимание и не давал заглянуть вовнутрь себя. Впервые за долгое время, я смог стать более открытым и почувствовать себя человеком.
Есть ещё одна важная деталь. Не думаю, что я бы смог сдаться, если бы не прошёл перед этим этап, когда мне пришлось много работать. Когда я только начинал своё духовное путешествие, мне было 20 лет. Если бы я в тот момент пошёл в ашрам, скорее всего, от этого было бы мало толку. У меня не было ещё достаточной структуры, чтобы сдаться. Меня бы просто поглотили бессознательные страхи и поток эмоций. Я проработал несколько своих самых сильных страхов и неврозов, стал лучше чувствовать и осознавать себя - и оказался готов к капитуляции. Парадоксально, но нам нужно хорошее эго, чтобы мы могли сдаться, чтобы стало безопасным освободиться от идентификации с ним. В духовном путешествии важно понимать, что нам не нужно лишаться эго. Постепенное ослабление эго должно случиться в нужное время. Когда мы готовы. (Многие серийные убийцы и педофилы - это люди, у которых недостаточно развито эго. У них слабая структура - вот в чем их проблема ). Также интересно отметить, что все, кто были со мной в ашраме Мастера в то время, были уже далеко не новичками и прошли какой-то этап в своём духовном развитии.
Я думаю, духовная работа требует и усилий, и отказа от них одновременно. Помните молитву «Да будет воля твоя на земле, как на небе»? Сдаться важно, если мы стремимся к обретению глубокой духовной силы и любви. И у нас должны быть ясные намерения относительно этого. Проблемы начинаются, когда мы обращаем внимание только на одну полярность, концентрируемся на одной части спектра, когда нам необходима другая. У своих студентов и у себя я наблюдаю, что обе полярности по мере взросления начинают интегрироваться. Например, сейчас я пишу книгу, и для этого мне нужна усидчивость. В то же время, когда я окунаюсь в работу, мне нужно сдаться духу, чтобы в моей работе появилось место творчеству. Со временем я всё меньше провожу различие между тем, чтобы делать и быть.
На мой взгляд, если мы хотим, чтобы наша жизнь была сбалансирована (а для меня это важно, потому что так мы действительно можем быть людьми), тогда наш вызов заключается в том, чтобы объединять обе полярности, пока они со временем не сойдутся в одну точку внутри нас, тогда мы научимся делать и просто быть одновременно.
*имеется в виду песня «Turn! Turn! Turn!» из альбома Nina Simone “To Love Somebody” (1969) - прим. переводчика
Оригинал статьи здесь -
http://www.sergebb.com/To_Do_or_Not_to_Be.htm