Монография. Раздел I, параграф 1 .1 (окончание) и параграф 1.2. Немецкий язык в России (начало)

May 14, 2023 14:23


Дорогие друзья! Я продолжаю начатую 2 ноября 2022 г. публикацию монографии «Иностранные языки в культуре и образовании России»

Oсновными иностранными языками были греческий и латинский, между которыми в ходе длительного соперничества за лидерство в православии победителем вышел греческий язык, ставший основным в конфессиональной сфере, латинский язык стал доминирующим в сфере науки.

Изучение классических языков осуществлялось в узкопрагматических целях, связанных с переводами теологической литературы, обслуживания потребностей церкви и государства. Переводческая деятельность была исключительно толмаческой, не связанной со знанием и усвоением культуры страны изучаемого и применяемого языка.

Учение в Древней Руси было ориентировано на усвоение определенной суммы знаний, но не их системы. Эту сумму знаний составляли книги Священного Писания, творения отцов церкви и учительная литература. Никаких определенных границ суммы знаний не существовало, ее объем принципиально оставался "распахнутым", так как познать всю божественную истину невозможно. Цель и ценность учение совпадали, выступали как единое целое, неразрывная пара, в которой вторая составляющая находилась в подчинении.

Содержание обучения предполагало и определенный способ его усвоения, форму - начетничество. При этом учение, как и вся жизнь человека, служит одной цели - спасению души.

1.2. Немецкий язык в России



Первые контакты немцев с жителями Киевской Руси восходят к концу первого тысячелетия нашей эры. Так, в 961 в Киев по приглашению вдовы князя Игоря Ольги из германских земель была направлена представительная делегация во главе со священнослужителем Адальбертом.

С течением времени немцы появляются на Руси всё чаще, причём не только как послы, путешественники и купцы. Многие из них приезжают навсегда и остаются в Киеве, и в близлежащих землях. Примечательно, что русские торговые люди также имели дворы в целом ряде германских городов. Приезжали на Русь немецкие мастера и ремесленники, добровольно, или по приказу: так, князю Андрею, сыну Юрия Долгорукого, германский император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства Суздаля. Знать заключала межэтнические браки . Такие брачные союзы способствуют установлению русскими князьями родственных отношений с немцами. Так, Князь Владимир Красное Солнышко взял в жёны дочь немецкого графа Куно фон Эннингена, три сына Ярослава Мудрого были женаты на немецких принцессах.

Во многих русских городах немцы оседают в связи с широким развитием торговли. До нас дошло множество договоров новгородских и псковских купцов с немецкими торговцами конца XII века. В средние века купцы немецкой Ганзы часто селились в городах Северо-Западной Руси. Для удовлетворения религиозных нужд иностранцев, остававшихся здесь жить, строятся кирхи. В Новгороде, возводится церковь Святого Петра, а на Ладоге - церковь Святого Николая. Как показывает анализ, часть современных российских немцев является потомками немецких рыцарей, которые, начиная с конца XII века, вторгались в прибалтийские земли. Другие появились на Руси по приглашению восточнославянских князей. Многие современные российские немцы - потомки приглашенных в Россию в разные времена немцев-ремесленников, врачей, ученых, военных, содействовавших развитию ремесел и мануфактур.

Много среди них потомков колонистов, поселившихся по указам русских царей в Поволжье, Сибири, Крыму других территориях Империи. Особенно много немцев переселилось в Россию в середине XV - первой трети XVI вв., в годы царствования Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Василий III сформировал из пунктуальных и исполнительных иноземцев почетную стражу. С тех пор немцы стали оседать на русской земле, ассимилироваться с местными жителями, а перевод с немецкого осваивался в процессе людских взаимоотношений.

На службу Московскому государству приглашались оружейники, архитекторы, врачи, горнорабочие, художники, офицеры. Большинство из них владением военным искусством, секретами ремесел помогали русскому народу в подготовке к избавлению от татаро-монгольского ига. При их помощи, по свидетельству Карамзина, строятся военные укрепления и крепости, готовятся взрывники и минеры. В эти годы немецкие купцы и торговцы прокладывают через Россию торговые пути в Индию и на Ближний Восток.

Заинтересованные в западных специалистах русские цари приглашали ко двору и на службу лиц различной этнической принадлежности: шведов, финнов, немцев, датчан, голландцев, французов, англичан. Всех их называли «немцы», возможно, из-за непонятной речи (ср. со словом «немой») или преимущественной доли немцев в их числе.

