Указ 4 октября 1652 года «Об отводе земли под строения в Немецкой слободе» устанавливал порядок расселения иноземных людей разных сословий за Земляным городом. Таким образом, основывалась Новоиноземная слобода - вновь созданное московское предместье на правом берегу Яузы.
По указу 1652 года, не желавшие креститься по русскому обряду, были обязаны выехать за Покровские ворота вместе со всем имуществом.
На стороне православной церкви было государство: по закону царя Алексея Михайловича, не отменённому Петром, за пропаганду своей религии всем иноверцам предусматривалась высшая мера наказания - смертная казнь.
Среди иноземцев лютеранского вероисповедания (в большинстве своём немцев) времён Алексея Романова были лица разных профессий и специальностей. Некоторые из них занимались культурно-просветительской деятельностью.
Большой вклад внесли немцы в становление русского театра, начальный период истории которого связан с основанием в конце XVII - начале XVIII веков придворного и школьного театра. Задолго до первой в России театральной постановки (1672) царь Алексей Михайлович пытался организовать театр, давая иноземцам поручение найти в немецких землях мастеров и приглашая в Москву из Курляндии, Швеции, Пруссии музыкантов и людей, «которые умели бы всякие комедии строить». После неудачных попыток по устройству театра царь дал распоряжение найти подходящих людей в московской немецкой слободе, и подготовка первого спектакля была поручена пастору лютеранской церкви Иоганну Готфриду Грегори. Этот европейски образованный человек, знакомый с немецким и голландским театром, стал создателем первого спектакля русского театра. Пьеса «Артаксерксово действие» была написана И. Г. Грегори в соавторстве с лейпцигским студентом-медиком Лаврентием Рингубером на немецком языке. Ее перевели на русский язык переводчики Посольского приказа, поставили иноземцы, участники школы И. Г. Грегори и сыграли на русском языке в присутствии царя.
В постановках первых пьес русского театра участвовала не только школьники Немецкой слободы, но и русские отроки. К иноземцам же в Немецкую слободу русские люди ездили советоваться, как «потешные дела» устраивать.
Слобода в царствование Алексея Михайловича вновь расцвела, здесь проживало до 1100 протестантских семей, появились кирхи, школы, театр. Именно здесь юный Пётр знакомился с европейской культурой.
Период царствования Петра I (1682-1725), занимает особое место в истории немцев в России. Его самого называли «учеником Немецкой слободы». Второе переселение немцев началось ещё при Петре I. Переселение осуществлялось на основе Манифеста от 10 апреля 1702 года, который положил начало систематическому привозу иностранных специалистов в Россию. На призыв Петра I переехать в Россию откликнулись десятки и даже тысячи военных, учёных, учителей, художников, архитекторов, вставших под знамёна молодого царя помогших ему «прорубить окно в Европу» и построить новую столицу Российской державы. Примечательно, в эпоху Петра I в Петербурге проживало 70 тысяч человек, в том числе много иностранцев, преимущественно, немцев.
В первые десятилетия XVIII века реформы императора коснулись всех сфер общественной жизни России. Привлечённые манифестом Петра, иностранные военные и гражданские специалисты устремились в Россию. В большинстве своём это были выходцы из германских государств. Наряду со знаниями иностранцы делились с русскими своими обычаями, нравами, устоями.
«В истории культурных отношений Германии и России на рубеже XVII - XVIII веков есть один факт почти уникального характера. Речь идет о достаточно близком личном знакомстве и переписке Петра I и его приближенных с крупнейшим философом раннего европейского Просвещения Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). До самой смерти Лейбниц с огромным вниманием относился к разносторонней деятельности Петра I, с которым он впервые лично встретился вблизи Ганновера в 1697 году. Всего исследователи насчитывают до пяти встреч (1711, 1712, 1716, 1716) Лейбница с Петром I, сохранилась и масса самых разнообразных документов, свидетельствующих о понимании Лейбницем высокого исторического предназначения России и его стремлении всемерно способствовать осуществлению этого предназначения» [А. Гугнин].
