О том, что спорт полезен для здоровья и ума, все знают. Но как это работает? Ниже - крупными мазками картинка работы мозга при физических нагрузках.
Для начала спойлер - нервные клетки не просто восстанавливаются. Мозг - это своего рода мышца, которую можно «накачать». А если вам предстоит решать сложные умственные задачи, связанные с большим объемом информации (мозговой штурм, экзамен, сложный курс и т.п.), эту мышцу можно заранее подготовить, чтобы она в нужный момент лучше запоминала и быстрее вспоминала. Итак…
В мозге тоже есть стволовые клетки, которые создают новые нейроны. Ученые доказали, что новому нейрону нужно 28 дней, чтобы встроиться в нейронную сеть мозга. Если «новорожденный» нейрон за этот период не задействуется в мозговых процессах, он погибает.
Также ученые доказали, что двигательная активность напрямую влияет на интенсивность создания новых нейронов, а решение сложных задач - на их активность, т.е. скорость встраивания в нейронную сеть мозга.
Ключевую роль в образовании новых нейронов играют белки нейротрофины - основной «строительный» материал для роста нейронов. Также в процессе создания нейронов участвуют некоторые гормоны, которые при физической активности начинают активно поступать в организм. В мозге эти гормоны активно взаимодействуют с нейротрофинами и способствуют усиленному делению стволовых клеток.
Ученые еще только подходят к задаче создания комплекса физических упражнений, направленного на развитие мозга, но некоторые выводы из уже проведенных исследований сделать можно.
Так, не рекомендуется учиться непосредственно во время физических нагрузок - при этом кровь отливает от мозга, снижая активность его отделов, важных для запоминания информации. Но кровоток восстанавливается сразу после упражнений, т.ч. это лучшее время для работы над сложными задачами. Тут вам и свеженькие нейроны наготове, и общее состояние организма, что называется, «бодрячком».
В 2007 году был проведен эксперимент, однозначно показавший: всего одна 35 минутная тренировка на дорожке для ходьбы с нагрузкой в пределах 60-70 % максимальной ЧСС (частота сердечных сокращений) повышает гибкость мышления. Другой эксперимент в нейпервиллском школьном округе США убедительно доказал, что физические нагрузки существенно увеличивают эффективность обучения - введение ежедневного «нулевого» урока физкультуры привело к значительному росту успеваемости.
Аэробные упражнения и сложные движения влияют на мозг по-разному: если первые увеличивают количество гормонов для генерации новых клеток и создают новые микрососуды, через которые эти гормоны быстрее распределяются по телу и попадают в мозг, то активность, направленная на запоминание сложных движений (йога, танцы, карате и пр.), способствует встраиванию «новорожденных» нейронов в общую сеть.
Мораль: получасовая пробежка перед занятием подготовит ваш мозг к лучшему запоминанию информации. А если учебы не предвидится, то «нейронную массу» можно заготовить и на будущее, выучив после аэробных нагрузок пару движений из йоги или танго.
По материалам:
Джон Рэйти и Эрик Хагерман. Зажги себя! Жизнь - в движении. Революционное знание о влиянии физической активности на мозг: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2017.