В конце 1480-х Иван III специально направил в германские земли грека Юрия Траханиотиса, который привёз в Москву каменщиков, кузнецов, медников, врача, специалиста по изготовлению церковных органов и других умелых людей. Многие из них взяли в жены русских девушек и поселились в пригороде на северо-востоке столицы. Так, Стрелецкая слобода в Москве была выстроена для иноземных солдат (поляков, литовцев и немцев).

В царствование Василия III (1505-1533) были установлены торговые связи с Германией, что усилило приток в Россию немецких торговых людей.

В конце XV века приглашённые из Германии рудокопы открыли залежи серебряной руды на Печоре. В Москве немцы жили с конца XV века. В XVI веке начался приток в Россию немецких купцов, ремесленников, врачей, ювелиров и других специалистов. Тогда же в русский язык пришли немецкие слова и термины, которые мы сегодня воспринимаем как исконно русские (лагерь, грош, фунт, солдат, капитан, бархат, балка, фальшивый и др.).

Ко времени правления Ивана Грозного (1547-1584) относится появление в царском окружении немалого числа немцев, хотя в этот период миграция немцев на Русь в целом замедлилась. Немцы служили в войске царя, в опричнине (Йоганн Таубе, Эларт Крузе, Генрих Штаден). В Москве немцы селились в Китай-городе, на Земляном валу. За рекой Кокуй была устроена особая слобода, которая первоначально так и называлась - Кокуй, или Кукуево. С 1652, уже на реке Яузе (на северо-востоке Москвы), возникает поселение, получившее название Новой иноземной слободы, а с начала XVIII - Немецкой слободы, где жили не только немцы, но и другие иностранцы. Здесь мирно уживались друг с другом представители разных национальностей и конфессий.

В Москве и слободе у немцев-протестантов были свои церкви. Так, 1559 год принято считать началом истории старейшей евангелическо-лютеранской общины в России, которая появилась в Москве. Известно и имя первого лютеранского пастора Тимана Бракеля. Окончательно московская лютеранская община складывается с появлением в Москве лютеранской церкви и постоянно живущего в городе духовенства. Первое упоминание о сооружённой в городе кирхе относят к 1576 году. Её существование было документально засвидетельствовано в письме Магнуса Паули, найденном в Ревельском городском архиве. В письме говорится о разрешении Великим князем (Иваном IV) немцам открыто придерживаться чистого евангельского учения аугсбургского вероисповедания и дарования им церкви.

В период царствования Ивана IV немцы-лютеране расселяются во Владимире, Угличе, Костроме, Нижнем Новгороде, Твери, Казани, Архангельске. Они сначала появлялись в городах как пленные, но затем оставались жить вместе с семьями. К существенному росту числа таких людей привела затянувшаяся Ливонская война (1558-1583). Примечательно, что из многих мест поселений лифляндцев только в Нижнем Новгороде образовалась постоянная община со своим проповедником (пастор Скультет).

Племянница Ивана Грозного была первой православной христианкой на Руси, выданной замуж за лютеранина по вероисповеданию герцога Магнуса фон Озеля (старшего сына Христиана, герцога Голштинии). Царь пытался таким образом упрочить свои позиции на международной арене.

Немцы-лютеране появлялись в России не только в качестве пленников. Одной из немаловажных причин эмиграции немцев-лютеран с их исторической родины в Россию (как и в другие страны) послужило противодействие, которое встретило лютеранское вероисповедание с начала своего существования со стороны римского папы и католических государей. Вормский эдикт 1521 года запрещал исповедовать лютеранство, предписывал сжигать лютеранские книги, обязывал граждан выступать против нового вероучения.

Притоку и оседанию лютеран в России способствовала существовавшая в стране религиозная терпимость к протестантам: им предоставлялась свобода в исповедании веры и отправлении культа, разрешалось строить церкви. Власти сознательно отдавали предпочтение лютеранам (протестантам), поскольку протестантизм представлял собой меньшую опасность для ортодоксальной церкви и протестантской веры, чем католичество. Путешествовавший по России в 1689 году французский дипломат Фуа де ла Нёвилль в опубликованной им 1698 году книге «Любопытное и новое известие о Московии» отмечал, что ни одно из вероисповеданий, за исключением католического, не находит в Московии запрещения.

Распространению немцев-лютеран в России благоприятствовали и политические условия; у России были напряжённые отношения с католическими Польшей и Литвой и она ориентировалась на лютеранские страны.