Первым среди великих европейских ученых (среди них был и Исаак Ньютон) Лейбниц «положил начало традиции признания России великими культурными деятелями западноевропейского мира; он служил ее коренным, жизненным интересам столь преданно и умело, как никто другой до него» [Чучмарев В.И. - С. 42]. При ближайшем знакомстве действительно поражает то огромное количество разнообразных идей и практических проектов, которые Лейбниц пересылал непосредственно Петру I или его приближенным: от чисто научных планов организации Академии наук с разветвленной системой целенаправленных исследований до самых разнообразных технических, экономических и военных проектов и усовершенствований. Даже идея замены старинных приказов коллегиями, как свидетельствует С.М. Соловьев, зарождалась у Петра I не без влияния Лейбница: «Знаменитый Лейбниц писал Петру, что хорошее правление может быть только при условии коллегий, устройство которых похоже на устройство часов, где колеса взаимно приводят друг друга в движение. Сравнение не могло не понравиться Петру, который именно стремился к тому, чтоб русские люди во всем приводили друг друга в движение, ибо все зло происходило от разобщенности колес» [Соловьев С.М. Т. 16. - С. 454].
Специалисты из Германии участвовали в становлении торговли и ремёсел, медицины, образования. Не без их участия многие отрасли промышленности России (горнодобывающая, металлургическая, оружейная) были подняты на должный уровень. При участии немцев открывались новые медицинские и образовательные учреждения не только в Москве, но и в других городах. Дворянское сословие отправляло сыновей на обучение языкам, математике и другим наукам в приходские школы Немецкой слободы или нанимало репетиторов-немцев.
При Петре расцвет Немецкой слободы продолжался. Откликнувшиеся на его Манифест немцы (и в их числе много голландцев) дали мощный импульс развитию в России военного дела, промышленности, строительства, медицины, изящных искусств, науки, педагогики, создали первую Академию и гимназии. Они же заложили основы современной русской словесности. В составе российских полков и на русских кораблях служило немало немецких офицеров, сражавшихся и отдававших жизнь во славу России.
В 1682 г. из всего населения Москвы в 200 тыс. человек, иностранцы (немцы в большинстве) составляли 18 тыс. человек. Всего же в России в годы царствования Петра проживало более двух десятков тысяч немцев, которые занимали важнейшие позиции в административном аппарате, в сфере образования, в промышленности, армии, при дворе и активнейшим образом содействовали проводимым императором реформам.
Немцы сыграли ключевую роль в становлении российской науки и отвечавшему стандартам того времени искусства. Особенно сильное влияние на российскую науку оказали немцы после открытия Санкт-Петербургской Академии наук в 1725 (на рубеже XVIII-XIX вв. для 71 из 111 академиков немецкий язык был родным).
Немецкие кирхи в России пользовались покровительством царя, который помогал им строиться. Считается, что Пётр I был основателем лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, освящённой в 1708 году во имя святых Петра и Павла. При ней была открыта большая гимназия, в которой готовились царские служащие. Пётр позволил построить и новую каменную кирху близ лефортовского дворца в Москве, названную именами св. апостолов Петра и Павла. По словам исследователя И. М. Сегирёва, возможно сам Пётр положил первый камень в её основание или вложил свои средства в её строительство. Установление лютеранской церкви в Астрахани связано с особым указом Петра, изданным в 1702 году, который был обнародован не только в российском государстве, но и в немецких землях. Помимо старых евангелических общин, существовавших в Москве, нижнем Новгороде, Туле, Казани, Архангельске, Астрахани, Санкт-Петербурге и Кронштадте, в царствование Петра Великого появились общины в Белгороде, Новопавловске, Петровске, Олонце и Тобольске. Со времени Петра началась и история отдельных сибирских лютеранских общин.
Занимаясь упорядочением деятельности государственного аппарата, Пётр I создал Синод, который вместо коллегии иностранных дел стал нести ответственность за лютеранскую, кальвинистскую и римскую церкви в России. В 1723 году Священному Синоду было поручено Петром собрать, перевести и напечатать катехизисы этих исповеданий. Царь планировал создание единой церковной организации для евангелическо-лютеранских общин во всей России. В 1711 году Пётр I назначил московского пастора Бертольда Вагеция суперинтендентом всех лютеранских общин. Вагеций первоначально создал устав для своей общины святых Петра и Павла, затем составил церковный устав для всех без исключения существующих в России лютеранских общин.
