Можно ли перевернуть ДПО?

Nov 22, 2017 11:41

О «перевернутых» классах написано много - тема интересная и технологичная, для описания и восприятия простая, а подход выглядит эффективным. Но подавляющее большинство публикаций - о школах, максимум, о вузах. А для дополнительного профессионального образования, в первую очередь, для коротких курсов повышения квалификации взрослых это подойдет? А смысл есть? Попробую разобраться…



Суть модели «перевернутого» обучения в том, чтобы поменять местами домашнее задание и классную работу. Т.е. на уроках вместо изложения материала, учитель разбирает с учениками практические задачи, а теория изучается дома.

Но в краткосрочном обучении нет домашних заданий… На короткие курсы (2-5 дней) приходят взрослые люди - работающие, семейные. Приходят именно за тем, чтобы получить определенный набор знаний и умений в строго отведенное для этого время. Выносить часть материала на самостоятельное изучение между занятиями рискованно - если домашка не будет выполнена (что вполне вероятно), от этого сильно пострадает результат.

Получается, ответ однозначный - не подойдет. В исходном варианте.

А модификации возможны?

Для этого придется копнуть глубже - в смысл такого подхода. Зачем, с какой целью делается такая замена?

Переворачивание выносит пассивный процесс односторонней трансляции знаний от учителя к учащимся за пределы класса, а освободившееся аудиторное время предлагает потратить на что-то более полезное, например, на развитие навыков и личности учащихся - в непосредственном общении их друг с другом и преподавателем.

Использование высвободившегося времени на развитие учащихся целесообразно в длительных программах, включающих не только знаниево-навыковую компоненту, но и неторопливое и кропотливое развитие умения и желания учиться, профессиональной и личной коммуникации и пр. В ДПО мух с котлетами обычно не смешивают - программы саморазвития, управленческие навыки, технологические знания - это все разные, как правило, короткие курсы. Ингредиенты, из которых сам взрослый человек (или его руководитель) формирует траекторию обучения.

В рамках короткого курса есть ли смысл перераспределять время? Конечно. Если удастся сократить аудиторную лекционную часть - ту самую одностороннюю трансляцию, - за счет этого преподаватель в классе сможет больше внимания уделять слушателям - отвечать на вопросы, помогать делать больше заданий, организовывать дискуссии и т.п. Т.е. обучение станет более индивидуальным, активным и практическим.

Но возможно ли это сделать? И как?

Если вспомнить про риски невыполнения домашних заданий между занятиями, то единственный вариант - поделить весь курс на две части: всю теорию, которую можно отдать на самостоятельное изучение одним блоком, и всю практику, которую сконцентрировать в очном формате.

Но если внимательно посмотреть на, к примеру, курсы по ИТ, то в них теория и практика нарезаны мелкими кусочками и тщательно перемешаны. Выдернуть только лишь теоретический материал пусть даже за день безболезненно не получится.

Можно сделать следующий шаг в модификации - не нарезать, а составить курс из двух частей: теория плюс несложные задания на закрепление материала и практика, направленная на формирование навыков. Причем, навыков не тривиальных типа слепой печати, а более сложных, требующих контроля преподавателя-наставника.

Тогда можно первую часть перевести в электронный вид и проводить обучение в дистанционном формате. А уже после прохождения теоретических модулей собирать группу на очные чисто практические занятия. Это будет удобным особенно для иногородних слушателей.

Такой подход целесообразен только в случае, когда заказчику нужно быстро натаскать сотрудников на выполнение определенных действий. И соглашусь, пожалуй, что это уже не «перевернутое» обучение, а, скорее, привычный смешанный формат (blended learning). Просто взгляд с другой стороны - с практикоориентированной, когда специфичные цели определяют сам принцип смешения.

Можно на исходный вопрос о модификации «перевернутого» класса попробовать ответить по-другому. Вынос теории на самостоятельное изучение делается для того, чтобы учитель больше времени уделял работе с учениками и меньше его тратил на изложение материала. А можно ли это сделать как-то иначе? Без домашних заданий?

Да. Например, перевести теоретические модули в видеоформат, который учащиеся будут просматривать в одном классе, но каждый за своим компьютером. При этом человек проведет в аудитории ровно столько же времени, сколько при традиционном очном обучении, но:
  • сам слушатель может гибко перенастраивать свою программу обучения, если, к примеру, часть теории ему уже знакома - больше времени освободится для практических упражнений или на более детальное изучение неизвестного и сложного для него материала;
  • преподаватель, который теперь не должен тратить время на устное изложение теории, может больше внимания уделить каждому слушателю.
Получилось то, что мы называем «персональным обучением». По нашей статистике оно на 30% эффективнее традиционного подхода. И да - это опять-таки не «перевернутая» модель, хотя идеологически близка к ней.

Подведу итоги:
  1. «Перевернутый» класс для отдельных коротких курсов в оригинальном виде применять нецелесообразно от слова «совсем».
  2. Различные модификации теоретически возможны, но при изменении исходной модели получаются иные форматы, к которым образовательная среда пришла ранее совсем другими путями. Так что можно ли при этом вообще говорить о модификациях именно что «перевернутого» класса - вопрос неоднозначный.

педагогика, учитель, профобразование, допобразование

Previous post Next post
Up