Заметим, что жизнь поселившихся в России иностранцев была нелегкой. Так, немец Фюльстерберг, оружейный мастер помог Ивану Грозному взять штурмом Казань. Позже царь в приступе ярости сжег немецкую слободу Кокуй и многих немцев заточил в тюрьму вместе с плененными татарами. При этом пленённый ранее татарский хан заявил: «Вам, немецким собакам, так и надо! Вы вручили русским оружие, которым они избили нас. Сегодня этим кнутом они лупят вас». Позже слободу вновь отстроили, возвели новую церковь [Электронный ресурс № 13].

Число живущих в России немцев заметно выросло в царствование Фёдора Иоанновича (1584-1598) и Бориса Годунова (1598-1605) При Федоре Иоанновиче около пяти тысяч протестантов (в основном немцев-лютеран) служило в русских войсках, занимая, как правило, руководящие должности.

Борис Годунов приглашал в Россию немецких ремесленников и техников, специалистов-медиков. Кроме того, он предлагал выписать из Германии, Англии, Дании, Франции, Италии учителей для преподавания иностранных языков. При нём была основана первая в Москве немецкая школа, существовавшая при лютеранской кирхе, в которой училось до 30 учеников.

По свидетельству иностранных современников, царь «Борис был очень расположен к немцам».  Наряду с полной свободой и правами гражданства в Москве, которые Годунов предоставил иностранцам наравне с московскими купцами, он даровал немцам свободу совершать богослужения, иметь собственную церковь и жить в «немецкой вере».

Желая породниться с чужеземными государями, Борис Годунов хотел выдать свою дочь замуж сначала за герцога Густава, сыны шведского короля Эрика, затем - за одного из братьев датского короля, и, наконец, за немецкого принца Иоганна (второй случай в русской истории династического брака между представителями разных конфессий). Приглашение Годуновым иностранцев-иноверцев - «нехристей» - как называли на Руси иностранцев, вызывала недовольство московской знати.

Тем не менее, как свидетельствуют историки, в Москве (в районах Харитоньевского и Мёртвого переулков) немцы селились еще в XII-XIII веках. К 1643 году в столице насчитывалось около 400 немецких дворов. Междоусобицы Смутного времени затронули и немцев. Их защищал Лжедмитрий I, но преследовал Лжедмитрий II (немцы - московские жители и наёмники принимали участие в военных действиях с обеих сторон). Так, в 1610 люди Лжедмитрия II уничтожили построенную при Борисе Годунове лютеранскую церковь в Москве.

Установившееся после Смутного времени благоприятное для немцев-лютеран трёхсотлетнее правление дома Романовых сказалось на росте их численности в России и увеличении территории их расселения. При царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) они стали селиться в Серпухове, Ярославле, Вологде, Холмогорах. Число немцев-лютеран из года в год увеличивалось и к концу его царствования составило около 1000 семейств. Формировались новые лютеранские общины. В 1626 часть московских лютеран образовала новую общину, построив церковь в Белом городе.

При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) приток иноземцев не ослабевал. Это было связано с усилившейся эмиграцией протестантов из Западной и Центральной Европы во время Тридцатилетней войны, войны России с Польшей за Малороссию, потребовавшей призыва военных специалистов из числа иноземцев. В течение только двух лет (1662 и 1663), по свидетельству дипломата Гордона, в Россию прибыло много иноземных офицеров, некоторые из которых приехали с жёнами и детьми. В правление Алексея Михайловича немцы-лютеране проживали в Новгороде, Пскове, Переяславле, Белгороде.

Военные, после окончания войны (1658-1659) массово возвращавшиеся в Москву, стали основой новой евангелическо-лютеранской общины.

В 1662 в Москве образовалась саксонская лютеранская община. С её возникновением в Россию из Дрездена в 1662 году был прислан пастор Иоганн Готфрид Грегори, деятельность которого способствовала укреплению связей лютеран Саксонии с лютеранами, проживавшими в России. Герцог Эрнст Благочестивый предоставлял регулярные щедрые пособия Московской саксонской общине. На эти средства в Москве была основана школа для детей лютеран.

Правители Саксонии (курфюрст Иоганн Георг II и герцог Христиан, позже саксонский герцог Эрнст) посылали в Москву грамоты, ходатайствуя перед царём за лютеран, покровительствовали жившим в России единоверцам.

образование, культура, Булкин

Previous post Next post
Up