Кроме того, Пётр I поддерживал заключение браков с королевскими семьями из немецких земель. Так, невестой его сына, царевича Алексея, стала принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, представительница одной из старейших династий Европы. Немецкими принцессами были: первая супруга императора Павла I Августа-Вильгельмина (после принятия православия - Наталия Алексеевна), его вторая супруга София-Доротея (Мария Фёдоровна), жена Александра I Елизавета Алексеевна, супруга Николая I Александра Фёдоровна, жена Александра II Мария Александровна, жена Николая II - последняя императрица России, - Александра Фёдоровна.
После смерти Петра I немецкая эмиграция в Россию продолжалась вплоть до царствования дочери Петра Елизаветы (1741-1761). Её правление называли «национальным» и «православным». Немцы, занимавшие видные государственные посты, были обвинены в государственных преступлениях и сосланы в Сибирь.
Наследником российского императорского трона после смерти Елизаветы стал внук Петра I, протестант, герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Пётр-Ульрих (1761-1762), привезённого в Россию и перекрещенного в православие. В результате очередного переворота Пётр III был отстранён от власти и обвинён в том, что его политика не отвечала национальным интересам страны и принципам православия. К власти пришла жена Петра III - немка София Фредерика Аугуста, принцесса Ангальт-Цербстская - в православии императрица Екатерина II Алексеевна (1762-1796), которая подобно своему предшественнику Петру, вошла в отечественную историю под именем Екатерина Великая.
Эта незаурядная личность смогла объединить огромное количество людей вокруг главной цели - славного будущего России. Вновь начинается расцвет наук и искусств, укрепляется дух нации. Империя уверенно раздвигает рубежи и было необходимо было заселить, освоить, закрепить за Россией ее окраинные земли. Нужны были люди, добротный человеческий материал, производить который естественным образом страна не успевала. Вполне закономерно, что в поиске таких людей Екатерина обратилась к своей родине - Германии.
4 декабря 1762 года она издала так называемый «вызывной» Манифест, в котором призывала иностранцев переходить в российское подданство и заселять пустующие земли. Этот Манифест на русском, французском, немецком и английском языках Коллегия иностранных дел разослала дипломатическим агентам за границей.
22 июля 1763 года вышел ещё один Манифест, в котором тот же призыв подкреплялся обещаниями помощи в обустройстве и щедрых льгот (свободный выбор места для поселения, освобождение от податей, налогов, воинской службы и прочих повинностей). Это «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» был обнародован одновременно с «Указом об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев» [см.: Кто такие российские немцы?].
До Екатерины II на приехавших в Россию иностранцев не смотрели как на российских подданных. Именно со времёни Екатерины Великой начинается для немцев качественно новый этап их истории в России.
В так называемой Всемилостивейшей Привилегии Павла I от 6 сентября 1800 предоставлялись дополнительные права менонитам (освобождение от военной и гражданской службы на все времена, освобождение от присяги перед судом, свобода ремёсел и др.).
Манифест Александра I от 20 февраля 1804 года особо выделял «поселенцев, которые могли служить образцом в крестьянском деле и в ремесле… хороших землевладельцев, знавших толк в виноградарстве, в выращивании тутовника и других полезных растений или имевших опыт в скотоводстве, особенно в разведении овец улучшенных пород, - крестьян, обладающих необходимыми знаниями для рационального ведения хозяйства…» [Там же].
Плановое заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года. Некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года.
Если переселенцы-колонисты сосредоточивались в сфере сельского хозяйства, внедряя новые для России технологии и поднимая пустующие земли, то другая линия немецкой иммиграции - прибалтийские дворяне - селились в городах. Образовалась довольно многочисленная группа так называемых городских немцев, пополнявших армию, флот, административный аппарат империи, ряды российской интеллигенции. Городское население российских немцев охватывало 50 городов с долей немецкого населения от 500 до 5000 человек. В Одессе их было до 12 000, в Москве до 20 000 и в Петербурге до 42 000 человек (данные 1905 года).