Feb 02, 2022 13:38
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» (Данте). Мог ли я нафантазировать, что в возрасте, когда я пройду половину века и еще половину от половины, что дело, которому я посвятил свою жизнь - образование и педагогика в России, очутится в «сумрачном лесу». Туда же попала, вслед за молодежью, и практически большая часть взрослого населения страны.
Это, к сожалению, нам, живущим сейчас, не надо доказывать. Сфера образования со всеми ее школами, министерствами, роно, гуно, академиями и прочим - вот здесь, перед глазами каждого, перед нашими глазами.
Мы все всё видим и так или иначе, в свою меру, оцениваем эту самую сумрачную систему.
Моя же личная задача сегодня скромнее - еще раз посмотреть на общую педагогику, обеспечивающую образовательный процесс в школе. Я написал «еще раз» потому, что здесь, на страницах “Живого журнала” в двух блогах - “Живая педагогика” (bulkinap.livejournal.com) и “Сетевое научно-педагогическое сообщество” (predu.livejournal.com) я со 2 ноября 2015 года опубликовал порядка полусотни статей по теоретическому корпусу педагогики. Статьи освещают темы «Статуса педагогики», «Антропологических истоков педагогики», «Педагогической деятельности как объекта педагогики», «Базовых понятий педагогики», «Законов педагогической деятельности», «Методологии педагогики», «Социальных детерминант образования и педагогики» и некоторых других.
Тексты статей я старался уместить в 3 (три) машинописных страницы и, полагаю, мне это удалось.
Но сегодня я вижу, что темы надо дополнить, к отдельным же темам необходимо вернуться и представить их в развернутом виде. И связано это с состоянием дел в нашей школе, прежде всего высшей, с падением именно в ней престижа, статуса и уровня педагогики как науки. И провал этот заложен в основе основ любого вуза - в учебных программах (именно здесь источник научной несостоятельности (и даже невежества) как студентов и преподавателей, так всей системы образования).
В качестве иллюстрации "истоков" обратимся к спискам рекомендуемой литературы в РПД (Рабочей программе дисциплины) по базовому курсу в двух вузах:
Год 2017. Московский педагогический государственный университет (МПГУ). В перечне основной учебной литературы по курсу педагогики из 6 (шести) книг все, только и исключительно, учебники. В перечень же дополнительной учебной литературы в 7 (семь) наименований включен и не учебник - работа Л.С. Выготского. “Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк”.
Год 2007. Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ), программа по курсу педагогической антропологии. В список основной литературы входили труды А.Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Дж. Брунера, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других ученых. Имелись и учебники, но только в перечне «Дополнительной литературы».
Идем далее. Я привожу сюжет о преподавателях педагогики (материал взят из моего блога от 9 декабря 2019 г.): в своём выступлении на конференции по педагогике в 2019 г. я провел эксперимент: я задал присутствующим преподавателям из разных регионов страны вопрос: кто знает имя Петра Федоровича Каптерева? Из полутора десятка человек руки подняла примерно половина. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Своё выяснение темы я продолжил в Интернете и нашел несколько РПД “Педагогика” (“Калининградский государственный технический университет”, “Шадринский государственный педагогический институт”, “Кемеровский государственный университет”, “Владимирский государственный университет”, “Московский городской педагогический университет”, “Московский городской университет управления Правительства Москвы”) за 2012-2017 годы. Так вот, ни в одной РПД нет указаний на труды П.Ф. Каптерева: нет ни в списках основной, ни ни в списках дополнительной литературы.
Подвожу итог: в современной государственной школе России “пропало” имя и труды основоположника отечественной педагогики. А изучение педагогики без трудов П. Ф. Каптерева аналогично тому, что физику студенты изучают без обращения к научным открытиям И. Ньютона и А. Эйнштейна, а химию - без периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (см. “Педагогическая амнезия. И не только (П.Ф. Каптерев)”.
Итак, дополнительная тема к уже опубликованным.
Педагогика.
Первое, точное по содержанию и отражающее всеохватывающий/глобальный, комплексный и универсальных характер всех процессов становления и развития человека, введения его в культуру социума, формирования его социокультурной сущности появилось в Др. Греции под именем «пайдейя» (пайд - питание, вскармливание, воспитание, ребенок). У Платона читаем - ”пайдейя означает тот путь, который должен пройти человек, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства (калокагатии) посредством овладения культурой, обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей (арете)”.
В древнегреческом полисе культура была одновременно и "воспитанием", и "возделыванием", и "культом". Этим и характеризуется процесс формирования свободных граждан, который афиняне обозначали термином "пайдейей".
Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в какой-либо области, а человек как личность, в основе которого лежит идея разносторонне развитого человека.
Однако, история распорядилась так, что в последующих веках, начиная с Римской империи первых веков нашей эры и вплоть до сегодняшних дней третьего тысячелетия, о педагогике начали говорить практически и исключительно как о прикладной дисциплине, связанной с усвоением и воспроизводством знаний. Педагогика трактовалась как дисциплина о воспитании и «книжном учении» в специальном социальном институте - школе.
Такую «педагогику» английский философ Ф. Бэкона (1561-1626) включает в свою классификацию наук, обозначая ее то как «искусство передачи знаний», как «учение о передаче знаний...» и о «порядке прохождения материала и методики обучения», то как учение о «воспитании детей и юношества» («Великое восстановление наук» // Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. Т.1. М., «Мысль», 1977. - С. 379, 381).
Чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670), в своих трудах по педагогике использовал, в соответствии с принятой в его время терминологией, термин «дидактика». В пространном, на полтора десятка строк, названии главного теоретического труда Коменского (опубликован на латинском языке в 1657 г. в Нидерландах) сказано: «Великая дидактика содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ …научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
Процесс образования Коменский сравнивал с работой сложной машины, которую нужно наладить, пустить в ход, а дальше она уже сама будет обучать и воспитывать, независимо от квалификации учителя: «Итак, искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не труднее, чем взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячу страниц, или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести, или, сев на корабль, переплыть океан и отправиться в Новый Свет. Все пойдет не менее легко, чем идут часы с правильно уравновешенными грузами, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую можно только достигнуть в подобном искусном инструменте» (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - С.316).
При таком «искусстве обучения» личные качества и мастерство учителя, его способности, творчество и прочее не имеют значения и не востребованы и даже, чтобы ни писал в «Великой дидактике» и других педагогических работах сам Я.А. Коменский, - излишни.
Окончательное вхождение термина и понятия «педагогика» в европейскую культуру происходит в следующем, XVIII в. Оно используется И. Кантом (1720-1802) с 1776 г. в его курсах лекций по педагогике (изданы в 1803 г. под названием «О педагогике»). Здесь И. Кант определяет педагогику «как науку о воспитании» (И. Кант. Трактаты и письма. М., Наука, 1980. - С. 459).
О том, что педагогика как наука к этому времени получила распространение также вне стен университетов, свидетельствует тот факт, что в своих лекциях И. Кант ссылается на периодическое издание «Педагогических бесед» И.Б. Базедова и И.Г. Кампе, комплект за 1775 г..
Констатируем, ко второй половине XVIII в. в Европе вошло в употребление понятие «педагогика» для обозначения науки о воспитании, образовании и обучении.
Что касается России, то первое употребление термина «педагогика» относится к 1784 г. Н.И. Новиков (1744-1818) (ученый, просветитель, общественный деятель) в статье «О сократическом способе учения» первым в России заговорил о «науке, которую можно назвать педагогикой, дабы одним словом обозначить воспитание и учение» (Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV, части I и II. - М., 1936. - С.89; Антология педагогической мысли России XVIII в. - М.: Педагогика, 1985. - С.338).
Формирование научной педагогики в стране активизировалось в XIX в. с утверждения в 1803 г. Министерства народного просвещения и подведомственных ему учебных заведений начального, среднего и высшего уровней (приходские школы, уездные училища, гимназии, лицеи и университеты), составивших стройную систему образования империи.
Творцами научной педагогики были Н.И. Пирогов (1810-1881), К.Д. Ушинский (1824-1870), П.Ф. Каптерев (1849-1922).
Н.И. Пирогов статьей «Вопросы жизни» (1856) поставил в центр русской педагогики человека, заложив тем самым основания российской педагогики как науки.
К.Д. Ушинский, пришедший в педагогику под влиянием Пирогова, в 1868 и 1869 гг. теоретически зафиксировал проблему человека как ведущую тему в двух тома «Опытов педагогической антропологии».
П.Ф. Каптерев завершил переориентацию отечественной педагогики на человека и представил в «Дидактических очерках. Теория образования» (1915) русскую педагогику как стройную научную систему.
Со второго десятилетия ХХ в. движение России и отечественного образования по научному пути прерывается. Педагогика в СССР целиком и безраздельно превращается в служанку власти, получает идеологический статус и вводится в номенклатуру марксистко-ленинских дисциплин.
С распадом СССР и созданием РФ сложились все необходимые и достаточные условия для реставрации педагогики как науки: прежде всего - это отказ от идеологии и единомыслия в науке и практике, правовое и законодательное обеспечение новой системы образования на базе Федерального закона 1992 года «Об образовании» и пр. В целом интенсификация исследований по теоретико-методологическим проблемам педагогики касалась именно ее научного статуса и определения реального объекта ее исследований.
Но реставрация педагогики как науки в постсоветской России не состоялась: в конечном итоге всё завершилось фарсом - в конце 90-х годов ХХ в. между академиками РАО Лихачевым Б.Т. и Краевским В.В. разразилась личная “дискуссия” о приоритете одного из понятий - "воспитания" или "образования": какое из них является главным, системообразующим, основным? Какое из них шире, "первичнее"? Что во что входит?
С тех пор все учебники и учебные пособия по педагогике построены в соответствии с «понятийной» приверженностью их авторов. Так, «образованию» как объекту отдано предпочтение в учебниках Вульфова Б.З. и Иванова В.Д. (2000), Сластенина В.А. и Каширина В.П. (2001), Корнетова Г.Б. (2003), Сластенина В.А., Исаева И.Ф. и Шиянова Е.Н. (2004), «Педагогике» под. ред. Крившенко Л.П. (2004), учебнике Краевского В.В. (2005).
«Воспитание» как объект педагогики положено в основу пособия Воронова В.В. (1995), в «Педагогике» под ред. Пидкасистого П.И. (1996), в учебнике Подласого И.П. (1996, последнее издание 2018 г.), а также в «Педагогиках» под ред. Смирнова С.А. (2004), Коджаспировой Г.М. (2004, последнее издание 2016 г.), Бордовской Н.В. и Реан А.А. (2004), в учебниках Белухина Д.А. (2005), Харламова И.Ф. (2005), Столяренко А.М. (2006).
Но фарс обернулся трагедией. На сегодняшний день 2020-х годов в официальной отечественной общей педагогике (той дисциплине, которая положена в основу системы образования страны) мне не известны труды научные (статьи и монографии) или учебные (учебники, учебные и методические пособия), в которых объект исследования был бы единым и единственным, как того требуют стандарты науки.
В целом педагогика является комплексной дисциплиной, исследующая все аспекты педагогической деятельности социума и человека. Поэтому более точен и корректен термин “глобальная педагогика” (предложен Реморенко И).
образование,
педагогика,
воспитание